Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • д. ед.).






    Планирование прибыли и рентабельности

    Основные и вспомогательные функции бизнеса опреде­ляют необходимость разработки функциональных планов. Ряд таких планов, имеющих для фирмы основное значение в удовлетворении общественных потребностей и связанных с выполнением функции маркетинга, был рассмотрен ранее. К другим функциональным планам относятся:

    ♦ план прибыли и рентабельности;

    ♦ план издержек производства и обращения;

    ♦ план персонала;

    ♦ финансовый план и др.

    Фирма самостоятельно определяет, какие функцио­нальные планы ей необходимы. Финансовое планирование играет особую роль, его значение неизмеримо возрастает в условиях рынка. Поэтому финансовое планирование изу­чается будущими специалистами в области экономики от­дельно.

    Все функциональные планы направлены на достиже­ние маркетинговой и соответственно общей (базовой) стра­тегии фирмы. Они экономически обосновывают выбор наи­более эффективных путей достижения долгосрочных це­лей деятельности фирмы.

    Первым в ряду функциональных планов следует на­звать план прибыли и рентабельности. Этот план может рассматривается, с одной стороны, как функция марке­тинга, связанная с общепринятой хозяйственной деятельностью людей и определяющая экономический результат планируемой работы фирмы, направленной на удовлетво­рение потребностей рынка, а с другой — как основной в цепи экономических интересов фирмы в силу значимости показателей прибыли и рентабельности в стимулировании труда, в укреплении конкурентоспособности и стабильно­сти функционирования любого экономического объекта. Таким образом, план прибыли и рентабельности характе­ризует предполагаемые действия по достижению основ­ной экономической цели предпринимательства. Но дости­жение этой цели носит опосредованный характер, т. е. она достигается лишь посредством достижения общественных целей: удовлетворения потребностей общества. Поэтому план прибыли и рентабельности условно можно отнести к функциональным.

    План прибыли и рентабельности имеет первоочередное значение для собственников фирмы. Он отражает обоснова­ние экономических результатов всех сторон деятельности фирмы. И если план маркетинга можно рассматривать как основной для деятельности фирмы, то план прибыли — это ее основной экономический план, подтверждающий эф­фективность выбранных видов деятельности и шагов по до­стижению стратегических целей. Поэтому только в плане прибыли отражаются все аспекты функционирования фир­мы и ее подразделений, выраженные результирующим эко­номическим показателем.

    В бизнесе решения и действия основаны на представ­лениях о будущей прибыли. Но так как опыт прошлого не всегда распространяется на будущее, то в основе будуще­го поведения фирмы должно быть ее новое представление о размере ожидаемой прибыли. Фирма из разных вариан­тов проекта плана прибыли обычно выбирает тот, который содержит максимум прибыли или рентабельности. Иногда экономической целью бизнеса бывает максимизация прибы­ли, иногда — максимизация рентабельности. Современные подходы к обоснованию максимума этих показателей позво­ляют четко это разграничивать.

    Функциональные планы могут быть различными по вре­мени: от оперативного до долгосрочного. Фирма может иметь как прогноз, так и план по функции деятельности. Однако с позиции природы экономического предвидения, в частности необходимости волевых и осознанных действий по достиже­нию поставленных целей, фирма обязательно должна иметь планы показателей функционирования. Таким образом, мож­но представить несколько вариантов обоснования плана при­были и рентабельности: 1-й вариант — посредством прогно­зирования; 2-й вариант — посредством планирования; 3-й вариант — посредством прогнозирования и планирования. Последние два варианта являются предпочтительными.

    План прибыли составляется на несколько лет, на год и кварталы. Редко, но также составляется план прибыли на месяц, что позволяет фирме лучше контролировать результаты своей работы.

    Стратегический план прибыли предусматривает выбор цели. Как правило, целью может быть: постоянный стабиль­ный рост прибыли, максимизация прибыли, максимизация рентабельности, достижение определенной величины при­были или рентабельности.

    Задачами планирования прибыли и рентабельности яв­ляются:

    ♦ экономическое доказательство выгодности предпри­нимательских действий по достижению стратегичес­ких целей;

    ♦ экономическая оценка плана маркетинга и функцио­нальных планов фирмы;

    ♦ перспективное стимулирование собственников и тру­дового коллектива фирмы, а также косвенно — все­го общества.

