Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Универсалии словесно-художественного искусства как способ систематизации межлитературного процесса






Универсалии словесно-художественного искусства как метасодержательные и формообразующие начала разного типа, являющиеся константной основой мирового литературного процесса. Мифы как источник универсалий. Механизм возникновения универсалий в искусстве (теория архетипов, разработанная К.Юнгом). П сихоисторические модели, захватывающие господствующее положение в культуре и являющиеся системообразующими на той или иной фазе культурно-исторического развития. Исторические изменения в понимании слова как в обыденном сознании, так и в литературном творчестве. Глубинное родство общих мыслительных структур каждой исторической «эписистемы», установленное М.Фуко. Универсальное значение, которое имеют фиксируемые на разных уровнях художественной деятельности типы ориентации духовной жизни. Типология культуры, разработанная Ю.М.Лотманом. Характеристика главных типов культурных кодов, на основе которых складываются «языки» отдельных культур, дающая возможность выявить универсалии культуры и построить «единую систему типологических характеристик основных культурных кодов и универсальных признаков общей структуры «культура человечества». (Лотман Ю.М.)

«Общие» идеи и понятия, устойчивые способы художественного мышления и самовыражения, которые возникают в литературе разных эпох и народов и обнаруживаются исследователями на самых разных уровнях: в сходных способах художественного мышления, образно-тематическом строе произведений, принципах и приемах художественного изображения и т.д.

Трансформация универсальных механизмов смыслообразования в культурной практике разных народов. «Процедуры» формирования смысла, характерные для европейской и классической арабско-мусульманской культуры (концепция А.В.Смирнова).

Эстетические категории (трагическое, комическое и др.) как универсалии. Вариативность этих категорий, их обусловленность национальной традицией, актуальными для каждой историко-литературной ситуации познавательными установками и т.д.

Категории поэтики в компаративистских исследованиях.Общекультурная функция хронотопа, обнаруживающего связь между концептуально-содержательными и формально-логическими параметрами текста. Национальное своеобразие художественного времени и пространства, отражение представлений об этих категориях, которые сложились в бытовой культуре, религии, философии. Символ как универсальная категория искусства и культуры. Специфика природы символических образов в русской и татарской литературах. Мотив как категория исторической и теоретической поэтики. Семиотическая природа мотива и закономерности его функционирования. Семантические, синтаксические и прагматические аспекты мотива. Принципы и модели описания мотивов. Наиболее частотные и эстетически значимые мотивы. Отношения между инвариантным значением мотива и его вариантной семантикой.

Типологические категории и универсалии. Жанровые и стилевые универсалии. Дискуссионность проблемы универсалий в современной науке. Постановка и предложение варианта решения вопроса о соотношении универсализма и партикуляризма в культурах и литературах.

Задания для самоконтроля:

1.Что такое универсалии? Выписать определение понятия.

2. Чем отличаются универсалии от типологических схождений.

3. Каковы источники возникновения универсалий?

4. Каковы причины вариативности универсальных закономерностей?

5. Определите сферы проявления универсалий словесно-художественного искусства.

6. Как М.Ю.Лотман понимает культуру?

7. Какой критерий лежит в основе классификации кодов культур?

8. Какие типы культуры выделяет Лотман и каковы существенные признаки каждого из них?

9. Какое значение имеет категория метода для компаративистских исследований?

10. Какое значение имеет категория жанра для компаративистских исследований?

11. Какое значение имеет категория стиля для компаративистских исследований?

Литература:

Аверинцев С.С. Символ / С.С.Аверинцев // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001. – С. 976 – 978.

Категории поэтики в смене литературных эпох / С.С.Аверинцев, М.Л.Андреев, М.Л.Гаспаров и др.// Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер. – М.: Наследие, 1994. – С. 3 – 38.

Азбукина А.В. Образ-символ «соловей» в русской поэзии Х1Х века: Дис. …канд. филол. наук / А.В.Азбукина. – Казань, 2001. – С.3 – 100.

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д.Ахундов. – М.: Наука, 1982. – С.150 – 189.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М.Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 234 – 236, 391 – 408.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – С. 7 – 180.

Бертельс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература / Е.Э.Бертельс. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1965. – 524 с.

Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп / Ю.Б.Борев. - М.: Политиздат, 1988. – 495 с.

Бройтман С.Н. Историческая поэтика: учеб. пособие / С.Н.Бройтман. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. – 320 с.

Бройтман С.Н. Символ / С.Н.Бройтман // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С.226-227.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н.Веселовский. – М.: Высш. шк., 1989. – 406 с.

Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выгодский. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.

Есин А.Б. Время и пространство / А.Б.Есин // Введение в литературоведение: основные понятия и термины. – М.: Высш. шк., 1999. – С.182 – 197.

Колобаева Л.А. Символ как хранитель и возмутитель классической традиции / Л.А.Колобаева // Классика и современность. – М.: Изд-во Моск. ун- та, 1991. – С.60 – 89.

Кривцун О.А. Эстетика / О.А.Кривцун. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 430 с.

Литературные архетипы и универсалии / Под ред. Е.М.Мелетинского. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. – С.50 – 87.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд / Д.С.Лихачев. – М.: Наука, 1979. – С. 209 – 351;

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: тр. по языкознанию / А.Ф.Лосев. - М.: Изд-во МГУ, 1982. – С.3 – 56.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф.Лосев. – М.: Искусство, 1976. – С.78 – 130.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М.Лотман. – М.: Яз. рус. культуры, 1996. – 464 с.

Лотман Ю.М. История и типология русской культуры / Ю.М.Лотман. – СПб.: «Искусство – СПБ», 2002. – С.89 – 120.

Лотман Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М.Лотман // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2001. – С.240 – 249.

Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М.Лотман. – Пб.: Гуманит. агентство «Академ. проект», 2002. – 543 с.

Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М.Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, 1988. – С. 251 – 293;

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М.Мелетинский. – М.: Вост. лит., 2000. – 406 с.

Пространство и время в литературе и искусстве: Теоретические проблемы. Классическая литература: метод. материалы по теории лит. – Даугавпилс: ДГПИ, 1987. – 104 с.

Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. – 298 с.

Роднянская И.К. Художественное время и художественное пространство / И.К.Роднянская // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1978. – Т. 9. – С. 772 – 779.

Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии: (Критика и анализ) / К.А.Свасьян. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1980. – 100 – 150.

Тамарченко Н.Д. Хронотоп // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д.Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С.287 – 288.

Теория литературы: словарь для студентов / Науч. ред. Я.Г.Сафиуллин; сост. Я.Г.Сафиуллин, В.Р.Аминева, А.З.Хабибуллина и др. – Казань: Казан. ун-т, 2010. – 147 с.

Топоров В.Н. Миф Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В.Н.Топоров. – М.: Прогресс. Культура, 1996. – С.90 – 139.

Топоров В.Н. Пространство и текст / В.Н.Топоров // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. – С. 227 – 285.

Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики / Н.Э.Фаликова // Проблемы исторической поэтики. – Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та,, 1992. – С.45 – 57.

Шукуров Ш. Об изображении пророка Мухаммада и проблеме сокрытия Лика в средневековой культуре ислама / Ш.Шукуров // Суфизм в контексте мусульманской культуры. – М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1989. – С. 252 – 267.

Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г.Юнг. – М.: Ренессанс, 1991. – 297 с.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г.Юнг. – Киев: Гос. библиотека Украины для юношества, 1996. – 384 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.