Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет операций на банковских счетах






 

Для осуществления взаимодействия с контрагентами предприятия рыбной промышленности используют безналичные формы расчетов, связанные с перечислением денежных средств через отделения банка с расчетного счета плательщика на счет получателя.

В безналичном порядке расчеты должны производиться только через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие расчетные счета. Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку различных документов в другой банк для завершения хозяйственных связей, согласно договору.

Основными нормативными документами, в соответствии с которыми осуществляется учет операций на банковских счетах, являются:

1. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ;

2. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26.11. 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ;

3. Закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 22.07.2008 г.) – обеспечивает реализацию единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества;

4. Закон РФ от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» - определяет основы применения в РФ расчетов векселями;

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27.11.2006 г. № 154н (с изменениями от 25.12.2007 г. №147н) - устанавливает для организаций особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту РФ;

6. Положение Центробанка РФ от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (с изменениями от 22.01.2008 г.);

7. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Министерства финансов от 22.07.2003 г. №67н – применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении денежных средств на счетах в банках, а также в части требований по составлению отчета о движении денежных средств;

8. Указание Центробанка РФ от 20.06.2007 г. № 1842-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»;

9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н – устанавливает наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка) для отражения хозяйственных операций.



Все организации обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в банках. Они вправе открывать в любом отделении банка расчетный счет для проведения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Для открытия расчетного счета организация представляет в учреждение банка следующие документы:

1) заявление на открытие расчетного счета;

2) документ о законности образования организации (решение учредителей о создании организации, заверенное нотариально);

3) устав организации (копия, заверенная нотариально);

4) свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально);

5) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия);

6) карточка с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом и образцом оттиска печати (2 экземпляра);

7) иные документы по требованию банка.

Счет открывается по разрешению управляющего банком. Открытому счету присваивается номер, который затем указывается на всех документах, отражающих движение средств на расчетном счете.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов в банковских учреждениях в течение семи дней со дня такого открытия или закрытия. Нарушение установленного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (ст. 118 НК РФ).

Все операции по расчетному счету банк производит с согласия и по поручению владельца счета. Поэтому взаимоотношения между организацией и банком строятся на основании договора, в котором фиксируются перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон и др.

Движение средств на расчетном счете оформляется банковскими платежными документами. К таким документам относятся: объявления о взносе наличными, платежные поручения, платежные требования, чеки и аккредитивы. Объявлением о взносе наличными оформляется сдача наличных денег в кассу банка. Банк в подтверждение приема денег выдает клиенту квитанцию.

Формы безналичных расчетов определены ст. 862 Гражданского кодекса РФ и Положением о безналичных расчетах в РФ. К ним относятся:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.

Кроме того, Положением о безналичных расчетах в РФ указывается, что при осуществлении безналичных расчетов в названных формах могут быть использованы следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Рассмотрим названные формы расчетов более подробно.

Расчеты платежными поручениями. Данная форма расчетов является наиболее распространенной в практике расчетных операций рыбопромышленных предприятий. Платежное поручение - это распоряжение владельца счета обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств. Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком к исполнению при наличии средств на счете плательщика, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Порядок движения документов при расчетах платежными поручениями представлен на рисунке 8.

Форма расчетов платежными поручениями является выгодной для плательщика, когда оплата производится за уже поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные ему услуги. Для поставщика с точки зрения надежности и быстроты получения денег выгодна стопроцентная предоплата платежным поручением, в свою очередь для плательщика предоплата означает замораживание денежных средств, поэтому с этой точки зрения не совсем удобна.

Расчету по аккредитиву. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

– покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

– отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

 

 

 

 

5 1

 

 

 

1. Покупатель (плательщик средств) представляет в банк платежное поручение в четырех или пяти экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка.

2. Банк на основе первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства со счета покупателя.

3. Банк покупателя направляет в банк поставщика два экземпляра платежного поручения и денежные средства.

4. Банк поставщика на основе второго экземпляра платежного поручения зачисляет денежные средства на счет поставщика.

5. Банк поставщика сообщает поставщику о поступлении денег.

6. Отгрузка поставщиком продукции или получение ее у поставщика покупателем.

 

Рис. 8. Схема расчетов платежными поручениями

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Использование аккредитивной формы расчетов осуществляется на основе договора между плательщиком и поставщиком. В договоре определяются конкретные условия расчетов по аккредитиву: срок его действия, вид аккредитива и способ его реализации, перечень документов, против которых производится оплата и др. Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Документооборот при аккредитивной форме расчетов представлен на рисунке 9.