    Плановое обоснование прибыли и рентабельности по­строено на грамотном использовании экономической теории, в частности влияния на прибыль и рентабельность таких факторов, как: объем деятельности, издержки производ­ства и обращения (постоянные и переменные), составляю­щие прочей прибыли, оборачиваемость капитала, цены и доходность, доля рынка товара и др.

    Различают следующие основные методы прогнозирова­ния и планирования прибыли:

    ♦ использование формулы безубыточности;

    ♦ экономико-статистический;

    ♦ технико-экономический (нормативный), в том числе прямого счета;

    ♦ определение оптимальной целевой прибыли;

    ♦ определение прибыли на вложенный капитал;

    ♦ метод маржинального дохода;

    ♦ экономико-математические методы, в том числе ме­тод оптимизационных моделей и пр.

    Современная практика планирования прибыли активно использует возможности формулы безубыточности, сущ­ность которой изучается многими экономическими дисцип­линами. Согласно этим формулам при­быль будет определяться следующим образом: для производства

    Р = Q (1 - С - Н) - F, (32)

    для торговли

    Р = Q(1 -C-H)-Q0(1 -H), (33)

    где Р — прибыль;

    Q — объем товарной продукции или товарооборот;

    Q0 — объем оборота в покупных ценах;

    F — постоянные издержки;

    С — уровень переменных издержек в цене;

    Н — размер НДС.

    Пример 33. Определить возможный план прибыли фир­мы, занимающейся производством и сбытом металлоконструкций. План товарной продукции определен на основе плана сбыта в размере. 1200 д. ед. Постоянные издержки — 500 д. ед., уро­вень переменных издержек может сложиться в размере 25% цены товара. Размер НДС — 18%.

    Расчет. Возможный план прибыли фирмы составит:

    д. ед.).

    Тогда возможная рентабельность продукции составит:

    184: 1200 х 100 = 15, 3%.

    Вывод. Плановая прибыль фирмы может составить 184 д. ед. при рентабельности продукции 15, 3%.

    Пример 34. Определить возможный план прибыли торго­вой фирмы. Плановый объем розничного товарооборота — 760 д. ед. Оборот товаров в покупных ценах — 540 д. ед. Постоянные издержки обращения сложились в сумме 100 д. ед., уровень пе­ременных издержек — 8% к обороту. Средний размер НДС — 15, 25% валовых доходов.

    Расчет. Плановая сумма прибыли торговли может составить:

    760 (1 - 0, 08 - 0, 1525) - 540 (1 - 0, 1525) - 100 = 25, 65 (д. ед.).

    Тогда рентабельность торговли составит:

    25, 65: 760 х 100% = 3, 37% (к обороту).

    Вывод. План прибыли фирмы может быть 25, 65 д. ед., рента­бельность торговли — 3, 37% к товарообороту. Разработка вариантов плана может предусматривать измене­ние образующих показателей.

    Пример 35. Определить варианты проекта плана прибыли для условий примера 34, если:

    а) уровень переменных издержек повысится на 3%;

    б) возможно снижение постоянных издержек на 7%.

    Расчет. Определим размер прибыли:

    а) при увеличении уровня переменных издержек на 3% при­быль составит:

    760 (1 - 0, 08 х 1, 03 - 0, 1525) - 540 (1 - 0, 1525) - 100 = 23, 8 (д ед);

    б) при увеличении уровня переменных издержек на 3% и сни­жении постоянных издержек на 7% прибыль составит: 760 (1 - 0, 08х1, 03 - 0, 1525) - 540 (1 - 0, 1525) - 100х 0, 93 = 30, 8 (д. ед.).

    Вывод. Увеличение уровня переменных издержек может выз­вать снижение прибыли до 23, 8 д. ед., а одновременное сниже­ние постоянных издержек может привести к получению при­были на сумму 30, 8 д. ед.

    Экономико-статистический метод планирования при­были использует фактическую динамику показателя. В при­веденном примере (табл. 20) планирование прибыли и рен­табельности построено на использовании тенденций изме­нения этих показателей, характерных для последних лет работы фирмы. Ежегодные темпы изменения показателей экстраполируются на будущее.

