Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЖИТЬ ПО-СПАРТАКОВСКИ!






 

11 ноября в 11.30 утра футболисты «Спартака» вышли из жилого корпуса загородной базы в Тарасовке, чтобы отправиться в Лужники на последнюю игру чемпионата-2007 - против «Динамо».

Этот матч мог стать для красно-белых золотым - в случае, если бы «Зенит» не выиграл в Раменском. Во что, правда, учитывая наплыв в подмосковный городок VIP-персон питерских корней во главе с премьер-министром Виктором Зубковым, отчего-то верилось с трудом.

Но «Спартаку» в любом случае надо было брать свое. А потом уже надеяться на чудо.

Водитель спартаковского автобуса Матвеич нервничал.

«Что-то с воздухом, - тихо пояснил он. - Сколько раз я просил этот несчастливый автобус заменить! Как купили его в 2002-м, так мы ни разу с тех пор чемпионами и не стали...»

Автобус проехал от ворот базы 350 метров, затормозил - и, вместо того чтобы остановиться, покатился назад.

Дальше ехать было нельзя.

Запасного автобуса на базе почему-то не оказалось. До начала матча, который мог стать решающим, оставалось чуть больше двух часов...

На послематчевой пресс-конференции Станислав Черчесов нашел в себе силы для отличной шутки. Об автобусе он высказался так:

- Не выдержал гонки за чемпионство! Отсюда вывод: наступила определенность с первым трансфером межсезонья...

Лужниковский пресс-центр едва не рухнул от хохота. И уважением проникся тут же: не привыкли у нас, чтобы тренер, только что оставшийся без вожделенного золота, так держал удар...

Но вернемся на четыре часа назад.

 

Подъехал болельщик на джипе «Паджеро». Сразу разобрался в ситуации, предложил свои услуги. Его поблагодарили, но отказались. Это было бы уж слишком.

Выход был только один. Калиниченко и травмированный Быстров рассадили в свои машины большую часть основного состава - и тронулись в путь. Еще шесть машин - врача, тренеров, мастера по обуви и Бояринцева - в сопровождении «мигалки» отбыли в Лужники чуть позже. Слава богу, в воскресенье дороги были пустыми.

Доехали без эксцессов.

Если не считать одного.

В игре с «Динамо» Калиниченко получит тяжелую травму - разрыв крестообразной связки колена. Скорее всего, к часовой поездке за рулем прямо перед игрой это никакого отношения не имеет. Но - кто его знает...

Какой-то болельщик-острослов позже подметит разницу между «Спартаком» и «Зенитом». Последний присылает за своими болельщиками на решающий матч самолет, а у первого по дороге ломается автобус.

Да, на футбольном поле оба раза в чемпионате - сначала при Федотове, потом при Черчесове - «Спартак» обыграл «Зенит» с общим счетом 6: 2.

Но было бы чудом, если бы клуб с такой организацией дела стал чемпионом.

 

И ведь не первый раз у «Спартака» случается транспортный казус. Осенью 2006-го по дороге на матч Лиги чемпионов с «Интером» красно-белые наглухо застряли в пробке на Садовом кольце. Им пришлось со здоровенными сумками на плечах перебраться в метро, где у людей глаза на лоб полезли от такого зрелища.

Тогдашний тренер вратарей Юрий Перескоков рассказывал мне:

- Пробежали от автобуса до «Сухаревской» метров триста, в холл заходим, а за билетами - очередь аж до выхода из станции. О том, чтобы в ней стоять, не могло быть и речи. Да еще и денег наличных почти ни у кого нет. Нашелся наш болельщик, подвел нас к контролеру, стал кричать: «Это же " Спартак"!» Милиционеры ошалевшие были, у одного фуражка набекрень. «Чего ты кричишь? - сказал он этому болельщику. - Я все вижу. Вот Ковалевски. А вот Йиранек...»

Болельщики в поезде сначала подумали, что это такой прикол, программа «Розыгрыш». А потом - столбняк. При переходе на Сокольническую линию Квинси потерялся - так болельщики его нам и вернули.

Когда зашли в вагон в сторону «Воробьевых гор», фанаты устроили дежурство и никого туда не впускали - чтобы команда в час-пик могла ехать в более-менее комфортных условиях. Еще, помню, боялись, что «Воробьевы горы» перед игрой закрыли и поезд проедет эту станцию без остановки. Федотов попросил связаться с машинистом, и первая реакция была такая: «Хватит баловаться!» Нас приняли за пьяных болельщиков...