Основанием для открытия аккредитива является сообщение поставщика о готовности товара для отгрузки. Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк заявление на бланке установленного образца.

 

 
 

 

 


 

3 5 7 1

 

 

 

1. Заявление об открытии аккредитива.

2. Поручение об открытии аккредитива.

3. Извещение об открытии аккредитива.

4. Отгрузка товаров.

5. Документы, подтверждающие отгрузку.

6. Оплаченные реестры счетов и другие документы, предусмотренные условиями договора.

7. Оплаченные документы.

 

Рис. 9. Схема расчетов по аккредитиву

Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий аккредитива, правильность оформления документов и только после этого производит выплаты по аккредитиву.

Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств в течение срока его действия. Допускаются частичные платежи по аккредитиву. Срок действия аккредитива, т.е. время нахождения в банке поставщика, не должен быть более 15 дней.

Аккредитивная форма расчетов имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества для поставщика заключаются в том, что ему при этой форме расчетов гарантируется платеж. Непосредственно вслед за отгрузкой товаров покупателю предоставляется возможность произвести отборку и предварительную проверку качества товаров по месту нахождения поставщика. Недостатками этой формы является отвлечение оборотных средств у покупателя для оплаты товаров, которые еще не отгружены поставщиком. Это приводит к отвлечению средств из оборота, снижает эффективность их использования.

Расчеты чеками. Чек является денежным документом, содержащим распоряжение плательщика своему банку о выплате держателю чека указанной в нем суммы. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Различают денежные чеки и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке на заработную плату, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т.д.

Расчетные чеки - это чеки, которые используются в расчетах между предприятиями и организациями. Расчетные чеки представляют собой письменное поручение банку произвести денежные платежи со счета чекодателя на счет чекодержателя. Расчетные чеки используются только юридическими лицами.

Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытые чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам. Платежи по непокрытым чекам гарантируются банком при временном отсутствии средств у чекодателя на оплату чеков.

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

Расчеты чеками осуществляются следующим образом: для получения чековой книжки предприятие представляет в свой банк заявление и платежное поручение на сумму лимита чековой книжки. Банк списывает эту сумму с расчетного счета предприятия и депонирует ее на отдельном счете, с которого оплачиваются чеки. Банк выдает предприятию чековую книжку с указанием депонированной им суммы. В пределах этой суммы предприятие может выписывать чеки. Вместе с чеками банк выдает клиенту идентификационную карточку, в которой содержатся образец подписи, паспортные данные чекодателя, номер его счета, наименование юридического лица. При покупке товаров или оплате услуг покупатель расплачивается чеком.

Расчеты чеками выгодны поставщику, так как они гарантируют платеж, но не выгодны покупателю, так как средства отвлекаются из его оборота на длительный срок.

Отношения сторон в процессе расчетов чеками представлены в виде схемы на рисунке 10.

 
 


 

8 5 2 1

 

 

1. Заявление на получение чековой книжки.

2. Выдача чековой книжки.

3. Отгрузка товаров.

4. Оплата отгрузки чеком.

5. Предъявление чека для получения средств.

6. Требование об оплате чека.

7. Перечисление денежных средств.

8. Зачисление денег на расчетный счет поставщика.

 

Рис.10. Схема расчетов чеками

 

Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее пяти рабочих дней).

Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки некачественной, незаказанной и т.п. продукции, частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок и т.д. Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и дополнительное время на поступление средств).

Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих законов.

Инкассовое поручение представляет собой расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

а) если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами;

б) для взыскания по исполнительным листам;

в) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.

В настоящее время инкассовая форма расчетов применяется достаточно редко, за исключением случаев предъявления требований налоговых органов. Хотя в практике деятельности крупных рыбопромышленных предприятий, а также предприятий данной отрасли с государственным участием находят применение расчеты платежными требованиями.

Схема документооборота при расчете платежными требованиями приведена на рисунке 11.

 

 
 


 

7 2 4 5

 

 

1. Отправка документов, подтверждающих отгрузку товара.

2. Сдача платежного требования в четырех или трех экземплярах на инкассо.

3. Отправка платежного требования в двух экземплярах учреждению банка плательщика.

4. Извещение покупателя о поступлении платежного требования-поручения.