    Таблица 20

    Проект плана прибыли (в д. ед.) и рентабельности (в %) фирмы на планируемый год

    Показатели 1-й год 2-й год 3-й год Проект плана
    Товарная продукция        
    Прибыль производства        
    Балансовая прибыль        
    Капитал        
    Себестоимость        
    Рентабельность продукции 16.5 19.0 21.4 22.0
    Рентабельность производства 11.8 13.3 14.7 15.0
    Рентабельность капитала 12.5 12.5 12.6 12.8

    Технико-экономический метод планирования прибыли включает расчеты и обоснование факторов, образующих показатель (табл. 21). Подходы, характерные для использо­вания двух последних методов, в целом характеризуют инактивный стиль планирования прибыли. Рассматриваемый метод определения плана прибыли предполагает использо­вание ряда других планов: а) объема деятельности, б) до­ходов и НДС, в) издержек, в том числе переменных и по­стоянных, г) прочей прибыли.

    Таблица 21

    Проект плана прибыли фирмы на планируемый год (в д. ед.)

      Показатели     Отчетный год     Текущий год Проект плана
    План Ожидаемое выполнение % выполнения плана % изменения к отчетному году   Всего В % к текущему году  
    Розничный товарооборот       101.4 104.3   103.9
    Валовые доходы, всего В % 17.69 532 17.74 540 17.76 101.5 100.1 104.7 100.4 562 17.78 104.1 100.1
    НДС, всего     101.6 105.1   104, 8  
    Издержки обращения, всего В % 344 11.79 11.70 11.61 100.6 99.2 102.6 98.5 11.58 103.7 99.7
    В том числе постоян­ные издержки, всего              
    Торговая прибыль, всего 11З     104, 2 110, 6   104.8
    Рентабельность торговли, % 3.87 4.0 4.11 102.8 106.2 4.15 101.0
    Прочая прибыль, всего       92.0 109.5   108.7
    Балансовая прибыль, всего       102.1 110.4   105.4

     

    На основании указанных планов и с учетом выявленных тенденций прошлого определяется прибыль основной дея­тельности и балансовая прибыль на будущее. Отличие ме­тода прямого счета от технико-экономического состоит в том, что в первом случае для обоснования используются, как правило, фактически достигнутые уровни показателей фирмы за прошлые годы, а во втором — нормативы и нор­мы, рекомендованные для экономических расчетов, и пла­ны соответствующих образующих показателей.

    Каждая фирма в условиях рыночной экономики при­дает большое значение использованию своего капитала: основного и оборотного. Поэтому возрастает значение обо­снования прибыли посредством учета прибыли на вложен­ный капитал: а) нормы прибыли на капитал, б) лучшего достигнутого в фирме уровня прибыли на капитал. Следу­ет напомнить, что расчет рентабельности капитала ведет­ся на основе балансовой прибыли, а рентабельности про­изводства (продукции, торговли) — на основе прибыли ос­новной деятельности. Поэтому использование прибыли на вложенный капитал в планировании будет определять ба­лансовую прибыль фирмы, которую затем посредством любого из указанных выше методов необходимо опреде­лить по видам деятельности, т. е. направлениям ее обра­зования.

    Метод планирования прибыли, названный как опреде­ление оптимальной целевой прибыли, предусматривает спе­циальные расчеты потребности фирмы в прибыли: во-пер­вых, для уплаты налогов от прибыли; во-вторых, для про­чих внефирменных отчислений из прибыли и, в-третьих, для внутрифирменных потребностей в прибыли, в том чис­ле для развития.

    Полученная таким образом величина прибыли являет­ся исходной для определения необходимого объема деятель­ности, который позволил бы ее получить. Обоснование объе­ма деятельности от прибыли возможно посредством исполь­зования формул безубыточности.

    Метод маржинального дохода в планировании прибы­ли использует расчетные данные о переменных издержках по видам продукции. Разница между предполагаемым маржинальным доходом продукции фирмы и постоянными из­держками определяет плановую прибыль:

    М = Q – С – Н, (34)

    где М — маржинальный доход;

    Q — товарная продукция;

    С — переменные издержки;

    Н — налог на добавленную стоимость.

    Экономико-математические методы планирования прибыли используют функциональные связи типа:

    Р = f (35)

    где Р — прибыль;

    х — факторы, определяющие прибыль.

    Разновидностью экономико-математических методов яв­ляется метод оптимизации плановой прибыли. Критериями выбора модели могут быть: минимум текущих затрат; мак­симум прибыли; максимум вложенного капитала; ускорение оборачиваемости капитала (до нормативного) и др.

