Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание,
но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей: — Сам записывает клиентов и напоминает им о визите; — Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты; — Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать; Как продвинуть сайт на первые места?
Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать?
Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий,
направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
Ускорение продвижения
Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст,
она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней.
Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.НИН-ДЗЮТСУ 2Стр 1 из 5Следующая ⇒
ПУТЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ ВОИНА
Стивен К. Хайес. Нин-дзютсу 2. Путь просветления воина. Пер. с нем. — К.: «София», Ltd. 1996. — 224 с. Благодаря великодушию доктора МАСААКИ ХАТСУМИ, тридцать четвертого патриарха Тогакурэ-рю-Нин-Дзютсу, западный читатель получил возможность узнать неискаженный фантастическими домыслами мир ниндзя — таким, каков он есть на самом деле. Знаток и учитель единственного сохранившего историческую преемственность стиля ниндзя, он приобщил меня к знаниям и способностям этого мира. Его доброта, искренность, честность и готовность поделиться со мной самыми сокровенными тайнами искусства воинского духа явились источником духовного богатства, с которым я вернулся на Запад. Настоящая книга должна служить выражением благодарности Великому Мастеру, моему Учителю, чьи уроки имеют для меня тем большую ценность — ибо он уже не принимает новых учеников. Стивен К. Хайес
ISBN 5-220-00011-Х © «София», Киев, 1996
Благодарность
Благодаря великодушию доктора МАСААКИ ХАТСУ-МИ, тридцать четвертого патриарха Тогакурэ-рю-Нин-дзютсу, западный читатель получил возможность узнать неискаженный фантастическими домыслами мир ниндзя — таким, каков он есть на самом деле. Знаток и учитель единственного сохранившего историческую преемственность стиля ниндзя, он приобщил меня к знаниям и способностям этого мира. Его доброта, искренность, честность и готовность поделиться со мной самыми сокровенными тайнами искусства воинского духа явились источником духовного богатства, с которым я вернулся на Запад. Настоящая книга должна служить выражением благодарности Великому Мастеру, моему Учителю, чьи уроки имеют для меня тем большую ценность — ибо он уже не принимает новых учеников. Об авторе
Стивен К. Хайес — известнейший в Америке авторитет в теории и практике Нин-дзютсу. Он родился в Делаве-ре, вырос в Огайо, там же проходил курс театроведения. В середине 60-х годов он понял, что смысл его жизни состоит в овладении боевыми искусствами и с тех пор посвятил себя цели просветления и самоутверждения в духе воина в восточном понимании этого слова. Стивен К. Хайес — первый «неазиат», которому, вопреки многовековым традициям Нин-дзютсу, был присвоен титул «ШИДОШИ», то есть «Учителя боевого искусства просветления». Он — единственный современный американец, удостоенный такой чести. Об ответственности, к которой обязывает этот титул, говорит то, что ему разрешили открыть собственную школу Тогакурэ-рю-Нин-дзютсу под руководством доктора Масааки Хатсуми. В 1975 году Стивен К. Хайес с помощью своих учеников основал общество «Тени Ига», в которое вошли его ученики и сторонники. Целью общества является распространение учения ниндзя в западном мире и объединение тех лиц, которые решили связать свою судьбу с его традициями. Три года спустя общество стало контролирующим органом тренировочной работы стиля Тогакурэ-рю-Нин-дзютсу во всех англосаксонских странах. Сегодня представительства этой организация есть в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Германии, Швеции, Индии, Израиле и даже Японии. Каждый, кто захочет вступить в общество «Тени Ига», может обратиться по адресу: Shadows of lga P.O. Box 1947 Kettering OH 45429 USA
