Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






n Пенсионный этап






 

28. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:

 

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

 

самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

 

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

 

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

 

Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления.

29. етворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

 

3.3. Этапы профессионального пути по Е. А. Климову

 

В профессиональной деятельности становление личности происходит особенно интенсивно, поскольку она концентрирует на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа системных отношений. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

 

Если в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными факторами (дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано, уже в подростковом возрасте, определяют свое профессиональное будущее, поступая в профессиональные училища; оканчивая кратковременные курсы, приступают к работе на производстве).

 

Адепт (или фаза адепта), так называемая " заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве - слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

 

Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.

 

Интервал (или фаза интернала) - это уже опытный, что называется " наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

 

Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

 

Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

 

Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии " обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.

 

Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возрастного развития, частично совпадают с кризисами профессионального развития. Особенно отчетливо это обстоятельство проявляется при анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный кризис взрослой жизни, выпадающий на период ранней взрослости, связан с задачей перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей. На этот же период выпадает и начало самостоятельной профессиональной деятельности, по сути, " кризис рождения профессионала". Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям.

 

После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах. Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса: 1 - прекращение профессионального роста; 2 - стабилизация на достигнутом уровне; 3 - ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности; 4 - поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень; 5 - деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

 

Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл.

 

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.

32. Сущность профессионального самосознания педагога заключается в осознании будущим учителем себя в системе собственной личности, педагогической деятельности и профессионально-педагогического общения.

 

В настоящее время современные психологические и педагогические исследования по проблеме педагогического самосознания ведутся по нескольким направлениям: определение его сущности и структуры, изучение особенностей его функционирования, анализ состояния и средств формирования и т.д.

 

В определении сущности и структуры педагогического самосознания особую значимость имеют разработанные Ю.Н. Кулюткиным и Г.С. Сухобской концепции самосознания.

 

С точки зрения Ю.Н. Кулюткина, профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирование направления саморазвития, его осуществление и т. д.. Только в том случае, если педагог знает, с одной стороны, какими качествами он должен обладать, а с другой – сознает, в какой мере у него развиты данные качества, он может сознательно стремиться к формированию и развитию данных качеств у себя.[4]

 

Такой подход послужил основой для определения структуры педагогического самосознания:

 

«Актуальное Я» – каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время, оно является центральным элементом профессионального самосознания учителя.

 

«Ретроспективное Я» – каким себя видит учитель по отношению к начальным этапам работы в школе. Отношение к «актуальному Я» дает учителю шкалу собственных достижений.

 

«Идеальное Я» – каким бы хотел стать учитель. Оно является ценностной перспективой личности, которое обуславливает саморазвитие личности в профессиональной сфере.

 

4) «Зеркальное Я» – как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие люди – его коллеги, его учащиеся. Зеркальное «Я» включает в себя учет отношения других людей к личности учителя.[5]

33. Компетентность

 

 

Знаем ли мы точно, что значит это слово? Давайте разберемся, тем более, что оно не сложное.

 

Компетентность – от лат. competens – способный. Компетентность - это, по сути, умение делать хорошо, то, что делаешь. Критерием истинной компетентности является конечный результат. Это настолько просто, что люди часто не осознают, что так оно и есть. И не лишним будет это повторить.

 

Критерием истинной компетентности является конечный результат. Точка.

 

 

Компетентность. А в чем проблема?

 

 

Если человек надувает шарики, то, очевидно, он хочет получить результат – надутый шарик. Не лопнувший по дороге и не наполовину надутый.

 

Компетентность - это кстати, то, что можно легко проверить. Достаточно попросить человека показать результат (или прошлые результаты).

 

Ну с шариками все слишком просто – скажете Вы. Конечно, но и с остальным тоже! Знаете в чем основная проблема? Не в том, что компетентность – это что-то сложное, а в том, что люди не мыслят категориями конечных результатов.

 

Как только мы определим конечные результаты, которые должны быть в какой то области, мы тут же, прямо тут же, поймем что такое компетентность в этой области.

 

Конечно, чтобы стать в чем-то по-настоящему компетентным придется приложить немало усилий. Посмотрите наш ролик, наглядно это показывающий.