    Таким образом, различные методы определения плано­вой прибыли и рентабельности, несмотря на свое несход­ство, решают единую задачу их точного обоснования исхо­дя из возможных ресурсов и потребностей в них фирмы с учетом поставленных целей деятельности.

    Планирование издержек производства и обращения

    Планирование издержек фирмы подчинено ее страте­гическим целям деятельности и призвано решать следую­щие задачи:

    1) определение экономически обоснованных расходов для выполнения планов: а) маркетинга, б) прибыли;

    2) динамичное и маневренное перераспределение рас­ходов между видами деятельности и статьями издержек;

    3) устранение неэффективных трат.

    Планирование издержек фирмы есть часть системы управления ее затратами. Издержки, в отличие от доходов, которые во многом определяются объективными цено­выми факторами, в значительной мере зависят от субъек­тивных факторов, опосредованных организацией бизнеса самой фирмой.

    В плане издержек отражаются разнонаправленные ин­тересы: общества, региона, покупателей, поставщиков и смежников, фирмы. Квалифицированное планирование тре­бует их сочетания и взаимосвязи в рамках общепринятых норм, в том числе правовых.

    При планировании издержек необходимо соблюдать следующие принципы:

    ♦ нужны не минимальные, а оптимальные издержки;

    ♦ процент прироста издержек должен быть меньше про­цента прироста объема деятельности;

    ♦ прирост издержек должен быть увязан с финансовы­ми возможностями фирмы.

    Оптимальные издержки фирмы включают затраты, со­ответствующие уровню ее развития, устойчивости и месту на рынке. Считается нормальным, когда они обеспечивают не только производство и продажу, но и соответствующее ка­чество продукции и обслуживания, рекламу и сервис.

    Издержки обычно планируются:

    а) по видам расходов;

    б) по месту их возникновения;

    в) по носителям затрат.

    В целом расчет издержек осуществляется по формуле:

    И = к1 р1 + к2 р2 + к3р3 +... + кп рп , (36)

    где И — издержки фирмы;

    k1, 2, 3…n — количественные факторы, характеризующие издержки;

    р1, 2, 3…n — ценовые факторы, характеризующие издержки.

    Не все расходы фирмы могут планироваться. Разуме­ется, не планируются расходы, связанные с бесхозяйственностью, расточительством и браком. Немаловажной зада­чей планирования издержек является устранение неэффек­тивных трат, выявление и использование резервов сниже­ния издержек.

    Планирование издержек фирмы включает несколько этапов:

    1. Экономический анализ динамики прошлого.

    2. Обоснование потребности в издержках по видам про­дукции и деятельности, подразделениям и срокам.

    3. Расчет издержек по статьям номенклатуры учета.

    4. Распределение издержек по центрам затрат и ответственности.

    5. Мониторинг и корректировка плана.

    Планирование издержек может быть выполнено как с использованием прогноза, так и без использования прогноза.

    Методология прогнозирования издержек основана на ранее рассмотренной общей методологии экономического прогнозирования. При прогнозировании издержек исполь­зуются следующие методы:

    1) экспертный;

    2) опытно-статистический, в том числе с применением коэффициента эластичности затрат от объема деятельнос­ти, по скользящей средней;

    3) по условно-переменным издержкам;

    4) по снижению затрат на 1 руб. объема деятельности;

    5) экономико-математический, в том числе корреляци­онный и факторный анализ, экстраполяция и интерполя­ция;

    6) моделирование, в том числе построение модели по концепции предельных издержек.

    При прогнозировании издержек учитываются следую­щие основные факторы:

    ♦ соотношение постоянной и переменной частей издер­жек;

    ♦ объем деятельности (сбыта, продажи, производства);

    ♦ структура продукции (товаров), издержкоемкость;

    ♦ состояние основного капитала;

    ♦ технология производства;

    ♦ оборачиваемость капитала и состояние запасов;

    ♦ механизация и автоматизация труда;

    ♦ система стимулирования труда;

    ♦ производительность труда;

    ♦ укрупнение объектов хозяйствования;

    ♦ формы сбыта, организация товародвижения и выбор каналов распределения продукции;

    ♦ система контроля за материальными, денежными и финансовыми потоками;

    ♦ состояние работы с материалами и тарой и др.

    Таким образом, факторами воздействия на издержки является по существу вся организационная деятельность фирмы: производственная, технологическая, управленчес­кая, финансовая, кадровая и иная.