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ.....................................5 Духовная чистота: мораль ниндзя в истории ГЛАВА ВТОРАЯ....................................13 Подготовка к бою: методы ниндзя для встреч с опасностями ГЛАВА ТРЕТЬЯ.....................................21 Тайхэн-дзютсу: методы прыжков ниндзя ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ..................................31 Боевые тренировки: методы ниндзя для победы над атакующим ГЛАВА ПЯТАЯ....................................70 Приспособляемость к окружающему миру: Мысль, Слово и Дело объединены в одно-единственное орудие, КУДЗИ-ИН ниндзя
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ДУХОВНАЯ ЧИСТОТА:
МОРАЛЬ НИНДЗЯ В ИСТОРИИ
Искусство Нин-дзютсу, которым мы овладеваем, можно назвать Путем к Победе. Мы помогаем честным нашей способностью побеждать благодаря силе нашего духа. Наши мечты превращаются в наше ясное Видение, которое переходит в Неукротимое желание, обретает в нашем Сознании форму и, наконец, вступает в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Д ля постижения сущности искусства ниндзя следует сразу и окончательно устранить из своей жизни все несущественное, чтобы достичь состояния духовной чистоты и, в конце концов, обрести свойство свободной активности в окружающем мире — в междуцарствии Света и Тьмы — и не нанести ущерб своему сознанию». По мнению Ясуйоси Фудзибаяси (XVII в.), это и составляет цель ниндзя. В своей Бансенсукай — энциклопедии Нин-дзютсу — он пишет, что истинный смысл искусства ниндзя состоит не столько в совершенном владении боевыми приемами, сколько в том, чтобы развить способность к интуитивному ощущению присутствия врага — пребывая одновременно в гармонии с окружающим миром и воспринимая его как непрерывно текущий поток событий. Несмотря на приверженность к духовной чистоте, Нин-дзютсу никогда не воспринималось как сугубо воинское искусство, а ДО — только как дисциплина, указывающая путь к просветлению, подобно технике Дзэн. После объединения Японии под властью клана Тогукава, когда в стране наступил мир, воинские искусства получили новое развитие: боевые приемы самураев видоизменились. Кэн-дзютсу (фехтование на мечах), Дзю-дзютсу (рукопашный бой без оружия), Кью-дзютсу (стрельба из лука), Йай-дзют-су (быстрое выхватывание меча) и другие виды единоборств систематизировались, уточнялись и совершенствовались, образуя культурно-художественные комплексы Кэндо, Дзюдо, Кьюдо, Йайдо. Такая ритуализация сугубо индивидуальной и в достаточной мере произвольной активности является типичным проявлением японского характера. После установления мира, в условиях враждебного и подозрительного отношения со стороны властей, общеизвестным приемам борьбы придавалось новое целевое назначение, а сами они претерпевали соответствующие изменения. Сходный процесс ритуализации проходил в Японии несколькими столетиями ранее, когда претендент на государственную должность, в подражание конфуцианскому Китаю, должен был сдать экзамен на знание пяти классиков китайской литературы («Гокюо»). Вряд ли китайские классики могли способствовать успешному выполнению повседневных обязанностей государственного чиновника или помочь ему в принятии важного решения, но знание «Гокюо» было обязательно. Подобная интеллектуализация наблюдалась позднее в развитии «Садо» (чайной церемонии) и «Кадо» — (искусстве чтения стихов). Собственно, и «Шудо» (искусство каллиграфии), и «Кадо» (искусство оформления цветов) включались в ДО-искусство — наряду с воинским искусством. Искусства ниндзя в этом перечне нет. Для этого имеются вполне объективные основания: в культурном смысле оно является полной противоположностью самурайскому духу, который считается основой ДО-искусства. Тайны искусства ниндзя были известны лишь отдельным семьям — «Ига-Моно» и «Кога-Моно», в зависимости от того, в каких удаленных районах они обитали. Для них был запретен самурайский титул Буси (воин), они не знали учения касты самураев. Миропонимание учения ниндзя, мистическое по своей природе, в миру проецировалось в формы физической активности, имевшие сугубо утилитарное значение. Такая обусловленность практикой и недостаток твердо установленных ритуалов очень плохо соответствовали стилизации, которая была бы необходима для превращения физической практики ниндзя в «ДО-искусство». И автор «Бансенсукай» Ига-Рю-Ниндзя Ясуоси Фудзи-баяси, и более поздние знатоки — Кота-Рю-Ниндзя Сэйко Фудзита или Тогакурэ-Рю-Ниндзя Синриукэн Масамитсу Тода — единодушны в том, что подлинное искусство ниндзя в своем развитии вышло за пределы чисто прагматического, технического применения, которое и ассоциируется обычно со словом Нин-дзютсу. Так как искусство ниндзя не опиралось на самурайскую традицию, и его превращение в «Нинпо» было невозможно, а кроме того, ученики Нин-дзютсу должны были по возможности достигнуть просветления еще доначала
