Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность И. В. и Е. X. Маляревских






Большую роль в пропаганде идей сближения педагогики с медициной, основных принципов воспитания и обучения умст­венно отсталых детей и в разработке организационных форм по­мощи этим детям сыграла деятельность врачей-супругов Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских.

И. В. Маляревский— врач, педагог, писатель. Он очень рано проявил интерес к педагогической работе. После окончания уезд­ного училища Маляревский стал народным учителем. В школе он столкнулся с трудными для обучения детьми. Здесь же у не­го зародился интерес к познанию природы патологического раз-

вития детей. После окончания гимназии он поступил в Киевский университет, а затем перешел в Медицинскую академию и стал врачом-психиатром.

Личный педагогический опыт и опыт врача-психиатра убеди­ли его в необходимости сблизить педагогику с медициной, без чего педагогика, по его мнению, лишается естественнонаучной основы и перестает быть наукой. Эти идеи И. В. Маляревский впервые высказал в 1881 году в своем докладе в Петербургском обществе психиатров. В дальнейшем Маляревский руководство­вался ими в своей практической деятельности по воспитанию аномальных детей. Они же стали программой созданного им журнала «Медико-педагогический вестник», о котором речь пой­дет ниже.

Екатерина Хрисанфовна Маляревская была также врачом и педагогом. Это одна из первых женщин-врачей в России. В рус­ско-турецкую войну она служила фронтовым врачом. Как и Иван Васильевич, Екатерина Хрисанфовна посвятила свою деятельность аномальным детям. В 90-х годах прошлого века Е. X. Маляревская посетила все крупнейшие зарубежные учреж­дения для аномальных детей. Наиболее рациональной в обучении, и воспитании слабоумных она признала систему Сегена. Руко­водствуясь этой системой, Екатерина Хрисанфовна разработала свои методы обучения грамоте и воспитания слабоумных, кото­рые были изложены в ряде ее работ.

Врачебно-педагогическая деятельность Маляревских в основ­ном протекала в созданном ими в Петербурге в 1882 году уч­реждении для аномальных детей, именовавшемся «Врачебно-воспитательное заведение доктора И. В. Маляревского». Это учреждение оставило глубокий след в истории отечественной дефектологии как по содержанию своей работы, так и по его ор­ганизации. Учреждение это было частным, платным. Цели его были так определены в его уставе: «...оказывать врачебно-вос-питательное воздействие детям, обнаруживающим предрасполо­жение к нервным и душевным заболеваниям, а равно нравствен­но пренебреженным и оказывающим отсталость в умственном развитии, дабы они по мере сил своих могли или обратиться к честной, трудолюбивой жизни земледельцев или же продолжать свое дальнейшее образование».

Учреждение Маляревского обслуживало детей с различными формами аномалий — умственно отсталых, психически боль­ных, эпилептиков, с нарушением поведения и пр.

За время существования этого учреждения несколько раз ме­нялись его задачи и структура. К концу XIX века оно имело в своем составе:

1) врачебное отделение, где помещались дети, нуждающиеся в медицинском надзоре, в том числе и глубоко отсталые. Обуче­ние здесь проводилось по методу Сегена, усовершенствованно­му Е. X. Маляревской;

2) воспитательное отделение для детей с легкими формами
умственной отсталости и детей неуравновешенных;

3) «кабинет» по типу современных медико-педагогических
консультаций, где проводился амбулаторный прием детей, их
обследование.

Все усилия медицинского и педагогического персонала были направлены на укрепление организма воспитанника, оздоровле­ние его нервной системы, развитие самостоятельности путем ис­пользования медицинских и педагогических средств, среди кото­рых самое почетное место отводилось физическому, в частности сельскохозяйственному, труду.

Занятия с детьми проводились по группам, составленным в зависимости от подготовки учащихся, их умственного развития, степени утомляемости и других особенностей.

Большое место занимали уроки рисования, лепки, музыки, гимнастики, ручного труда.

Лето воспитанники проводили под Петербургом на ферме в деревне Сумской, Ново-Ладожского уезда. Там они занимались садоводством, огородничеством, рыболовством.

Постепенно заведение Маляревского расширялось. К 1903 го­ду оно имело 5 двухэтажных домов со служебными постройка­ми, садом, пчельником, огородом и даже квасным заводом, где работали воспитанники. При заведении имелись хорошо обору­дованные водолечебница, врачебный кабинет.

Возраст воспитанников — от 4 месяцев до 21 года. Большинст­во было в возрасте от 10 до 16 лет.

Срок пребывания воспитанников в этом учреждении колебал­ся от нескольких месяцев до 5 лет. В отдельных случаях воспи­танники оставались пожизненно работать на ферме, где роди­тели покупали для них участок земли. Они работали под конт­ролем персонала заведения.

Дети поступали в заведение со всех концов России и даже из других стран. Конечно, оно было доступно только детям сос­тоятельных родителей. Об этом свидетельствует социальный состав воспитанников. Из 712 детей, обслуженных заведением за 30 лет его существования, было: детей дворян и чиновников —■ 399, купцов и почетных граждан— 138, военных — 58, духовенст­ва—27, прочих сословий—31.

Опыт, накопленный заведением Маляревского в процессе ра­боты с аномальными детьми, а также структура заведения были использованы в дальнейшем при организации других учреждений.


И. В. Маляревский выступает не за подмену педагогики ме­дициной при воспитании и обучении аномального ребенка, а за глубокое изучение человека, природы и сущности аномалии развития и закономерностей воспитания и обучения.

Прогрессивный характер журнал приобрел благодаря уча­стию в нем, кроме И. В. Маляревского, виднейших русских дея­телей медицины и педагогики: В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, И. М. Сеченова, П. И. Стоюнина, И. П. Мержеевского и других.

При всей значительности задач, которые ставились журна­лом, он не получил широкого распространения. Второй номер журнала вышел с большим опозданием. Число подписчиков не превышало 115. Редакция объясняла это тем, что, очевидно, но­визна идей журнала еще не дошла до сознания широких общест­венных кругов. Чтобы журнал продолжал существовать, авторы отказались от гонорара. Однако в начале 1887 года журнал все же пришлось закрыть. Роль журнала, как и всей деятельно­сти И. В. Маляревского, получила широкое признание в даль­нейшем.

В течение многих лет после открытия «Врачебно-воспитатель-ного заведения доктора И. В. Маляревского» ничего не предпри-

нималось для оказания помощи умственно отсталым детям, хо­тя в печати все более остро критиковалось равнодушие царско­го правительства по отношению к этим детям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.