    Методика планирования издержек основана на двух основных группах методов:

    ♦ метод прямой калькуляции (постатейная калькуля­ция или прямые расчеты);

    ♦ метод обратной калькуляции.

    Долгосрочное и среднесрочное планирование издержек осуществляется, как правило, методом обратной кальку­ляции. В этом случае исходя из предполагаемого объема деятельности и сложившегося уровня затрат определяется общий размер необходимых издержек. Метод обратной каль­куляции может использовать указанные выше методы про­гнозирования издержек, конечно, с последующей интерпре­тацией результатов специалистами.

    При краткосрочном планировании издержек обычно ис­пользуют метод прямой калькуляции. Он основан на определении необходимых расхо­дов по каждой статье, в том числе по элементам комплек­сных статей, исходя из планов деятельности: сбыта, продажи, производства и т.д. Расчеты выполняются по це­хам, отделам, подразделениям и филиалам фирмы. Затем полученные планы суммируются по каждой статье соглас­но действующей номенклатуре учета статей издержек, в том числе: а) для торговли — согласно методическим реко­мендациям об учете издержек обращения и производства; б) для производства — согласно инструкции о составе зат­рат на себестоимость.

    Расчеты статей плана издержек имеют ряд особеннос­тей:

    ♦ учитывается плановый объем деятельности;

    ♦ используются нормативы, нормы, ставки, тарифы, расценки и другие обоснованные параметры;

    ♦ учитываются правовые документы фирмы: заключен­ные договора поставок, аренды, коллективный дого­вор и трудовые контракты, банковские кредиты и иные займы, внутрихозяйственные отчисления и др.

    Отметим типовые подходы метода прямой калькуля­ции в торговле по статьям.

    1. Статья " Транспортные расходы" планируется, как правило, с учетом:

    ♦ определения необходимого вида транспорта;

    ♦ выявления формы транспортных услуг; т.е. использования заказного или собственного транспорта. В случае использования заказного транспорта транс­портные расходы определяются исходя из суммы, указанной в договоре с транспортной организацией. В случае использования собственного транспорта (как правило, автомобильного) транспортные расходы оп­ределяются с учетом:

    а) объема веса груза брутто, т. е. физического грузооборота;

    б) объема веса груза, включая повторные перевозки, т.е. транспортного грузооборота;

    в) тарифов и среднего расстояния перевозимых грузов;

    г) стоимости погрузочно-разгрузочных работ.

    Пример 36. Определить автотранспортные расходы фир­мы по перевозке 1000 т грузов в течение года. Вес тары — около 20% веса товаров. Повторные перевозки могут соста­вить до 30% физического грузооборота. Тариф на перевозки — 15 руб. за 1 т груза на среднее для фирмы расстояние перево­зок. Сложившаяся стоимость погрузочно-разгрузочных работ — 7% транспортного грузооборота.

    Расчет. Определяются последовательно:

    1) физический грузооборот:

    1000 х 1, 2 = 1200 (или 1, 2 тыс. т);

    2) транспортный грузооборот:

    1200 х 1, 3 = 1560 (или 1, 56 тыс. т);

    3) стоимость транспортировки грузов на среднее расстояние:

    1560 х 15 = 23 400 (руб.);

    4) общая сумма транспортных расходов, включая погрузочно-разгрузочные работы:

    23, 4 х 1, 07 = 25 (тыс. руб.).

    Вывод. План по автотранспортным расходам фирмы может со­ставить 25 тыс. руб. в год.

    Считается, что статья " Транспортные расходы" содер­жит значительные резервы снижения издержек. К типовым резервам снижения транспортных расходов, которые мож­но учесть в плане при наличии соответствующих обоснова­ний, относят:

    ♦ выбор близко расположенных поставщиков;

    ♦ выбор экономичных видов транспорта, в том числе использование комбинированных поставок грузов;

    ♦ полное использование транспорта по назначению;

    ♦ полное использование грузоподъемности машины;

    ♦ своевременную подачу машины, т. е. в полном соот­ветствии с условиями договора;

    ♦ разработку графика завоза грузов и контроль за его исполнением;

    ♦ закрепление за машинами постоянных водителей;

    ♦ подачу подготовленных машин;

    ♦ точное и компетентное оформление сопроводитель­ных документов;

    ♦ разработку и учет мер по обеспечению сохранности грузов;

    ♦ предварительную подготовку грузов к отправке;

    ♦ согласование действий получателя и отправителя гру­зов.