5. Акцепт платежного требования.

6. Извещение об оплате покупателем требования.

7. Перечисление платежа на счет поставщика и извещение об этом поставщика.

 

Рис. 11. Схема расчетов платежными требованиями

 

Достоинство расчетов платежными требованиями заключается в том, что они дают возможность покупателям и поставщикам вести взаимный контроль за выполнением условий договора. Недостатком этой формы расчетов является отсутствие гарантий поставщикам в своевременном поступлении денег за отгруженные товары, что может стать причиной ухудшения их финансового состояния.

В настоящее время в практике деятельности рыбопромышленных предприятий также может находить применение вексельная форма расчетов.

Расчеты векселями – это одна из форм неденежных расчетов, правовая регламентация которых осуществляется специальным вексельным законодательством. Вексель может быть использован не только в расчетах, но и при оформлении товарных кредитов, в качестве залога для получения кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьего лица и т.д.

Вексель – это письменное долговое обязательство, оформленное по установленной форме, в соответствии с которым юридическое лицо, выдавшее вексель (векселедатель) берет на себя обязательство выплатить владельцу векселя (векселедержателю) обозначенную в векселе сумму в указанный срок.

Предметом вексельного обязательства могут быть исключительно деньги. Документ, названный векселем, но содержащий обязательство плательщика по передаче векселедержателю каких-либо товарно-материальных ценностей, не имеет вексельной силы.

При использовании векселя в хозяйственных операциях следует учитывать двоякую природу векселя:

• во-первых, вексель - это ценная бумага и, как следствие, является самостоятельным объектом гражданских прав, т.е. его можно продать, передать в залог, внести в уставный капитал и т.д.;

• во-вторых, вексель - это документ, удостоверяющий имущественное право требования (право требовать осуществления платежа), поэтому при передаче векселя третьему лицу передается как сам вексель, так и права по нему. При этом передача векселя осуществляется на основании акта приема-передачи, который составляется и подписывается обеими сторонами сделки, ставится оттиск печати.

Векселя можно классифицировать различным образом. Выделяют простой (соло-вексель) и переводной вексель (тратта).

1. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской. При расчетах простым векселем покупатель-векселедатель, получая от поставщика товар, выписывает вексель, при истечении срока поставщик-векселедержатель предъявляет вексель к оплате и покупатель его оплачивает. Таким образом, в простом векселе векселедатель и плательщик - одно лицо.

2. При расчетах переводным векселем (траттой) векселедателем (трассантом) выступает поставщик, направляющий покупателю (трассату) вместе с товаром выставленный вексель, который акцептуется плательщиком (покупателем, трассатом) и возвращается векселедателю (поставщику). При этом векселедатель может передать вексель третьему лицу – векселедержателю (ремитенту), который впоследствии при истечении срока предъявляет вексель к оплате, и покупатель осуществляет платеж по векселю в адрес этого лица. Таким образом, в переводном векселе векселедатель и плательщик - разные лица. И, по сути, переводной вексель содержит предложение уплатить деньги, направляемое векселедателем в адрес трассата.

Также векселя можно разделить на товарные и финансовые. Данная классификация не предусмотрена в законодательстве, но на практике она существует.

1. Товарный вексель – это ценная бумага, которая выдается в счет оплаты товаров, работ или услуг.

2. Финансовый вексель – это ценная бумага, которая выдана безотносительно к каким-либо товарам, работам или услугам, ими обычно оформляют банковские ссудные сделки.

В соответствии со ст. 146 ГК РФ вексель может быть передан посредством индоссамента - передаточной надписи, которая обычно совершается на оборотной стороне векселя. Индоссамент может быть:

- специальным (ордерным), т.е. с указанием конкретного лица, которому передан вексель,

- бланковым, т.е. «на предъявителя», без указания лица, которому передается вексель. В любом случае нотариальное заверение передаточной надписи не требуется.

Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом. Лицо, получающее вексель по индоссаменту - индоссатом. К индоссанту переходят все права и обязательства по векселю. Индоссант также несет ответственность за платеж вместе с иными, обязанными по векселю лицами.

Для повышения надежности векселя предусмотрен ряд процедур, позволяющих расширить круг лиц, ответственных по векселю при наступлении определенных обязательств. К ним относятся акцепт и аваль векселя.

