Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опросники






Опросниками называют методики, материалом которых явля­ются вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться. Ответы могут даваться в свободной форме (опрос­ники открытого типа) или выбираться из вариантов, предлагае­мых в опроснике (опросники закрытого типа).

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения ин­формации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, в ряде случаев - опросники интересов и опросники установок (в зависимости от того, насколько соотносятся выяв­ляемые интересы и установки с собственно личностными психо­логическими характеристиками: например, опросник, выявляю­щий установку - отношение к определенной социальной группе, относится к опросникам-анкетам).

Личностные опросники, как это явствует из названия, предна­значены для измерения личностных особенностей. Среди них вы­деляют несколько групп.

Наиболее распространены типологические опросники, кото­рые разрабатываются на основе определения типов личности (ряд теорий личности предполагает такую возможность) и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся ка­чественно своеобразными проявлениями. К типологическим от­носятся, например, опросники Г. Ю. Айзенка, определяющие тип личности в зависимости от выраженности двух независимых фак­торов - экстраверсии и эмоциональной нестабильности (нейротизм). В различных вариантах опросника обследуемым предъяв­ляется опросный лист с набором вопросов, на которые предлага­ют ответить «да» или «нет» (иногда допускается ответ «не знаю», но не во всех вариантах опросника). Часть вопросов направлена на диагностику экстраверсии, часть - нейротизма.

Часть опросников предусматривает специальные вопросы, от­веты на которые свидетельствуют о достоверности результатов. Как правило, эти вопросы связаны с «мелкими человеческими слабостями» и их проявлениями (типа: «Правда ли, что вы нико­гда не лжете?»). Предполагается, что большинство людей подвер­жены слабостям, и отрицание свидетельствует о недостоверности результатов (необязательно о намеренной лжи). Этот способ - не единственный, но распространенный.

Другим известным опросником, также часто относимым к ти­пологическим, является Миннесотский многоаспектный личност­ный опросник, часто называемый по аббревиатуре его англо­язычного названия - MMPI. В основном варианте он состоит из 550 утверждений, соответствующих IQ, диагностическим шкалам и трем контрольным. Опросник создавался на клиническом мате­риале и применяется в различных областях психодиагностики. Обследование на основании MMPI завершается построением «профиля личности». Основной интерес при интерпретации пред­ставляют не показатели по отдельным шкалам, а их соотношение; по типу профиля делаются основные выводы об особенностях личности. Впрочем, в практике в качестве самостоятельных оп­росников используются и отдельные вопросы, соответствующие основным и дополнительным шкалам MMPI, например шкала проявлений тревожности Дж. Тейлор.

От типологических опросников отличают опросники черт лич­ности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Одним из наиболее распространенных является 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (впервые опубли­кован в 1950 г.). Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, и относительно независимая от других характеристик того же порядка. Факторы в системе Кэттелла имеют «технические» и «бытовые» названия; в качестве примеров приведем несколько бытовых: «высокий интеллект - низкий интеллект», «совестли­вость - недобросовестность», «смелость - робость». Каждая пара обозначает один фактор через обозначения «полюсов».

При психологическом изучении личности подростков и юно­шей (14-18 лет) широко применяется патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), разработан­ный под руководством А. Е. Личко. Этот опросник предназначен для определения типов характера при конституциональных и органических психопатиях, патологических развитиях личности, при акцентуациях характера.

Пользуясь описаниями известных психиатров, авторы опрос­ника составили наборы фраз, отражающих отношения предста­вителей разных типов психопатий и акцентуаций к ряду жизнен­ных проблем, актуальных для подросткового возраста. Принцип отношений был заимствован из психологии отношений (В. Н. Мясищев).

Опросник позволяет выявить следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, шизоидный, элиптоидный, истероидный, неустой­чивый, конформный. С помощью опросника можно установить признаки, указывающие на высокий риск формирования психопа­тий, на возможную органическую природу психопатий и акцен­туаций характера, степени выраженности реакции эмансипации, а также показатели психологической склонности к алкоголизации и делинквентности.

Следует отметить, что результат исследований с помощью ПДО, как и в случае использования других личностных опросни­ков, не является клиническим диагнозом. Так, например, шизоид­ная акцентуация с помощью опросника может быть диагностиро­вана и в случае нормы, и при шизоидной психопатии, и у подро­стка с синдромом раннего детского аутизма. Выявление типа ак­центуации в каждом из этих случаев может помочь в дифференци­альной диагностике и в разработке индивидуальной коррекционной программы.

Приведем пример использования ПДО изучения личностных особенностей больного Жоры, 15 лет, ученика специальной школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подросток поступил в психиатрическую больницу в связи с неправильным повелением в школе: злостно нарушал порядок, дрался, грубил учителям, пе­ред стационированием стал неуправляем. Со слов матери: рано начал курить, дружит со старшими по возрасту, хулиганит, вымогает у матери деньги.

В отделении с трудом привыкал к распорядку, нарушал режим, курил в неустановленных местах, нецензурно бранился.

Результаты обследования по ПДО:

по шкале объективной оценки, несмотря на склонность к диссимуляции, установлен неустойчивый тип. Конформность низкая. Реакция эмансипации выраженная (е-6). Имеются данные, указывающие на возможность формиро­вания психопатии (К = 1, В=6), а также на склонность к алкоголизации и де­линквентности.

Анализ отдельных выборов больного выявил безразличное отношение к будущему, отсутствие установок на получение профессии и трудовую дея­тельность, снижение критики к физическому дефекту.

Эти результаты в сопоставлении с данными других методик помогли вра­чу поставить диагноз «психопатоподобный синдром», наметить тактику ле­чения. Совместно с психологом были разработаны рекомендации по органи­зации работы и семейной психотерапии, даны рекомендации родителям по нормализации взаимоотношении в семье и оптимизации воспитательного процесса с учетом личностных особенностей подростка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.