    2. Статья " Расходы на заработную плату" планируется исходя из численности персонала фирмы, в частности в соответствии с планом фонда заработной платы.

    3. Статья " Отчисления на социальные нужды" планируется на основе суммы предыдущей статьи (фонда за­работной платы) и действующих нормативов отчислений.

    4. Статья " Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря" пла­нируется по элементам этой комплексной статьи. Отдельно рассчитываются расходы на:

    аренду — по арендуемой площади помещений и дей­ствующим тарифным ставкам арендной платы;

    освещение — по количеству электроэнергии и действу­ющим тарифам оплаты за нее. Необходимое количество элек­троэнергии (в кВт-ч) определяется по количеству освети­тельных точек, их мощности в зависимости от мест распо­ложения, по нормам освещения на 1 кв. м площади и продолжительности освещения в разное время года;

    отопление — исходя из объема отапливаемых помещений и ставок оплаты при пользовании центральным отоплением;

    водоснабжение и канализацию — по количеству потреб­ления воды, объему используемых услуг и ставок их оплаты;

    уборку помещений и стоимость средств ухода за чисто­той помещений — с учетом расходов на натирку полов, вы­воз мусора, очистку двора, приобретение извести, мастик, мешковины, щеток, лопат, веников. Расходы определяются по объему плановых услуг, ставок их оплаты, количеству предметов, намеченных к приобретению, и их стоимости;

    поверку и клеймение весоизмерительных приборов — по количеству приборов, подлежащих очередной провер­ке, и ставок оплаты услуг;

    сигнализацию — по действующим ставкам оплаты ус­луг;

    проведение противопожарных мероприятий — по сто­имости материалов, ремонта, зарядки и проверки исправнос­ти огнетушителей, услуг органов противопожарной охраны.

    Пример 37. Определить расходы по статье " Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, обо­рудования и инвентаря" в фирме на год. Фирма в среднем по­требляет электроэнергии 800 кВт-ч в месяц; площадь помеще­ний составляет 400 кв. м. Остальные данные, включая тарифы, указаны в расчетах.

    Расчет. Определяются последовательно элементы статьи на год:

    1) расходы на освещение, исходя из стоимости 2, 2 руб. за 1 кВт-ч и 800 кВт-ч в месяц:

    2, 2 х 800 х 12 = 21, 12 (тыс. руб.);

    2) расходы на отопление, исходя из стоимости 0, 68 руб. за 1 кв. м площади и 400 кв. м площади:

    0, 68 х 400 х 12 = 3264 (руб.);

    3) расходы на водоснабжение и канализацию, исходя из тари­фа 45 руб. в месяц:

    45 х 12 = 540 (руб.);

    4) вывоз мусора согласно договору с соответствующей мусоровывозящей организацией составит 2 тыс. руб. в год;

    5) приобретение средств для уборки помещений составит 6, 55 тыс. руб. в год;

    6) расходы на поверку и клеймение весоизмерительных при­боров составят 1, 8 тыс. руб. в год;

    7) расходы на сигнализацию согласно договору по действую­щим тарифным ставкам составят 4, 726 тыс. руб. в год;

    8) расходы на проведение противопожарных мероприятий со­ставят 600 руб. в год.

    Итого общая сумма расходов по статье составит 40 тыс. руб.

    Вывод. Плановые издержки по статье " Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря" в фирме могут составить 40 тыс. руб. в год.

    5. Статья " Амортизация основных средств" плани­руется с учетом: а) балансовой среднегодовой стоимости ос­новных фондов, б) действующих норм амортизации, в)при­меняемого метода амортизации.

    В России стоимость основных фондов подвергается пе­риодической переоценке. Переоценка с использованием среднегрупповых коэффициентов пересчета, разработанных Гос­комстатом РФ, может оказаться завышенной, что приво­дит к значительным суммам амортизации. Другой метод переоценки основан на привлечении оценщиков и сценке фондов по реальным рыночным ценам.

    На размер амортизации влияет выбранный метод ее начисления. Различаются методы амортизации: линейная или равномерная; ускоренная; по остаточной стоимости; метод расчета на единицу продукции; чрезвычайная амор­тизация.