Акцепт векселя - это операция, посредством которой подтверждается согласие плательщика на оплату векселя. Акцептант - лицо, подтверждающее свое согласие на оплату. Если в качестве акцептанта выступает банк (банковский акцепт), то вексель приобретает статус первоклассного обязательства. Акцепт не является обязательным, но выступает в качестве необходимого условия для того, чтобы вексель имел хождение, свободно обращался на рынке.

Аваль векселя представляет собой поручительство по векселю. Авалист (например, банк), совершивший аваль векселя, принимает на себя ответственность за выполнение обязательств обязанными по векселю лицами (векселедержателем, акцептантом, индоссантом).

Авалист и лицо, за которое он поручается, несут солидарную ответственность за платежи по векселю. В случае оплаты векселя авалистом к нему переходят все права, вытекающие по векселю.

Вексель может быть предъявлен банку до наступления срока платежа. Эта операция носит название «дисконт векселей». В этом случае банк удерживает с держателя векселя (получателя денег) сумму дисконта за учет векселя, которая определяется банком в зависимости от стоимости векселя. При этом разницу между стоимостью векселя и суммой дисконта банк выплачивает организации, представившей вексель для дисконта.

Таким образом, вексель, обращаясь на рынке, выступает одним из удобных платежных средств.

При осуществлении операций с денежными средствами организация должна контролировать обоснованность операций по своему расчетному счету. Учреждение банка выдает владельцу счета выписки об остатках и движении средств на расчетном счете с приложением к ним всех первичных расчетных документов. Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание (уменьшение) по счету по безналичным расчетам, а по кредиту - взносы наличных денег по объявлениям или зачисление (увеличение) счета по безналичным расчетам.

В бухгалтерском учете организации для учета этих операций открывают самостоятельный активный синтетический счет 51 «Расчетные счета». Данный счет является активным, по дебету которого записываются: остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу. При чем указанные в выписке бан­ка операции отражают в учете предприятия наоборот: поступления (увеличение количества денежных средств) - в дебет счета, а выбытие (уменьшение) - в кредит счета. Это вытекает из того, что для банка «Расчетные счета» имеют не денежный, а расчетный ха­рактер (банк по этому счету учитывает свои обязательства пе­ред клиентами).

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» совершается по выпискам банка, и только при наличии на предприятии расчетных субсчетов открывают отдельные аналитические счета. В случае необходимости детализация каждого аналитического счета совершается по выпискам банка. Таким образом, аналитический учет ведется по каждому расчетному счету и выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.

Типовая корреспонденция счетов по учету операций на расчетном счете представлена в приложении 2.

Организации, помимо хранения денежных средств в кассе (счет 50) и на расчетных счетах (счет 51), могут хранить их на других счетах в банках, которые используются для целевого назначения. Для учета этих денежных средств в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счет 55 «Специальные счета в банках», счет 57 «Переводы в пути», а также счет 52 «Валютные счета». Рассмотрим особенности учета денежных средств по данным счетам.

На счете 55 учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К этому счету могут быть открыты субсчета:

55-1 «Аккредитивы»;

55-2 «Чековые книжки»;

55-3 «Депозитные счета» и другие.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55, субсчет 1, и кредиту счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других счетов.

По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов. Неиспользованные средства в аккредитивах возвращаются в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов. Аналитический учет по субсчету 55-1 ведут по каждому выставленному аккредитиву.

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета при расчетах аккредитивами представлен в таблице 15.

Таблица 15

Типовые операции при аккредитивной форме расчетов

 

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2.

Суммы оставшихся и возвращенных в банк неиспользованных чеков списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов. Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета при расчетах аккредитивами представлен в таблице 16.

Таблица 16

Типовые операции при расчетах чеками

 

На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.

Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производят обратные бухгалтерские записи. Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведут по каждому вкладу.

На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений): средств, поступивших на содержание специальных учреждений; средств на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственных органов и т.д.

Филиалы, структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.

Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 обособленно. Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.

Для учета денежных сумм, находящихся в пути, в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 57 «Переводы в пути».

На счете 57 «Переводы в пути» учитываются:

- денежные средства, внесенные в кассу почтового отделения или вечернюю кассу банка для зачисления на расчетный счет;

- денежные средства, переданные инкассаторам для зачисления на расчетный счет;

- денежные средства, перечисленные с одного счета (например, расчетного) для зачисления на другой счет организации (например, валютный);

- денежные средства, направленные на корпоративную пластиковую карту, если расчетный счет и счет корпоративной пластиковой карты находятся в разных учреждениях банка.

