Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О музык. жизни старой музыке и народно-музыкальном движении 1970-1980 годов.







Вообщем:

• В 1980 г.: Связанные с Олимпиадой постройки (Нигулисте). Певческий праздник. 40 интеллигентов церкви против обрусения.

• В 1981 г.: Дом кино, открытие музея TÜ.

• В 1982 г.: TÜ 350; открытие научной библиотеки; смерть Брежнева.

• В 1985 г.: власть Горбачёва. Т. «Эстония» в Швеции. XX всесоюзный певческий праздник.

• В 1987 г.: «Война фосфорита» 1 победа. Нац. заседания в парке Хирве.

• В 1988 г.: твор-во. Союзный пленум. Создание RR. Ночные певческие праздники. Декларация об Эстонской независимости. Восстановление EÜ S.

• В 1989 г.: Закон о языке. В Таллинском институте - кафедра истории Эстониии.

• В 1991 г.: Эстонская независимость

О музыкальном творчестве:

• первая половина десятилетия: повтор. музыка; диатон. лады, остинатные повторения; тембр, повторения, ритм. Первая симфония Сумера.

• II половина: напряжённая гармония (Тюр - Струнный квартет); Влияние «Востока» (Кульдар Синк, Вяхи, Грюнберг)

• Вельо Тормис и Арво Пярт - принадлежат к одному творческому поколению. Как и все школы подобного типа, она возникла в переломный период - в национальной культуре. В эстонской музыке наконец-то всё созрело для выхода на мировую арену. Были освоены все классические жанры: опера, балет, симфония, симфоническая поэма, оратория, сольная и хоровая песня, все жанры камерной музыки. В пятидесятые годы появляется пятитомное собрание эстонских народных песен Херберта Тампере. Эстонские народные песни с мелодиями - первое полное собрание такого рода, которое сыграло роль, подобную сборникам русских песен для кучкистов.

В это же время возникает очередной кризис тональной системы - как в гармонии, так и в форме, и в оркестровке. У молодого поколения композиторов растёт интерес к выразительным средствам западного авангарда. Именно это интуитивное стремление к новому, вместе с кризисом распространённых в эстонской музыке до того технических средств, и помогло Новой эстонской школе выполнить свою основную задачу - вывести эстонскую музыку с задворок мировой культуры, что особенно последовательно проявилось в творчестве Вельо Тормиса и Арво Пярта.

Тормис и Пярт более цельны как композиторы, т.к. Тормис опирается прежде всего на народное искусство, а Пярт - на профессиональное (хорал, импортированный в Эстонию извне, долгое время был неотъемлемой частью быта каждого эстонца и в конце концов превратился в основу эстонского профессионального искусства).

В обработках народных песен Тормис противоставляет разные группы хора (Эстонские календарные песни), чтеца и хор (Ижорский эпос, Старорусская былина); последний приём обычно соединяется и с языковым контрастом. Тормис использует также контраст между натуральными и электронными звучаниями (усилитель в Лебедином полёте, фонограмма в Эстонских балладах), то же делает и Пярт, например, в пьесе «Если бы Бах разводил пчёл». Собственно интонационные противопоставления тоже сильнее, чем в музыке классиков, и тем более - чем в музыке предыдущего поколения эстонских композиторов.

Наиболее яркими представителями школы были Вельо Тормис и Арво Пярт. Первый из них обобщил долговременный процесс обработки народной песни, второй развил в новых условиях достижения нонкорфомистской школы Хейно Эллера. Эти композиторы больше всего способствовали выходу эстонской музыки на мировую арену. Что же касается Ряэтса, то ему досталась другая роль - осуществить связь традиций Новой эстонской школы с музыкой композиторов следующих поколений.

Арво Пярт вынужден эмигрировать, его имя даже запрещено упоминать в печати; Тормис сочиняет целый ряд сатирических или прямо антисоветских произведений, которые запрещаются сразу же после премьер; всё это создаёт легенды вокруг этих композиторов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.