 

 

Показатели компетентности

 

 

Например, что такое компетентность в работе? Скажем Вы занимаетесь продажами. Уметь продавать? Хорошо. Заключать сделки? Ближе. Если конечным результатом продавца назвать проданные товары и деньги в кассе, то сразу будет понятно, кто из продавцов на деле выдерживает нужный уровень компетентности (или стандарты компетентности). Без домыслов.

 

Понятное дело, что конечный результат можно написать и более развернуто – например, «проданные с установленной прибылью товары (услуги) компании и деньги за них, лежащие в кассе». Конечно, это можно (и даже нужно) сделать, особенно если дело касается бизнеса. Но суть остается сутью: есть результат = есть компетентность.

 

Ну, с продавцами тоже достаточно понятно. А как насчет бухгалтера, маркетолога и (о Господи!) самого директора? Каким для них будет тест на компетентность? Да все таким же. Критерии компетентности одинаковы для всех, нужно только:

1. определить или выяснить в чем заключается их конечный результат, который должен быть получен

2. посмотреть получают ли они его (кстати, именно посмотреть, а не послушать, что они говорят об этом)

 

Представьте, что будет, если у каждого в какой-либо бизнес-организации будет назван и написан его конечный результат работы! Одно только это может сильно поднять общую компетентность.

35. Коммуникативная компетенция – это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Ее ведущим компонентом являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.

Лингвистическая, или языковая компетенция – это совокупность речевых умений (4 вида речевой деятельности) и языковых знаний и навыков их использования (фонетические, лексические и грамматические навыки).

Коммуникативная деятельность - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый " шаг" в направлении к цели общения.

Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является:

- коммуникативная;

- интерактивная - организация общения;

- перцептивная - взаимопонимание.

Выделяют два типа коммуникативной деятельности:

а) личностно-ориентированный;

б) социально-ориентированный.

Эти два типа отличаются:

-коммуникативной;

-функциональной;

-социально-психологической;

-речевой структурой.

35. Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.

 

Отсюда следует, что для конфликтной компетентности существуют два уровня:

 

- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения;

 

- второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.

 

Что входит в содержание конфликтной компетентности?

 

Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших общих характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, будем рассматривать ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого в самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

 

При проведении занятий по повышению конфликтной компетентности необходимо опираться на несколько главных положений.

 

В современной конфликтологии признано, что переговоры являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание кооперации, задаваемой противоречиями ролей и позиций типа ребенок-взрослый, ученик-учитель, руководитель-подчиненный, учитель-родитель, мужчина-женщина, продавец-покупатель и т.п., может стать реальной основой для сообществ, ориентированных на высокое качество жизни.

 

Обучение, переподготовка и повышение квалификации психологов, действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров, может происходить в условиях, когда участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и конструирования в учебных условиях.

36, 37, 38

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - рассматривается в разных науках. В философии конфликт - понятие, отражающее стадию развития категории " противоречие", когда существующие противоположности доходят до своей крайности (полярность, антагонизм). В обществоведении (истории, политологии, социологии, социальной психологии) - процесс развития и разрешения противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющийся объективными и субъективными причинами. В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.

 

 

1. Сущность и структура производственного конфликта

 

Различными авторами выделяются основные функции и возможные результаты конфликта. При этом главная функция конфликта - выявление проблем и противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, определенной психологической системы (человека, группы, организации, общества), а также - определение путей разрешения этих противоречий и развития данного социального субъекта (психологической системы).

В целом можно выделить следующие функции:

1. Сигнальная функция - характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества (что-то в системе расстроилось и нуждается в преобразованиях);

2. Информационная функция - отражение и выявление причин неблагополучия в системе;

3. Дифференцирующая функция - это процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию и перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил;

4. Динамическая функция - способствование социальному прогрессу, где конфликт - это толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.

