Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кому помогает Таинство Елеосвящения?






 

Владыка, сегодня, по просьбам наших читателей, продолжая тему «христианство и целительство», хотелось бы поговорить о Таинстве Елеосвящения, или Со­борования. Вокруг этого Таинства много суе­верий, предрассудков: часто больные боятся принимать это Таинство, считая, что собору­ют только безнадежно больных перед смер­тью. А некоторые думают, что Соборование противоречит обращению к врачам. Владыка, расскажите, пожалуйста, в чем суть этого Та­инства, как оно происходит и в каких случаях следует обращаться к нему?

—Таинство Елеосвящения — это священ­нодействие, во время которого при помаза­нии тела болящего елеем на него призывает­ся Божья благодать, исцеляющая душевные и телесные немощи. Это Таинство называют еще Соборованием, потому что оно должно совершаться собором священников, в иде­альном случае семью. Но оно может совер­шаться и меньшим числом священников и даже одним, потому что Таинство соверша­ется благодатью Божьей. В отличие от Таин­ства Крещения, которое может в определен­ных случаях, ради страха смертного, совершать и мирянин, для Таинства Соборования участие хотя бы одного священника необхо­димо, потому что только священник может властью, данной Христом, совершать отпу­щение грехов. Церковью установлено, что даже если Таинство совершает один священ­ник, что допускается в случае крайней необ­ходимости, все совершается так, как если бы Таинство совершалось от лица всех семи: чи­тается семь Апостолов, семь Евангелий, семь особых молитв с семикратным помаза­нием болящего. Поэтому даже в случае если Таинство совершалось меньшим, чем поло­жено, числом священников, оно не потеряло свою действенность. Как писали святые от­цы, «действительность помазания и всего Таинства в этом случае не сокращается в своей благодатной силе и пребывает всеце­лой и полной».

А в чем суть Таинства?

—Она в том, что за изнемогающего боль­ного перед Господом предстает целый собор Его служителей, и молитвой веры, от лица всей Церкви, умоляют Господа даровать не­мощному отпущение грехов, очистить его ду­шу от всякой скверны, и это очищение от­крывает путь для действия благодати Божьей.

Веществом Таинства служит освященное оливковое масло — елей. Еще с ветхозавет­ных времен елей знаменовал благодать, ра­дость, умягчение, оживление. Вспомним притчу о милосердном самаритянине, кото­рый елеем смазал раны человека, избитого разбойниками. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы «многих больных ма­зали маслом и исцеляли» (Мк. 6. 13).

То есть использование именно оливкового масла, масла молодых маслин, не случайно?

—Конечно, тут есть свои и символика, и смысл. Так же как и помазание — это значит взятие в удел Божий. В псалме мы читаем, что елей, проникая глубоко в тело (Пс. 108. 18), дает ему силу, здоровье, радость, исцеле­ние и спасение. Помазание крестом во имя Отца и Сына и Святого Духа — это как бы на­ложение крестного знамения, освящение крестным знамением духовных и физичес­ких сил. Помазание — это освящение, это внешний знак избрания Богом, которое со­провождается излитием Духа, овладевающе­го избранником. Поэтому елей связывают с излитием благодати, которую часто сравни­вают с елеем, потому что, как и он, она про­никает внутрь неуловимо. Помазание освя­щенным елеем во имя Отца и Сына и Свято­го Духа с молитвой сообщает благодатные Дары Святого Духа. И надо помнить, что в Таинстве Елеосвящения используется освя­щенный елей, и это освящение елея предше­ствует первому помазанию.

Само Таинство Елеосвящения было уста­новлено еще апостолами. У апостола Иакова мы находим такие слова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14—15). И уже в древнехристианской пись­менности у святого Иринея Лионского и Оригена можно найти косвенные свидетель­ства о Таинстве Елеосвящения, а более позд­ние свидетельства о нем есть у святых Васи­лия Великого и Иоанна Златоуста, от кото­рых остались и молитвы на исцеление не­дужного, вошедшие потом в чинопоследова-ние Елеосвящения.

Владыка, а над всеми ли больными можно совершать это Таинство?