Титов потом говорил в интервью: «Нам забили гол на первой минуте, когда мы еще были в метро». Может, Егор и прав. Но физически команду это приключение разогрело как надо. И такое единение с народом бывает редко...

Тогда пробка, теперь поломка - обстоятельства форс-мажорные. В жизни действительно бывает всякое. Но почему, черт возьми, такие вещи случаются в российском футболе исключительно со «Спартаком»?

Почему «Интер» прибыл на матч Лиги чемпионов вовремя?

Почему на базе перед игрой с «Динамо» не оказалось запасного автобуса, а основной, который давно дышал на ладан, не заменили - хоть водитель и просил об этом давно? Тоже из-за режима экономии?

Может, не в форс-мажорных обстоятельствах дело - а в том, что, по выражению Михаила Жванецкого, в консерватории что-то надо подправить?

 

На матч «Спартак» - «Динамо» пришли пятьдесят пять тысяч зрителей. В три градуса мороза. В ситуации, когда чемпионами красно-белых могло сделать только чудо.

Но они пришли. И это стало лучшим ответом Федуну, который в целях самоокупаемости сначала собирался строить стадион для самой популярной команды страны на тридцать пять тысяч, а потом великодушно снизошел до сорока двух. При том, что на Лигу чемпионов, все московские дерби и встречи с «Зенитом» всегда собирается больше пятидесяти.

То есть, проходи матч с «Динамо» даже на второй версии будущей арены в Тушине, тринадцать тысяч болельщиков «Спартака», 11 ноября пришедших мерзнуть в Лужники, остались бы без билетов. А на поединке против ЦСКА 2 сентября таких было бы уже двадцать шесть тысяч.

Когда «Спартак» - не любовь, а бизнес, о таких мелочах нет времени задумываться...

«Спартак» у «Динамо» выиграл, Павлюченко с Веллитоном забили красивые голы. И если бы на последних минутах матча «Сатурн» - «Зенит» питерский аргентинец Домингес не выбил мяч головой с линии ворот после отличного удара подмосковного ганца Гьяна - быть красно-белым чемпионами.

Но этого не случилось - и мгновения спустя прорвавшиеся на раменское поле фанаты из Санкт-Петербурга начали разрывать на части счастливую сетку ворот. А на Неве, где «Зенит» - неотъемлемая часть городской культуры - команду готовились встречать десятки тысяч людей. Еще накануне матча Интернет-сайты цитировали интервью губернатора Валентины Матвиенко: «Когда " Зенит" станет чемпионом, мы все сольемся в едином порыве!»

Заметьте: не «если», а «когда»...

Золото «Спартака» стало бы фантастикой. Оно было бы добыто вопреки всему.

Вопреки безразмерным вложениям «Газпрома» и пресловутому «административному ресурсу».

Вопреки неписаному закону, что при смене тренеров посреди сезона о золоте можно и не мечтать: за последнюю четверть века такое произошло только однажды.

Но главное - вопреки своему же руководству, эпитетов которому я придумывать не буду. Каждый из вас, читателей, способен сделать это сам.

После матча с «Динамо» произошло невероятное.

В раздевалку «Спартака» пожаловал Леонид Арнольдович Федун. Лично.

Это произошло второй раз за все время, что он имеет отношение к «Спартаку».

Неужели что-то изменилось в сознании владельца клуба? Неужели игроки для него перестали быть солдатами, а сам он - комдивом? Неужели под одинаковыми красно-белыми футболками он наконец-то разглядел живые сердца и души?

Хотелось бы верить.

Но - не получается.

В интервью, которое Федун дал после своего появления в раздевалке, он был прежним.

- Когда «Спартак» упустил чемпионский шанс?

- Когда в первом круге мы уступили «Химкам» - 0: 3. У меня еще тогда возникло чувство, что эти три потерянных очка аукнутся нам на финише. Конечно, мы могли победить ЦСКА, не проиграть «Локомотиву», взять верх над «Сатурном», хотя сделать это в Раменском очень тяжело, но для меня ключевым стал именно химкинский поединок.

- Доверие к Черчесову у вас осталось прежним?