    В России применяются первые два метода начисления амортизации. Ускоренная амортизация имеет как преиму­щества, так и недостатки. К преимуществам относится быс­трое накопление средств в случае морального устаревания фондов. К недостаткам — повышение себестоимости товара (продук­ции).

    6. Статья " Расходы на ремонт основных средств" планируется с учетом видов планового ремонта: капитального, среднего, текущего.

    При планировании расходов для капитального и сред­него ремонта рекомендуется использовать действующие нормы их проведения, а также данные о балансовой сто­имости фондов, подлежащих ремонту.

    При планировании расходов для текущего ремонта це­лесообразно рассчитывать смету затрат с указанием необ­ходимых видов ремонта и действующих норм (тарифов) сто­имости работ.

    Неиспользованные остатки средств ремонтного фонда прошлого периода являются переходящими и должны быть включены в план фонда следующего периода.

    7. Статья " Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов" планируется в соответствии с действующим порядком погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, предусмотренным в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российс­кой Федерации. Согласно положению необходимо планиро­вать отдельно расходы на: а) приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов и б) на их ремонт.

    План списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитывает, что при передаче их в эксплуата­цию списывается 50% стоимости, а остальная стоимость списывается после полного их выбытия. Соответственно план статьи должен учитывать это в нормативном периоде эксплуатации.

    Более упрощенная методика планирования этих расхо­дов предусматривает списание малоценных и быстроизна­шивающихся предметов в течение года в размере 1/12 пред­полагаемой суммы их приобретения.

    8. Статья " Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд" планируется только в про­изводстве. Расчет издержек происходит с учетом: а) произ­водственной программы, б) нормативов потребляемых ви­дов топлива, в) стоимости видов топлива, г) расходов на транспортировку топлива.

    9. Статья " Расходы на хранение, подработку, подсор­тировку и упаковку товаров" является комплексной и при планировании рассчитываются отдельно расходы на: упа­ковочные материалы, содержание холодильных установок, оплату за временное хранение товаров на складах сторон­них организаций, дезинсекцию, приобретение льда.

    Подробно методика планирования комплексной статьи была рассмотрена ранее. Можно отметить, что эти расчеты осуществляются посредством прямого счета исходя из пред­полагаемых действий и сложившейся стоимости, в частно­сти, упаковочных материалов, потребленных при подработ­ке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров.

    10. Статья " Расходы на рекламу" планируется путем применения западной либо отечественной практики. Для западной практики характерно определение расходов на рекламу в полном объеме, с учетом всех затрат рекламной кампании с целью эффективного воздействия на покупате­ля. Для этого часто объединяют средства на рекламу: а) товаропроизводителя; б) посредника; в) розничной торговли. Средства рекламной кампании распределяются по пе­риодам. Соответственно расходы по статье будут опреде­ляться как часть общих расходов кампании согласно звену и периоду. Сумма расходов на рекламу при подобной прак­тике может быть немалой — до 30% предполагаемого обо­рота рекламируемого товара.

    Отечественная практика планирования расходов на рек­ламу предусматривает лимитирование расходов по этой статье. Расчет расходов в этом случае осуществляется не выше предусмотренных норм, в том числе с ориентацией на достигнутый в прошлом уровень, который признан руко­водством фирмы относительно достаточным.

    11. Статья " Затраты по оплате процентов за пользо­вание займом" включает ограниченный вид займов, как пра­вило, связанных с товарными займами. Расходы планиру­ются в пределах учетной ставки Центрального банка РФ плюс 3%. В соответствии с методикой расчета статьи учитывается: а) объем деятельности, в том числе средне­дневной объем деятельности по покупным ценам (рекомен­дуется включение в расчет уровня транспортных расходов), б) оборачиваемость товаров в днях по кварталу с наиболь­шим объемом деятельности, в) доля собственных оборот­ных средств фирмы.

    Пример 38. Определить сумму процентов по товарному кредиту, взятому фирмой на квартал. Объем товарооборота квартала — 60 д. ед., средняя торговая надбавка — 25%, уро­вень транспортных расходов — 1, 5% к обороту. Норма обора­чиваемости товарных запасов — 35 дней. Доля собственных обо­ротных средств фирмы — 60%. Действующая ставка Централь­ного банка РФ — 28%. Кредит может быть предоставлен под 30% годовых.