По дебету счета 57 фиксируются суммы переводов денежных средств, не поступивших на расчетный и другие счета, а по кредиту - списание сумм переводов денежных средств в связи с их зачислением на расчетные счета организации.

Основанием для производства записей по дебету счета 57 являются квитанции о взносе наличных денег, выдаваемые учреждениями банков или почтовыми отделениями, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.д.

Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно.

Для отражения передачи денежных средств из кассы или перечисления с валютного счета в банке делается следующая бухгалтерская запись:

Дт 57 «Переводы в пути»

Кт 50 «Касса» или 52 «Валютные счета».

Зачисление переводов в пути на расчетный счет в банке отражается следующей проводкой:

Дт 51 «Расчетный счет»

Кт 57 «Переводы в пути».

Таким образом, счет 57 предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в рублях и иностранной валюте в пути, т.е. денежных сумм, внесенных в кассы банков или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный счет или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению.

Для учета денежных средств рыбопромышленными предприятиями также может быть использован валютный счет. В соответствии с законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках, как в РФ, так и за ее пределами. Организация может открывать любое количество валютных счетов в любой валюте без каких-либо ограничений.

При открытии валютного счета организацией, банк должен заключить с ней договор банковского счета. Договор составляется банком и содержит предмет договора, права и обязательства банка и клиента, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, срок действия договора и другие условия. Для открытия валютного счета организация должна предоставить следующие документы:

- заявление на открытие валютного счета;

- карточки с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати организации;

- нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах;

- копию справки Госкомстата РФ о присвоении организации статистических кодов;

- справку из банка, в котором открыт расчетный счет.

Фактически при открытии валютного счета предприятию открывается одновременно два счета:

1) текущий валютный счет;

2) транзитный валютный счет.

Причем каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.

Расходы, связанные с открытием валютных счетов, следует относить к прочим расходам и учитывать бухгалтерской записью:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Погашение обязательств перед банком отражается записью:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кт 51 «Расчетные счета».

После открытия уполномоченным банком валютного счета, организация должна сообщить об этом в инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по месту ее регистрации.

В соответствии с действующим законодательством обобщение информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами, производится на счете 52 «Валютные счета».

В учете к счету 52 «Валютные счета» могут открываться следующие субсчета:

52-1 «Валютные счета внутри страны»;

52-2 «Валютные счета за рубежом».

К субсчету 52-1 «Валютные счета внутри страны» могут открываться субсчета второго порядка:

52-1-1 «Транзитный валютный счет»;

52-1-2 «Текущий валютный счет внутри страны».

Учет на счете 52 «Валютные счета» ведется на основании выписок банков из открытых у них валютных счетов организации и приложенных к ним расчетно-денежных документов, полученных от других организаций, выписанных самим владельцем счета либо созданных банком, ведущим счет.

Аналитический учет по счету 52 «Валютные счета» организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование достоверной информации о движении денежных средств по каждому из открытых в банках счетов в иностранной валюте.

В соответствии с ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте или дату составления отчетности. За дату представления бухгалтерской отчетности принимают последний календарный день отчетного периода. Для составления бухгалтерской отчетности стоимость активов и обязательств пересчитывают в рубли по курсу Банка России, действовавшему на отчетную дату.

При этом датой совершения операций в иностранной валюте считается день возникновения у организации прав в соответствии с законодательством РФ или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.

Перечень дат, которые считаются датами совершения операций в иностранной валюте, установлен ПБУ 3/2006. К ним относят: дату поступления денежных средств на банковский счет организации в иностранной валюте или их списания с банковского счета в иностранной валюте; дату поступления иностранной валюты, денежных документов в иностранной валюте в кассу организации или выдачи их из кассы и др.

При этом в учете может возникать курсовая разница, под которой понимается разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату данного отчетного периода, и рублевой оценкой этого же актива или обязательства на дату принятия его к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату предыдущего отчетного периода.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по валютному счету представлен в приложении 6.

Первоначально поступившая выручка от иностранного партнера учитывается на счете 52-1-1 «Транзитный валютный счет».

С мая 2006 года нормативно отменено обязательство продажи части валютной выручки резидентов. После депонирования и последующей добровольной продажи части валютной выручки, остальная сумма перечисляется на текущий валютный счет.

