Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательная среда






Ясвин В.А. понимает под образовательной средой (или средой образования) систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Структура образовательной среды (Ясвин В. А.) три базовых компонента:
- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей,
- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно- воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими,
- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

В соответствии с этими компонентами строится проектирование и моделирование (конкретизация для данного класса, школы) обра

зовательной среды как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития учащихся. В настоящее время активно происходят:
- смена образовательных парадигм, т. е. тех исходных дидактических и психологических оснований, на которых построены содержание и методы обучения, характерные для данной образовательной технологии,
- изменение целей обучения,
- изменение представлений о развитии способностей учащихся в ходе обучения.

Смена образовательных парадигм.

Современное состояние системы образования характеризуется сосуществованием разных образовательных парадигм, т. е. разных парадигм обучения и развития детей. А именно:

- традиционное обучение,

- развивающее обучение,

- личностно-ориентированное обучение,

- развивающее образование.

Осознан и принят социальный заказ на формирование такой личности, которая способна к вхождению в социум, характеризуемый сосуществованием различных социальных общностей и экономических систем.

Это потребовало переосмысления самой парадигмы образования и перехода от традиционной, так называемой, адаптивно-дисциплинарной модели обучения на развивающие образовательные технологии. Изменение парадигмы образования здесь заключается в следующем.

Традиционная парадигма обучения построена на принципе трансляции знаний учителем и воспроизведении его учениками. Дело в том, что образовательные технологии, построенные на принципе трансляции (передачи), провоцируют преимущественное развитие репродуктивных способностей учащегося
(от познавательных стереотипов восприятия, памяти и мышления до личностных стереотипов социального поведения).

 

В настоящее время, в соответствии с целями обучения, выделены три категории таких образовательных парадигм: образовательные (ускоренное и/или обогащенное обучение), образовательно-развивающие и развивающие (мышление и/или личность).1 При этом кроме традиционного фронтального метода работы, активно используются методы групповой и индивидуальной (индивидуальная программа обучения) работы/

Целью учебного процесса становится не просто достижение определенного уровня знаний умений навыков, а создание условий собственно осуществления развития способностей и личности, учащихся иными словами, прежде чем говорить о дидактическом проектировании занятия, необходимо осуществить его психологическое проектирование.

Это проектирование может осуществляться двумя путями (методами) Один из них это так называемые теории развивающего обучения, наиболее известной из которых является концепция Эльконина — Давыдова.

Другой путь психодидактического проектирования образовательной технологии, который, в отличие от развивающего обучения, мы называем развивающим образованием, ориентирован:

• во-первых, на создание образовательной среды (условий), создающих возможность для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей и развития уже проявившихся способностей и личности каждого учащегося, в соответствии с присущим каждому индивиду творческим потенциалом;

• во-вторых, на комплексное развитие различных видов способностей и сторон личности (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных) в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Таким образом, проектирование учебной деятельности в русле развивающего образования становится комплексной психо- дидактической проблемой. процесса, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды, что является принципиальным положением теории развивающего обучения.1

Таким образом, тенденция развития образовательных парадигм в направлении от традиционных к развивающим методам обучения учащихся, приводит к тому, что в качестве предмета теории и практики развивающего образования начинает выступать образовательная среда, ее типология, проектирование и моделирование (т.е.

Изменение целей обучения.

Для современного образования характерны следующие цели обучения:

- развитие зун, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию.

- развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, математических, технических, спортивных и т.д.)

При этом не используются собственные психологические закономерности развития этих способностей;

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности

- развитие способности учащегося к учению, как необходимого условия обучения любым видам деятельности. С психологической точки зрения это предполагает развитие способности учащегося быть субъектом учебной деятельности на основе приоритетного использования для построения дидактического компонента обучения тех психологических закономерностей, которые лежат в основе формирования учебной деятельности.1

- развитие личностных способностей учащегося. Это предполагает в первую очередь развитие мотивационной и ценностной сфер личности учащихся, их коммуникативных способности, т.е. способности к межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, в первую очередь - учебной. В качестве примера можно привести личностно- ориентированное обучение «по Амонашвили»;

- развитие социальных способностей, когда в отличие от предшествующих пунктов, предметом развития выступает цель образования, является присвоение учащимися способов социального и межличностного взаимодействия, необходимыми для успешного вхождения и функционирования в современной социальной среде. Решение такой задачи требует создания условий для формирования у учащегося способности быть субъектом процесса своего социального развития, что включает в себя овладение социокультурными способами межличностного взаимодействия в социальных общностях разного вида и в разных видах совместной деятельности (учение, общение, труд, спорт, искусство и т.д.).

В совокупности перечисленные цели составляют содержание и методы социализации как базовой функции дополнительного образования.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для жизни в обществе. С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.

• условия обучения и развития, когда образовательная Среда предоставляет собой совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей. Например, все дети идут учиться в школу, потому что именно там созданы условия для получения знаний по предметам общеобразовательного цикла. Но физико-математическая школа или

спортивная школы в плане содержания обучения предоставляют разные возможности для обучения и развития учащегося.

• средства для обучения и развития учащегося. В этом качестве образовательная Среда может выступать в качестве средства " в руках" педагога, когда он целенаправленно выстраивает образовательную среду, необходимую, по его мнению (и умению) для решения тех или иных педагогических задач. Но образовательная Среда может служить и собственным, субъективным средством развития учащегося Субъективным в том смысле, что учащийся сам выбирает или простраивает для себя образовательную среду, соответствующую его интересам. В качестве примера можно привести дополнительное образование, профориентационые действия учащегося, переход учащегося на индивидуальную или экстернатную формы обучения, выбор школы, где физику преподают лучше и т. п. Существенно, что в этом случае учащийся, целенаправленно выбирая и/или свою образовательную среду, по сути, превращает ее в средство индивидуального развития, т. е. он становится субъектом своего развития, а образовательная среда — объектом его выбора и использования в качестве недостающего ему средства развития своих способностей;

• предмета проектирования и моделирования, когда в соответствии с целями обучения и особенностями развития контингента учащегося теоретически проектируется и затем практически (с учетом конкретных условий) моделируется тот или иной вид и тип образовательной среды. Например, микросреда (в классе) развивающего типа/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.