- Никакого сомнения в компетенции главного тренера нет. Может быть, моя вина состоит в том, что не настоял на назначении Черчесова главным тренером еще в прошлом сезоне. Произойди это - возможно, сейчас мы праздновали бы чемпионство.

В момент, когда нужно было проявить благородство и мудрость, Федун не нашел ничего лучшего, чем свалить вину за очередной проигрыш чемпионской гонки на одного человека - Федотова.

В 2007 году в «Спартаке» шестой раз за четыре года сменился главный тренер. Не все эти перемены произошли при Федуне, но нынешний владелец клуба стал в этом смысле достойным продолжателем дела незабвенного Андрея Червиченко.

Сегодня во всем виноват Федотов - который, напомню, с апреля 2006-го по май 2007-го проиграл один матч чемпионата России. Вчера был виноват Старков, позавчера - Скала...

А завтра?

В тех матчах, которые «Спартак» провел под руководством Черчесова, команда набрала более семидесяти пяти процентов возможных очков. У второго по этому показателю - голландско-питерского чемпиона Адвоката -менее шестидесяти восьми.

То есть в неофициальном «личном первенстве» тренеров Черчесов - чемпион.

Но точно таким же чемпионом год назад был Федотов. Он точно так же опередил чемпиона фактического - Газзаева, как сегодня Черчесов - Адвоката.

Ровно год спустя он, Федотов, в устах Федуна окажется виноват во всех спартаковских бедах...

В нынешнем «Спартаке» доверие тренерам - признак дурного тона. Их любят отправлять на плаху при первом намеке на неудачу.

Дай бог, чтобы произошло невозможное.

Чтобы жесткий, инициативный, не боящийся взять на себя ответственность Черчесов заставил Федуна пересмотреть свое отношение к тренерской профессии.

Только в этом случае при нынешнем владельце «Спартак» в ближайшем будущем сможет дать результат. Конечно, некоторых болельщиков, особенно из числа молодых, это устроит.

Но только не тех, для кого «Спартак» - это не только счет на табло стадиона и место в турнирной таблице. Отношу себя именно к таким людям -потому и взялся писать эту книгу.

Я очень хочу, чтобы Черчесов добился в «Спартаке» больших успехов.

Но чтобы весь клуб стал жить по-спартаковски, даже усилий Черчесова, боюсь, не хватит.

Потому что Федуну, увы, никогда не понять, что это такое.

У каждого болельщика в сердце - свой «Спартак».

Его и любите.

Мой «Спартак» много лет убивали.

Не снаружи. Изнутри.

И во многом - продолжают убивать.

Но раз я пишу о нем, раз переживаю при этом огромную гамму чувств, раз сажусь к клавиатуре с волнением и болью......Значит, «Спартак» все-таки жив.


Игорь Рабинер Как убивали «Спартак» 2

 

 

11 ноября 2007 г. Раменское. Футболисты «Зенита» пьют шампанское. «Спартак» опять без золотых медалей...

Игорь Рабинер, один из самых влиятельных журналистов газеты «Спорт-Экспресс», автор нашумевшего бестселлера «Как убивали „Спартак"», разошедшегося огромным тиражом, открывает новые сенсационные факты о причинах бесконечной череды скандалов за кулисами величайшего российского клуба «Спартак» Москва.

«Главное - не ошибка, а то, что происходит после нее».

Станислав Черчесов

«Обычно Шавло и Черчесов после игры заходят в раздевалку. В воскресенье ни тот, ни другой этого не сделали. Да и за пределами стадиона они предпочли со мной не встречаться. Тогда я окончательно понял, что мои дни в качестве главного тренера „Спартака" сочтены».

Владимир Федотов

«Федун - бывший военный, и мыслит так же: есть единоначалие, а если оно нарушается, это - бунт. То, что футбол - не армия, и здесь он имеет дело с творческими личностями, а также с болельщиками, ему по-прежнему невдомек».

Игорь Рабинер

«Это просто какой-то кошмар. Я уже не знаю, плакать мне или вместе с партнерами смеяться над собой».

Максим Калиниченко

«Интереснейшая книга. Книга-сенсация! Читая, не мог оторваться. Не вызывает сомнений - книга станет бестселлером».

Главный редактор журнала Total Football

Николай Роганов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.