    Расчет. Учитывая, что розничный товарооборот квартала ра­вен 60 д. ед., определим:

    1) удельный вес покупной цены с учетом транспортных расхо­дов:

    100 - 25 х 100: 125 - 1, 5 = 78, 5%;

    2) среднедневной оборот в покупных ценах:

    60 х 0, 785: 90 = 0, 523 (д. ед.);

    3) потребность в оборотном капитале для товара:

    0, 523x35 = 18, 3 (д.ед.);

    4) потребность в кредите банка:

    18, 3 х(1 - 0, 6) = 7, 32 (д. ед);

    5) сумму квартальных процентов за кредит:

    7, 32 (30 х 4: 12 + 3): 100 = 0, 952 (д. ед.).

    Вывод. Товарный кредит в сумме 7, 32 д. ед. потребует плановой суммы процентов по ним в размере 0, 952 д. ед. за квартал или 1, 59% к обороту

    12. Статья " Потери товаров и технологические от­ходы" традиционно планировалась с учетом: а) объема не­фасованных товаров в покупных ценах, б) действующих норм естественной убыли.

    В перспективе, возможно, эти расходы будут возме­щаться за счет прибыли. Соответственно они будут исклю­чены из номенклатуры статей издержек обращения.

    13. Статья " Расходы на тару" планируется с учетом вида тары; возможного количества ее поступления и сда­чи; разницы в ценах сдаточной и приемной.

    Пример 39. Определить план расходов по таре в фирме. Возможно поступление тары: деревянной — на сумму 10 тыс. руб.; мешкотары — на сумму 5 тыс. руб.; многооборотной — на сумму 8 тыс. руб.; прочей — на сумму 2 тыс. руб.,

    Средний процент возврата тары в фирме составляет: по дере­вянной — 96%, по мешкотаре — 85% (с учетом снижения категоричности не более чем на 1), по многооборотной — 100%; прочая тара не возвращается.

    Расчет. С учетом сложившегося процента возврата тары по ее видам, а также разницы в ценах сдачи и приема плановые расходы статьи могут составить:

    по деревянной таре — 0, 4 тыс. руб.;

    по мешкотаре — 0, 96 тыс. руб.;

    по многооборотной — 0, 36 тыс. руб.;

    по прочей — 2 тыс. руб.

    Итого плановая сумма расходов по статье может составить 3, 36 тыс. руб.

    Вывод. План статьи может составить 3, 36 тыс. руб.

    14. Статья " Прочие расходы" планируется по элемен­там затрат отдельно, так же как указанные ранее комп­лексные статьи.

    В производстве планирование себестоимости продук­ции методом прямых затрат происходит по статьям соглас­но действующему порядку формирования себестоимости продукции (работ, услуг). Методика планирования средств зависит от особенностей каждого вида затрат. Перечень ста­тьей издержек производства, их состав и методы распреде­ления по видам продукции определяются отраслевыми ме­тодическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, ус­луг) с учетом характера и структуры производства. При планировании издержек производства может составляться смета затрат — плановый расчет себестоимости по эле­ментам затрат, который нужен для определения потребно­сти необходимых фирме материалов, топлива, энергии, за­работной платы и др. В целом методические подходы пла­нирования издержек в сферах обращения и производства едины.

    Отдельно планируется себестоимость:

    ♦ цеховая;

    ♦ производственная (сумма цеховой себестоимости и общезаводских расходов);

    ♦ коммерческая (полная), представляющая собой сум­му производственной себестоимости и коммерческих расходов по сбыту продукции.

    Плановые элементы себестоимости включают:

    1. Материальные затраты.

    2. Затраты на оплату труда.

    3. Отчисления на социальные нужды.

    4. Амортизацию основных фондов.

    5. Прочие затраты.

    Современная практика планирования оперирует раз­дельными данными о постоянных и переменных издержках фирмы. Это является принципиально важным для грамот­ного управления затратами. Однако такой раздельный учет издержек бывает посильным для фирмы лишь при наличии компьютерной системы сбора, учета и обработки данных. Кроме того, желательно наличие детальных данных о сбытовых расходах фирмы по видам продукции, что по­зволяет ей определять издержкоемкость продажи каждого вида продукции (товара) и является залогом точной оценки эффективности торговли. Такая информация позволяет сво­евременно снимать с производства нерентабельные виды продукции. Поэтому информация о составе постоянных и переменных издержках, особенно по сбыту и продаже, яв­ляется важной частью системы управления издержками.

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.