Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность. Напомню, что ответственность – это часть стратегичности мышления.






 

 

Напомню, что ответственность – это часть стратегичности мышления.

Ответственность – это принятие того факта, что последствия наступают

после наших действий. И, следовательно, это мы их вызвали. И

расплачиваться – тоже нам.

 

Вот, как про ответственность писал Дмитрий Леонтьев, известный

российский психолог.

 

«Ответственность направлена в будущее и неразрывно связана со

свободой. Отвечать – значит, понимать какие следствия я порождаю

своими действиями (или бездействием), делать то, что приводит к

желаемым последствиям, избегать того, что приводит к

нежелательным. Принимать на себя ответственность за свои действия

– значит признавать, что именно я – сам! – их совершаю. Отрицать

ответственность – значит объявлять их какой-то своей непроизвольной

реакцией («Я был вынужден»). Другими словами, отвечать я могу только

за то, на что я могу реально влиять, причиной чего могу быть. Поэтому

ответственность нельзя дать, вручить – её можно только взять на

себя. Ответственный человек не боится неудачи и готов извлекать из

неё уроки, ибо не считает себя единственной причиной событий и знает,

что полной гарантии в этом мире нет.

 

Отвечать – значить знать, чего ты хочешь, понимать связь твоих

действий со следствиями и иметь мужество выбирать. И понимание, и

решение, и мужество требует усилий, а поскольку на исход событий

влияют и другие силы, сделанная ставка не всегда приводит к выигрышу.

Отсюда понятно стремление расслабиться, уйти от ответственности


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

и пустить всё на авось. Убедив себя: что бы мы ни делали, результат от

этого не зависит, - мы посвящаем огромную часть жизни (а иногда и всю

её) инфантильным играм, которые не могут иметь никаких жизненных

последствий, кроме тех, которые мы сами им произвольно приписываем.

 

Подчеркну – Леонтьев говорит прямо: ответственный человек всегда

понимает связь своих действий с последствиями.

 

Почему не все такие продвинутые? Потому что взрослые не позволяют

детям установить (заметить, отследить) эту связь.

 

Как бывает обычно – ребёнок напортачил, взрослый исправил, а ребёнка

наказал. Ты заметил здесь ошибку?

 

Да, точно. Исправлять должен не взрослый, а ребёнок. Взрослый может

подсказать, поддержать морально, может быть, чуть-чуть подтолкнуть. Но

исправлять должен ребёнок!

 

Это важно – исправлять должен тот, кто наломал дров. То есть – не

родитель, а ребёнок.

 

И ругать – бесполезно. Любой ребёнок уже в десяти годам приобретает

иммунитет к родительской ругани и способен выносить безо всяких потерь до

трёх часов нотаций, криков и оскорблений.

 

Ты хоть обкричись – его это не изменит. Постоит, послушает и пойдёт себе

дальше. А надо – чтобы он усвоил урок. Вот пускай и исправляет сам.

 

Понятно дело, что не всегда ребёнок может исправить то, что натворил. Но

он всегда может поучаствовать в исправлении.

 

Разлил воду – вытри. Разбил чашку – склей. Получил двойку – исправь.

Попал в сложную ситуацию – выкручивайся.

 

Родитель поможет и поддержит, но всего за тебя делать не станет.

 

Когда ты, родитель, нагружаешь ребёнка ответственностью, ты доносишь до

него простую мысль – у любого действия есть последствия. И последствия

эти бывают ну очень разные. Так что стоит хорошенько подумать, прежде

чем делать.

 

Если все последствия за подростка расхлёбывает родитель, то ребёнок

пребывает в опасной иллюзии, что действия и последствия связаны слабо.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

По крайней мере, плохие последствия живут сами по себе и никакие

действия к ним не приводят. Ну не считать же ругань родителей печальным

последствием. Подумаешь, беда! Поорут и перестанут.

 

Нагружай, нагружай детей ответственностью. Они потом только спасибо

скажут.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.