—Ну, во-первых, больные должны быть верующими. «По вере вашей да будет вам», — говорил Иисус. «Молитва веры исцелит бо­лящего» — читаем мы у апостола Иакова. Бо­лее того, Таинство Елеосвящения соверша­ется над болящими, способными сознатель­но принимать его и соучаствовать в молитве о себе. Местом совершения Таинства может быть храм или, по необходимости, помеще­ние, где находится больной. Таинство Собо­рования обычно предваряется исповедью и завершается Таинством Причащения.

Видимая сторона Таинства состоит в се­микратном последовательном помазании елеем священнослужителями болящего. Крестом помазываются лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, обе стороны рук, и это помаза­ние сопровождается чтением отрывков из Апостола и Евангелия. При самом помаза­нии семикратно произносится молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего, и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя) от одержащие его (имя) теле­сные и душевные немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего: молитвами Пре­святой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, предстательством чест­ных Небесных Сил бесплотных, силою Чест-наго и Животворящего Креста». Далее в мо­литве перечисляются апостолы и святые, чьего предстояния перед Господом мы мо­литвенно просим.

Владыка, а почему в Таинстве фигурирует число семь? Это не случайно?

—У нас есть семь даров Святого Духа (Ис. 11. 2-3), это согласуется с числом молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар. 4. 35). Число семь не случайно.

И тут важно понимать, что Таинство Еле­освящения, — это прежде всего молитва, а не какое-то магическое действие, обращенное к Господу. Помощь совершается тогда, когда человеку отпускаются его грехи. То есть грех изгоняется из тела человека, поэтому во вре­мя Елеосвящения совершается также Таин­ство Исповеди. Не случайно по окончании Соборования священник после прочтения молитв раскрывает Евангелие и возлагает его на голову больного. И дальше читается разрешительная молитва: «Царю Святый не полагаю мою руку на главу пришедшего к Тебе.., но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии семь, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (имя) и мо­люсь с ними». Из этой разрешительной мо­литвы видно, что возложение Евангелия служит образом возложения руки Самого Господа.

Когда мы говорим о Таинстве Елеосвяще­ния, надо понимать, что это как раз помощь тем людям, которые духовно и физически ослабели, и в Таинство они призывают к по­мощи Божьей. И тут принципиально важно остановиться на том, как верующий должен воспринимать свою болезнь. Я думаю, что здесь уместно процитировать святого пра­ведного Иоанна Кронштадтского. Вот что он писал о скорбях и болезнях: «Великий учи­тель — скорби показывают наши слабости, страсти, нужду в покаянии, скорби очищают душу, вытрезвляют ее... низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвраще­ние к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели». И дальше он пишет, что если в твоем болезненном состоянии «молитва твоя бывает холодна, бывает исполнена уны­ния и некоторого отчаяния — не отчаивайся и не унывай, ибо Господь знает твое болез­ненное и претрудное состояние. Молись с немощью, молись сколько есть сил, и Гос­подь не презрит немощи плоти и духа твое­го». То есть Он не оставит тебя без внимания. Отсюда такое христианское отношение к бо­лезни как к учителю жизни: болезни способ­ны изменить жизнь человека не только с точки зрения того, что меняется ритм и об­раз жизни человека, но они способны изме­нить его духовный взгляд на происходящее. Человек начинает постигать жизнь совер­шенно по-другому.

Кроме исцеления и облегчения болезней, в Таинстве Елеосвящения сообщается бла­годать Божья исцелять душевные недуги, поднимать и укреплять духовные силы чело­века, подавленного физической немощью. И если даже после принятия Таинства боль­ной и не получает выздоровления или облег­чения, то ему даются душевный мир, спо­койствие совести, твердость и мужество духа легче переносить свою болезнь и всецело предаться воле Божьей. И это тоже сверхъес­тественный дар благодати Божьей, потому что сам больной бывает не в силах создать в себе такое просветление и мощь души, то есть в состоянии телесной и физической слабости, духовное врачевание Таинства Со­борования, не устраняя действия сил и зако­нов природы, оказывает человеку помощь, необходимую для его спасения. Мне в своей практике часто приходится сталкиваться с тем, как люди, которые сами себя считали уже фактически безна­дежными, находили в себе веру обратиться к Таинству Соборо­вания, и происходило чудо - они выздоравливали.

 

Глава 7

Самые главные вопросы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.