Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методическое построение курса






«Русский язык и культура речи»

 

Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста. Этот учебный курс призван сформировать у студентов представление о роли и значении языка в духовной культуре человечества.

Дисциплина читается студентам всех форм обучения всех специальностей (специфика форм обучения отражена в распределении часов по темам и видам учебных занятий). Преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» базируется на знаниях, полученных в школе. В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов отечественной истории, этики и эстетики, политологии, социологии, психологии и педагогики, философии, экономической теории. Практические умения и навыки работы с научной литературой будут востребованы весь период обучения.

Курс состоит из аудиторной (лекции и практические занятия) и самостоятельной работы. На лекциях рассматриваются важнейшие, узловые темы курса: вопросы динамики норм литературного языка, система функциональных разновидностей русского языка, культура научной и деловой речи, соотнесение коммуникативных качеств речи с уровнями языковой системы.

Практические занятия как вид аудиторной деятельности направлены на углубление научных лингвистических знаний, овладение коммуникативными умениями и совершенствование ортологических навыков. В ходе практических занятий студенты учатся свободно оперировать лингвистическими терминами, излагать самостоятельно изученный теоретический материал, готовить публичное выступление на заданную преподавателем тему, а также анализировать и оценивать выступления других; выполняют упражнения по лексике и фразеологии, грамматике и орфоэпии. На занятиях применяются активные формы и методы обучения.

Студенты, не выполнившие или неудовлетворительно выполнившие отдельные задания, предусмотренные для практических занятий, а также пропустившие аудиторное занятие или своевременно не выполнившие задания для самостоятельной работы, обязаны отработать свои задолженности в дни, установленные кафедрой.

Во время самостоятельной работыстуденты изучают необходимую для понимания курса основную и дополнительную литературу, готовят доклады и сообщения, выполняют практические задания в письменной форме. Помимо регулярной работы с лексикографическими изданиями, студентам рекомендуется знакомство с интернет-порталами www.gramma.ru и www.gramota.ru.

Контроль успеваемости и оценка качества подготовки студентов по изучаемой дисциплине регулярно проводятся на практических занятиях и во время индивидуальных консультаций. Принято выделять текущий и рубежный контроль успеваемости, а также промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости осуществляется на практических занятиях в форме устного опроса, работы в микрогруппах, проверки письменных работ разных видов (контрольная работа, диктант, грамматический практикум, создание текста определенного жанра).

Рубежный контроль проводится как во время аудиторных занятий, так и во время индивидуальных консультаций в форме выборочного тестирования по отдельным темам.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета по всем темам дисциплины.

На заочном отделении предусмотрено выполнение контрольной работы. Время на выполнение контрольной работы – 15 часов из бюджета времени самостоятельной работы.

Задание 1 проверяет уровень владения орфографическими и пунктуационными нормами. Задания 2 и 3 предполагают работу со словарями: орфоэпическим, толковым, возможно, энциклопедическим. Задания 4, 7, 8, 9, 10, 11 направлены на выявление уровня овладения грамматическими (морфологическими и синтаксическими) нормами. Задания 5 и 6 дают возможность самостоятельно определить уровень языковой компетенции, так как именно точность речи свидетельствует о нем.

Задания 12, 13 и 14 проверяют уровень теоретических знаний о функциональных стилях русского языка и сформированность практических умений.

В конце контрольной работы студент должен составить библиографию, в которой необходимо указать словари и справочники, использованные при выполнении контрольной работы.

 

Цели и задачи учебного курса «Русский язык и культура речи»

 

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на формирование коммуникативной компетенции студентов вуза, в отличие от средней школы, где изучение русского языка прежде всего нацелено на формирование языковой компетенции учащихся. К сожалению, речь большинства студентов характеризуется низким уровнем культуры общения, эклектикой в использовании форм и методов речевого взаимодействия.

Нет сомнений в том, что владение русским языком и культурой речи – одна из важнейших составляющих профессиональной компетенции специалиста в любой сфере деятельности. Овладение речевой и языковой культурой поведения – одно из обязательных условий развития профессиональных качеств специалиста, работающего в любой отрасли.

Основной целью преподавания данного курса является совершенствование коммуникативной компетенции студента, т.е. повышение уровня практического владения русским языком в разных сферах функционирования и в письменной, и в устной форме.

В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи:

- дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в различных сферах общения;

- ознакомить студентов с прошлым и настоящим русского литературного языка;

- сформировать практические навыки и умения в области составления различных типов текстов, предотвращения и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, адаптации текстов для устного или письменного изложения;

- сформировать умения оценки речевого поведения в различных ситуациях общения;

- расширять общекультурный кругозор учащихся;

- совершенствовать навыки и умения рационального речевого поведения

студента в различных коммуникативных ситуациях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.