Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ассоциативное обучение






При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания. Формирование этой связи обнаруживается в виде изменений в поведении животного, которые называются у слоеными рефлексами.

Условные рефлексы существенно отличаются от описанных выше индивидуально вырабатываемых приспособительных реакций. У большинства животных они могут быть образованы на любой раздражитель, для восприятия которого организм имеет соответствующие рецепторы. Выработка условных рефлексов происходит при сочетании индифферентного и безусловного раздражителей при обязательном предшествовании первого. Для млекопитающих продолжительность предшествования индифферентного раздражителя, еще способная обеспечить возникновение условного рефлекса, -100 мс, а оптимальная - 400-600 мс. Главное отличительное свойство условных рефлексов - способность к угашению и самопроизвольному восстановлению через несколько минут или часов после угашения. Самовосстановление условного рефлекса бывает столь полным, что трудно поверить, будто еще час-два назад условный раздражитель не вызывал никакой реакции. Таким образом, условные рефлексы обладают высокой стабильностью, а у высших животных они способны сохраняться всю жизнь, если, конечно, не возникнет серьезных причин для их полного устранения. Условные рефлексы являются обширным классом реакций. Существует множество принципов их классификации:

по модальности условного раздражителя (зрительные, звуковые, обонятельные, кожные и т. д.);

по характеру ответной реакции животного (двигательные или секреторные); по ее биологическому смыслу (пищевые, оборонительные, половые); по способу образования (условные рефлексы первого, второго, третьего и высших порядков, имитационные условные рефлексы и др.);

по временным характеристикам образуемых условных рефлексов (наличные и следовые). Кроме того, имеются условные рефлексы, вырабатываемые на простые раздражители и на различные виды комплексных раздражителей, натуральные на естественные признаки предметов (например, на запах пищи) и искусственные - на случайные ее признаки (например, бренчание миски), классические, инструментальные и др.

 

8. Запечатление как особый вид научения у животных — форма раннего научения животных. Характеризуется связыванием некоторых врожденных поведенческих реакций (инстинктов) с отличительными признаками некоторых объектов, на которые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях в качестве подобных объектов выступают прежде всего такие, которые важны для биологического выживания особи: родители, детеныши одного помета, половые партнеры, пищевые объекты, биологические враги. При этом возможности для запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, которой в силу этого получил название сенсибильного (или критического), а сам процесс совершается очень быстро, иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления, и происходит он без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Достаточно изучена такая форма запечатления, как „реакция следования" птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, биологический смысл которого заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп.

Импринтимгом или запечатлением называют специфическую форму научения у высших животных, при котором происходит почти мгновенное запоминание признаков неодушевленных и одушевленных объектов, поведенческих актов и других явлений. Отличительной чертой импринтинга является способность организма к раннему и почти мгновенному обучению. Сейчас считается, что явл^та запечатления относится к группе натуральных условных рефлексов и может быть усилено или облегчено, или даже направлено по отношению к конкретному явлению или объекту при помощи какого-либо подкрепления. Как правило, чем дольше животное следует за каким-либо объектом и чем больше знакомится с ним, тем меньше его привлекают другие объекты. Реакцию импринтирования (следования) можно усилить пищевым подкреплением, хотя подкрепляющим фактором является самодвижение и контакт с матерью, исходящее от

нее тепло.

Импринтирование, в отличие от других форм научения, происходит лишь на определенной стадии развития организма и считается необратимым. Кроме того, оптимальные чувствительные периоды для зрительного, слухового и других видов запечатления могут не совпадать во времени. Например, запечатление матери прои сходит на раннем этап е жизни дет еныша, а период запечатления полового партнера

гораздо позже и совпадает со временем приобретения молодыми животными морфологических признаков взрослого животного. Хотя Павлов считал, что чувствительный период никогда не заканчивается, он только затухает с возрастом животного, но, вместе с тем, если по какой-либо причине запечатление не произойдет в нужный период, животное может стать настолько психически неполноценным, что окажется неспособным существовать в привычной для данного вида среде обитания. У собак чувствительный период приходится на возраст между 3 и 10 неделями жизни. В течение этого периода у щенков развиваются нормальные социальные контакты. Если щенка изолировать сразу после рождения и держать в условиях изоляции более 14 недель, то у него не сформируется нормальное социальное поведение. Подобно некоторым птицам, собаки легко воспринимают людей как социальных партнеров, и поэтому у щенка может образоваться прочная длительная связь со своим хозяином, если привязанность возникла в оптимальные сроки соответствующего чувствительного периода.

9. Латентное научение - формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно- исследовательской деятельности образа целостной ситуации и своих действий в ней. Понятийное оформление понятия " латентного обучения" сыграло ключевую роль в эволюции бихевиоризма, который опирался на теорию научения как связи стимула и реакции при наличии действия подкрепления, и возникновении нвобихевиоризма (Э. Толмен и др.), в котором научение трактуется как когнитивное действие. Роль латентного обучения в практической жизни особенно ярко проявляется в развитии речи как следствия прослушивания младенцем речи взрослого, и при решении человеком творческих задач, когда ориентировка на признаки, не составляющие цели решаемой субъектом задачи, проявляется в форме внезапных " озарений", экспер. исследование Тол мена

Латентное, или скрытое, научение исследовал и пытался объяснять Толмен, наблюдая за крысами 8 лабиринте. В основе этого вида научения лежит исследовательская мотивация. В ходе исследовательского поведения строится то, что Толмен назвал когнитивной картой. У животного формируется психический образ компонентов среды и собственных действий в среде. После этого животное может переходить к нормальной повседневной жизни. Кроме этих ситуаций, латентное научение происходит у детенышей зверей и детей в процессе игры






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.