Операции по продаже иностранной валюты отражаются в бухгалтерском учете через счета 57 «Переводы в пути» и 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 57 отражается иностранная валюта, направленная на продажу, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ на дату депонирования ее банком для продажи. По кредиту показывается сумма проданной иностранной валюты, пересчитанной в рубли по курсу ЦБ РФ на дату продажи. Если курс ЦБ РФ на дату списания иностранной валюты на продажу не совпадал с курсом ЦБ РФ на дату продажи, то остатки по счету 57 должны переоцениваться с зачислением разницы на счет 91, как курсовой.

В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие бухгалтерские записи: Дт 57 – Кт 91/1 – положительная курсовая разница, Дт 91/2 – Кт 57 – отрицательная курсовая разница.

В дебет счета 91-2 списывается стоимость проданной валюты, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ на дату продажи: Дт 91-2 – Кт 57; по кредиту счета 91-1 показывается рублевый эквивалент проданной валюты, зачисленный на расчетный счет организации: Дт 51 – Кт 91-1. Таким образом, на счете 91 выявляется финансовый результат от продажи иностранной валюты, который списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»: Дт 91-9 – Кт 99 – прибыль от продажи иностранной валюты, Дт 99 – Кт 91-9 – убыток от продажи иностранной валюты.

Рассмотрим пример отражения операций по продаже валюты, поступившей на валютный счет, в таблице 17.

 

 

Таблица 17

Порядок отражения в учете продажи иностранной валюты

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Сумма валютной выручки (5000 у.е.) поступила на транзитный валютный счет (курс ЦБ РФ составил 30 руб./ у.е.) 52-1-1    
2. Произведена переоценка валюты (положительная курсовая разница) перед добровольной продажей части валютной выручки в связи с повышением курса ЦБ РФ до 30, 2 руб. (5000 у.е. * (30, 2-30)) 52-1-1 91-1  
3. Депонирована часть валютной выручки (20 %) для добровольной продажи (1000 у.е. * 30, 2)   52-1-1  
4. Оставшаяся часть валютной выручки (80 %) зачислена на текущий валютный счет (4000 у.е. * 30, 2) 52-1-2 52-1-1  
5. Зачислен на расчетный счет рублевый эквивалент проданной валюты по курсу продажи 30, 1 руб./у.е. (1000 у.е. * 30, 1)   91-1  
6. Списана балансовая стоимость проданной валюты по курсу ЦБ РФ на дату продажи 30, 05 руб./у.е. (1000 у.е. * 30, 05) 91-2    
7. Отражена отрицательная курсовая разница, связанная с переоценкой валюты на счете 57 (1000 у.е. * (30, 05-30, 2)) 91-2    
8. Перечислено комиссионное вознаграждение банку 91-2    
9. Отражен финансовый результат (прибыль) от сделки (1000+30100-30050-150-700) 91-9    

 

Операции по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке отражаются в бухгалтерском учете через счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором учитываются расчеты с банком, и 57 «Переводы в пути», на котором отражается балансовая (по курсу ЦБ РФ на дату совершения хозяйственных операций) стоимость купленной иностранной валюты. Разница между курсом покупки иностранной валюты и курсом ЦБ РФ на дату покупки является курсовой разницей и отражается по дебету счета 91 (отрицательная) или кредиту счета 91 (положительная).

 

Рассмотрим пример отражения операций по покупке иностранной валюты в таблице 18.

Таблица 18

Порядок отражения в учете покупки иностранной валюты

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Перечислены денежные средства банку для покупки иностранной валюты (5000 у.е. по курсу покупки 30, 5 руб./у.е.) и оплаты комиссионного вознаграждения банку (700 руб.) (152500+700)      
2.Списано комиссионное вознаграждение банку 91-2    
3. Отражена сумма купленной валюты, пересчитанной по курсу ЦБ РФ на дату покупки (5000 у.е. по курсу 30, 3 руб./у.е.)      
4. Отражена отрицательная курсовая разница, возникшая при покупке валюты (151500-152500) 91-2    
5. Купленная валюта зачислена на текущий валютный счет по курсу ЦБ РФ на дату зачисления (5000 у.е. по курсу 30, 35 руб./у.е.) 52-1-2    
6. Отражена положительная курсовая разница, возникшая при зачислении купленной валюты на текущий валютный счет (151750-151500)   91-1  

 

Таким образом, валютный счет обобщает информацию о наличии и движении денежных средств в иностранной валюте на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.