Выделяется также функциональная противоречивость конфликта. Эта противоречивость основана на взаимодействии противоположно направленных тенденций. На основе такого понимания функциональной противоречивости польский ученый Я. Штумпски выделил следующие пять противоположных пар функций социального конфликта:

1. различающая и отождествляющая функция (когда, например, в ходе конфликта интересы могут сблизиться или, наоборот, еще больше разойтись);

2. интегрирующая и дезинтегрирующая (либо противоборствующая сторона сплачивается, либо разрушается);

3. маскирующая и демаскирующая;

4. прогрессивная и регрессивная;

5. позитивная и негативная функции.

Ниже представлены более конкретные функции конфликта и его возможные последствия:

Позитивные (конструктивные) функции конфликта:

• Выявление противоречий в системе (на уровне осознания и переживания).

• Снятие напряжения (" выпускание пара") во взаимосвязи, во взаимоотношениях между различными составляющими системы (между людьми, между различными ценностно-смысловыми ориентациями и т.п.).

• Проверка для участников конфликта своих реальных и потенциальных возможностей, а также выявление недостатков (формирование более адекватной самооценки).

• Мобилизация ресурсов и выявление скрытых возможностей системы.

• Сплочение участников конфликта, обусловленное совместным разрешением (преодолением) значимой для всех проблемы (по принципу: " Настоящие друзья проверяются в беде", а также - " Настоящие друзья обретаются в совместных испытаниях").

• Выявление скрытых и потенциальных противников, недоброжелателей, предателей и т.п. (по принципу: " Истинные враги проявляются в трудные моменты").

• В случае успешного преодоления трудностей у участников конфликта повышается чувство собственного достоинства и самоуважение (что в психологическом плане очень существенно, т.к. позволяет человеку переходить к решению более сложных и интересных проблем);

• В целом система, преодолевшая (или хотя бы пережившая) конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучшему;

• Страх возможного конфликта может мобилизовать к упреждающим (профилактическим) шагам и еще до возникновения опасности для системы также способствовать ее развитию…

Негативные (деструктивные) функции конфликта:

• Обнаружение своих недостатков и соответствующая потеря чувства собственного достоинства.

• Обнаружение несостоятельности (нежизнеспособности) системы и соответствующее ее разрушение.

• Усугубление противоречий между элементами системы или между конфликтующими сторонами (например, " врагов стало еще больше, друзей - еще меньше").

• Потеря уважения и статуса (в случае неудачного поведения в конфликте).

• Порождение новых конфликтов (эффект " цепочки", например, не желая разрешать данный конфликт, человек как бы " уходит" от него и часто специально создает для себя новые проблемы) и т.п.

Функции конфликта в условиях производства:

• балансирование рабочих мест;

• формирование необходимых производственных связей (которых не было до конфликта);

• выявление и фиксация отдельных частей системы и связей между частями;

• отбор рабочей силы необходимого качества и т.п.

Основные функции организационного конфликта:

• группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров группы;

• установление и поддержание (стабилизация) системы внутригрупповых и межличностных отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп;

• получение информации об окружающей среде (насколько она враждебна или доброжелательна по отношению к организации);

• создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социальный контроль за властью;

• нормотворчество, построение новых систем взаимоотношений;

• создание новых социальных институтов;

• диагностика нарушений функционирования организации.

Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно выделить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта. Сами структурные элементы - это необходимые сущностные параметры явления, без наличия которых конфликт не может развиваться как динамически взаимосвязанная целостная система и как процесс. Ниже предлагаются следующие основные элементы (составляющие) конфликта:

1) Инцидент (информационный) - событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.

2) Инцидент (деятельностный) - повод для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.

3) Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период.

4) Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией.

5) Предмет конфликта - конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт).

6) Конфликтные отношения - форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.

Выделяются также условия, определяющие конфликтную ситуацию:

• технические условия (количество лидеров в группах, степень организованности и сплоченности групп и т.п.);

• политические условия (определяются отношениями зависимости и власти);

• социальные условия (система коммуникации внутри группы, уровень взаимопонимания);

• психологические условия (зависят от личностных особенностей конфликтующих сторон, например, от адекватности их самооценки и т.п.).

Выделяются также основные фазы развития конфликта:

1) Конфронтационная (военная) фаза, когда каждая сторона противопоставляет свои интересы интересам другой стороны.

