Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французская историография вт. п. 19 века древней истории и средневековья






Во французской буржуазной историографии второй половины XIX в. господствующее положение заняла позитивистская методология, что явилось результатом развития общественной мысли страны (Конт, Спенсер). Если в первой половине XIX в. первоочередной задачей французской буржуазии была борьба за окончательное завоевание власти, то во второй половине века буржуазия, став правящим классом, прежде всего нуждалась в защите завоеванного буржуазного порядка от революционных потрясений. Богатые революционные традиции Франции становились для нее прямой помехой. Этим определялась основная политическая линия буржуазной историографии. В 50-60-егг. Активное распространение позитивизма. Первые исследования посвящены древней истории.

Одним из крупнейших французских историков, работавших над проблемами древней истории на основе позитивизма, был Нюма Дени Фюстель де Куланж. «Полибий, или Греция, завоеванная римлянами» (Полибий беспрестрастный т.к. он последний историк свободной Греции и первый историк ее завоевания, но он пишет без сожаления о независимости, в этом его объективность). С I860 г. начинается страсбургский период его творчества -«Античная гражданская община» = подчеркивает специфичность античности по сравнению с новым временем, характеризуя античные государства как коллективы граждан. Гражданская община состояла из семей и основывалась на религии, своим внутренним строем она уподоблялась церкви. Отсюда ученый выводил ее силу. Существование индивидуальной свободы в городе-государстве он отрицал, историю Греции и Рима изображал как серию изменений, в основе которых лежала религия. Так, уничтожение царского строя разросшимися семьями и установление республики с господством патрициев Фюстель связывал с борьбой за культы. В основе борьбы плебеев с патрициями он видит борьбу за общегосударственный культ. Особенно плодотворным был период работы в Париже - «История общественного строя древней Франции» =теория исторического развития древних и средневековых обществ. Греция и Рим развивались однотипно, поэтому изменение их общественного строя следует изучать параллельно. Ключ для понимания внутренней истории античности находится в развитии религии. Открыть, какова была религия древних, значит отыскать первоначальную основу их учреждений. Появление христианства воплощает последнюю революцию, которая прекратила существование древнего государства, общества, семьи, религии. Выступает против распространенного мнения о полном падении Римской империи. Считает основной особенностью истории человечества непрерывность (континуитет) развития между отдельными ее эпохами (стадиями). Несмотря на существенные различия между древней и новой цивилизациями Европы, обе они стоят в тесной связи друг с другом. Европейский мир и его культура выросли из принципов и форм, данных Римской империей. Между двумя эпохами не было перерыва, было только расширение сферы влияния римской культуры. Великих исторических личностей отодвигал на второй план, движущая сила – массы.

Ипполит Тен - работы по истории и культуре Древней Греции и исследование историко-философской концепции Тита Ливия. Характеризуя приемы по подбору и истолкованию исторических фактов Тита Ливия, изображению им исторических лиц, особенностей речей, влагаемых в уста этих лиц, а также стиль изложения древнего автора, Тэн приходит к выводу, что Ливии в истории остался оратором. Именно это определило значение его творчества. К слабым сторонам относит недостаточно критическое отношение Ливия к источникам, к сильным — то, что у него есть своя философия истории, т.е. идея, объясняющая причину падения Рима повреждением нравов.

Анри Валлон «История рабства в античном мире» - осуждает рабство с позиций «вечной» христианской морали как чисто политический институт, созданный человеческим грехопадением. Однако он непоследователен; придерживаясь провиденциализма и христианской проповеди смирения и равенства всех людей в религии, он приходит к оправданию социального неравенства, в том числе рабства древности.

Эрнест Ренан - напуганный революцией 1848 г. видел основную свою задачу в служении религиозной идее, стараясь с помощью рационализма приспособить религию для служения буржуазии. «История происхождения христианства», «Жизнь Иисуса», «Апостолы». Христос реальная историческая личность, сын своего времени и своего народа, продукт той географической и исторической среды, в которой он вырос и сформировался как личность, разделяя идеологию современной ему эпохи, включая и ее иллюзии. Без Христа невозможно было бы возникновение хр-ва. Происхождение христианства объясняется Ренаном моральными, а не социально-экономическими причинами.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.