2) Компромиссная (политическая) фаза - стороны стремятся достигнуть своих целей через переговоры.

3) Коммуникационная (управленческая) фаза - стороны стремятся достигнуть общего понимания ситуации (консенсус): через понимание того, что суверенитетом обладают не только сами субъекты конфликта, но и их интересы; стремление к взаимодополнению интересов.

Выделяется также понятие " кризис" (псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта) - это такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная " зацикленность", фазовая стагнация или даже возврат к предшествующей фазе).

На основании выделения фаз конфликта и понимания того, что является " кризисом", можно обозначить, что является управлением конфликтом. Управление конфликтом - это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, т.е. переход к последующей фазе развития конфликта. Таким образом, высшим искусством реагирования на конфликтную ситуацию является не " борьба" с конфликтом, а способствование развитию конфликтных отношений.

Заметим, что поскольку конфликт имеет и позитивные (конструктивные) функции, то в ряде случаев оправдано и специальное провоцирование руководством (и психологами) конфликтов, но при обязательном условии контроля за ними и возможностью управлять этими конфликтами. По сути, любой опытный руководитель или воспитатель так и поступает, иначе и работа, и учебный процесс воспринимался бы как сплошная скука, ведь без преодоления проблем не может быть вообще никакого развития.

. Способы управления производственными конфликтами

 

Основные стили поведения в конфликте, позволяющие осуществлять диагностику поведения людей в ситуации конфликта:

• конфронтация (соревнование) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны (на основе собственной активности и индивидуальных действий);

• приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны (на основе собственной пассивности и низкой меры удовлетворения своих интересов);

• уклонение (избегание) - отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собственных целей;

• конкуренция - соревновательное взаимодействие, не ориентированное на обязательный ущерб для другой стороны;

• компромисс - метод взаимных уступок;

• сотрудничество - принятие решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон.

Основные стратегии управления конфликтом.

Стратегия предотвращения конфликтов, предполагающая следующие основные действия: устранить реальный предмет конфликта; привлечь в качестве арбитра независимое незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению; сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

Стратегия подавления конфликта (применяется в отношении конфликтов в необратимо деструктивной форме и к беспредметным конфликтам), предполагающая: целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми; создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют возникновению конфликтных взаимоотношений (например, развести конфликтующих по разным участкам работы или по разным сменам).

Стратегии отсрочки (как временные меры, помогающие ослабить конфликт до момента, когда созреют условия для разрешения конфликта). Главное в данной стратегии - изменить отношение одного из конфликтующих к другому (по принципу: " Раз силы стали неравными, то конфликтовать бесполезно…"). Стратегия отсрочки часто предполагает также следующие действия: изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; уменьшить или увеличить роль и место одного из конфликтующих в воображении другого; изменить представление конфликтующего о самой конфликтной ситуации (об условиях конфликта, взаимоотношениях людей и т.п.); изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующих и тем самым сделать его менее опасным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно ненужным или недостижимым).

Основные принципы и тактики разрешения конфликта.

Принципы разрешения конфликта:

1. принцип понимания - осознание реальной проблемы, соотношения сил в конфликте, предмета конфликта, знание потенциально конфликтных личностей, хорошая ориентация в потенциальных условиях возникновения конфликтов и фазах развития конфликта;

2. принцип предвидения - прогнозирование потенциальных конфликтов между сотрудниками, группировками и своевременная подготовка к ним.

Основные тактики разрешения конфликта:

Общие рекомендации - при возникновении напряжения между партнерами следует проявлять: внимание к собеседнику; доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение; естественность; терпимость к его слабостям; сочувствие к нему, участие; выдержку, самоконтроль; спокойный тон; лаконичность, немногословность (строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию собеседника); постоянно поддерживать обратную связь с собеседником (с помощью вербальных и невербальных средств); чуть затягивать ритм, темп беседы, если собеседник излишне взволнован и слишком быстро говорит; следить за собеседником внимательно, при первой возможности установить с ним контакт и стремиться не терять его; стараться смотреть собеседнику в глаза (но не фиксировать взгляд более 10 секунд), следить за изменениями его лица, рук, позы; пытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние; попытаться почувствовать: " А каково было бы мне в этом состоянии? ".

Поведение на первой (дословесной) фазе беседы: дать выговориться, не пытаться перекричать, перебивать собеседника; внимательно слушать; сделать паузу, если собеседник излишне активен; показать мимически, двигательными средствами (без слов), что Вы заметили состояние собеседника; уменьшить социальную дистанцию с собеседником (улыбнуться, резко приблизиться, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться).

Оперативные приемы поведения на второй (словесной) фазе беседы: доброжелательно поприветствовать собеседника (если беседа проходит без дословесной фазы); отвлечь или переключить внимание собеседника с конфликтной темы (например, предложить закурить, высказать комплимент, спросить о чем-либо); предложить сесть (причем садиться по возможности под острым углом к собеседнику на расстоянии не более 0, 5 метра); сказать о своем самочувствии, состоянии, которые вызвали у Вас слова собеседника, если его статус выше и позиция сильнее, чем у Вас; спросить о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже и позиция слабее, чем у Вас; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав; дать понять собеседнику, что Вы понимаете, насколько важен вопрос, о котором он говорит; показать собеседнику свою заинтересованность в решении его проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть свое доверие к собеседнику; подчеркнуть лучшие качества партнера, которые помогут ему самому справиться со своим состоянием; подчеркнуть значимость партнера, его место, роль в группе, его сильные стороны, хорошее отношение к нему со стороны значимых людей; попросить у собеседника совет, как Вам поступать с ним, как Вам помочь решить его проблему; спросить у собеседника, как он сам собирается решать свою проблему; обещать поддержку, если это не противоречит Вашим принципам и интересам общего дела; если есть возможность, решать вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.

Специальные оперативные приемы. Здесь важно знать об " уязвимых местах" собеседника и всегда давать ему возможность сохранить " свое лицо": повторить самые неразумные слова собеседника " как бы с недоумением" (типа того, что он наверное " просто ошибся" или Вы сами его " не поняли"); тактично показать, что собеседник излишне резок (через сухое, холодное, формальное обращение, увеличение психологической дистанции, через подчеркнутую " вежливость"); сделать комплимент агрессору (по принципу " доброта с красотой вместе спасут мир"); свести проблему к юмористической или даже гротескно-сатирической стороне (и по возможности, вместе посмеяться над " недоразумением"); проявить по отношению к партнеру более сильную агрессию, чем продемонстрировал он Вам (естественно, если у Вас есть для этого " таланты"); сказать собеседнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации лично для него (как бы " отрезвить" его); показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит (или которых опасается), и эти люди могут порвать с ним отношения.

Важную роль в конструктивном разрешении конфликтных ситуаций играют специально организованные переговоры.

В ходе урегулирования конфликта возможен вариант проведения беседы в режиме спора и дискуссии. Дискуссия - обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати. Спор - состязание, в котором одна сторона отстаивает только свое мнение о предмете спора.

В целом выделяются следующие основные подходы по осуществлению вмешательств в конфликтные ситуации:

1. Экспертный метод, направленный на решение конкретной проблемы уже сформировавшейся организации.

2. Процедурный метод, где консультант управляет процессом изменений в организации, посредством указания достижимых процедур и их конкретного места вместе с самим клиентом.

3. Консультационный подход - это, прежде всего, обучение клиента (заказчика); развивает его интуицию, способность понимать и решать свои проблемы. При реализации консультационного подхода психологу особенно важно продемонстрировать свою независимость и беспристрастность. Входе работы с противоборствующими сторонами важно структурировать их взаимоотношения, а также обеспечить равное влияние сторон на процесс разрешения конфликта. Важную роль играет рассмотрение так называемых " безысходных ситуаций", когда в ходе их детализации и анализа вырабатываются конкретные рекомендации по преодолению конфликта в целом.

Реально консультациорнный подход включает в себя элементы самых разнообразных консультационных, процедурных, экспертных и даже психотерапевтических технологий. Все это лишний раз свидетельствует о том, что в современной психологии действуют интегративные тенденции, когда происходит взаимообогащение разных подходов и направлений. Происходит даже переориентация с технологии (психотехнологии), на саму цель (задачу, смысл) психологической помощи, в том числе и в помощи в урегулировании конфликтов и проблем в условиях производства.

39, 40

О компетенциях специалиста говорят чаще всего в двух контекстах: как итоге получения высшего образования по той или иной специальности, и как о содержании профиля компетенций, с помощью которого компания отбирает и нанимает подходящих ей кандидатов для работы на определенной должности, а впоследствии – обучает, развивает и оценивает уже имеющихся сотрудников.

 

Профили компетенций специалистов составляются в организации на основе используемой в ней модели компетенций и включают, в дополнение ко ключевым компетенциям организации, перечисление профессиональных компетенций и указание уровня, на котором они должны быть развиты у сотрудника, выполняющего ту или иную роль.

 

К примеру, компания может ожидать от специалиста по рекламе, который в основном будет заниматься продажами, владения такими компетенциями, как профессионализм в личных и дистанционных продажах, ориентация на результат, коммуникативная компетентность, хорошие способности к работе с информацией, аналитическое мышление.

Виды компетенций

 

В общем смысле выделяется три основных вида компетенций: учебно-познавательные – то есть способности к познавательной деятельности, постановка целей и планирование, анализ, рефлексия и саморегуляция, решение проблем и задач и так далее; информационные – то есть все способности, связанные с поиском, отбором, обработкой, анализом и интерпретацией информации; и коммуникативные, связанные со взаимодействием с другими людьми и определяющие способность сотрудничать с ними, выполнять различные социальные роли и так далее.

 

В корпоративной практике используется такая классификация компетенций:

1. Ключевые или базовые, корпоративные компетенции – то есть те, которые наличествуют или должны наличествовать у всех сотрудников организации, независимо от уровня и специфики работы, чтобы тем самым обеспечивать конкурентоспособность компании и реализацию ее стратегических целей. Эти компетенции вытекают из ценностей компании и ложатся в основу используемой в ней модели компетенций. Обычно их насчитывается от 5 до 10.

2. Управленческие (менеджерские, лидерские) компетенции – те, которыми необходимо владеть руководителям организации разных уровней, в чьем подчинении находятся другие сотрудники. Это могут быть, например, стратегическое мышление, управление бизнесом, работа с персоналом и так далее.

3. Профессиональные (технические) компетенции – те, которыми должны обладать сотрудники, которые работают на тех или иных конкретных должностях. Эти компетенции ложатся в основу профилей компетенций для разных категорий и ролей сотрудников.

Ключевые компетенции

 

Под ключевыми компетенциями организации понимаются те факторы и элементы, которые определяют уникальность ее бизнеса, особую манеру его ведения. Ключевые компетенции определяют ценность предложения организации потребителям, не может быть перенятой компаниями-конкурентами без значительных усилий, и при этом может легко распространяться организацией на все свои продукты и рынки.

 

Иными словами, ключевые компетенции организации отражают то, в чем она превосходит своих конкурентов. Это могут быть ноу-хау, особые знания или стратегия маркетинга, совершенные процессы или особо крепкие и хорошие отношения с клиентами, партнерами или поставщиками, или же специфическая корпоративная культура.

 

Обычно в организации выделяется от 5 до 10 компетенций, которые становятся ключевыми. На их основе строится модель компетенций, отражающая те способы работы, которые должны осуществляться сотрудниками, чтобы организация могла достигать стратегических целей своего развития. Модель компетенций, таким образом, отражает стандарты поведения, ложащиеся в основу найма, обучения и развития персонала, карьерного продвижения и оценки эффективности.

 

Ключевые компетенции обычно являются сложными, комплексными, так как их можно рассматривать как своего рода производную от всех ресурсов, знаний и способностей организации. Это же выступает причиной тому, что они, как правило, далеко не очевидны сторонним наблюдателям. Можно сказать, что ключевые компетенции – это один из главных нематериальных активов организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.