Бансенсукай
изучения боевых приемов — то ниндзя раннего периода (после установления сегуната Тогукава в 1603 г.) предпочитали называть свое искусство Ни-По («Закон государства Шиноби (= ниндзя)»). «Бансенсукай» Фудзибаяси (дословно: «Десять тысяч рек впадают в море») — это собрание знаний и взглядов дюжины кланов ниндзя, которые проживали в районах Ига и Кога центральной и южной Японии. Известные историки считают эту работу весьма логичной и систематизированной; они придерживаются такого же мнения относительно сути затронутых вопросов и формы деления материала по отдельным главам. Оригинал книги появился в 1676 г. В то время в Японии господствовало четвертое поколение сегунов Тогукава. Фудзибаяси был членом одного из трех кланов ниндзя в местности Ига. В конце «Периода воюющих Царств» («Сэнгоку-Дзидай») его семья, как и семьи Хаттори и Момочи, пользовалась большим влиянием и имела огромный авторитет. Первый из десяти переплетенных вручную томов содержит введение, исторические примеры, оглавление и раздел вопросов и ответов. Изложение принципов философии ниндзя представлено в этой книге (в разделе, названном «Йо») в форме дискуссии о победоносном ведении войны. В принципах ниндзя подчеркивается, что нельзя забывать о том, что если вождь способен правильно и обоснованно руководить своими людьми, то возможна победа над превосходящим количеством врагов. Если же подчиненные и их руководитель не единомышленники, неизбежны потери и поражение. Один надежно внедренный шпион или вражеский агент может погубить целую армию. На основании этого ниндзя считают, что один человек может победить тысячи врагов. В «Бансенсукай» постоянно обращается внимание на то, что Нин-дзютсу является эффективным методом военной стратегии. Второй том называется «Шошин». В нем идет речь о честности, мотивах и силе воли, необходимых для ниндзя. Так как в нем рекомендуется использование приемов более сильных, чем те, которые традиционно называют изменой, ложью, воровством и обманом, не говоря уже об исключительно жестоких силовых воздействиях, то прежде чем перейти к чисто техническим вопросам, совершенно необходимо представить себе цель и характер действия ниндзя. Современные военные историки и теоретики военного искусства понимают ниндзя, пришедшего из глубины веков, в лучшем случае «неправильно». Эти люди, считающие себя специалистами по средневековой Японии, с благоговением взирают на самураев и восхищаются их преданностью своим сюзеренам и презрением к смерти, с которым они бросались в бой ради чести своих повелителей. Самураи и сегодня служат историкам и искусствоведам примером, достойным подражания. Ниндзя, напротив, последовательно обвиняются в том, что они продавали свою преданность тем, кто предлагал большую плату. С презрением и отвращением смотрят исследователи на этих бесчестных и морально неустойчивых людей. Подобная точка зрения поддерживается теми писателями и историками, которые прославляют склад ума самураев и тем самым одобряют установку на единство как благо в японском феодальном обществе, не обращая внимания на права отдельных граждан. На самом деле ниндзя были как никто преданы своим клановым идеалам. Идеал всегда оставался неизменным, в то время как отдельный человек часто мог измениться к худшему. Справедливый, гуманный властитель с годами мог превратиться в жестокого, жаждущего еще большей власти тирана. Ниндзя, который чувствовал такой поворот и видел, как отказываются от первоначальных идеалов, в подобных обстоятельствах был вынужден предложить свою службу другим лицам, образ действий которых больше соответствовал его воззрениям. Для самурая такая «измена» невозможна. Он никогда не ставил под сомнение поступки своего начальника. Он мог только воевать. Такой кодекс поведения часто приводил к гротескным ситуациям. Так, если самурай, например, замечал, что его господин (или наследник господина) сошел с ума — то кодекс самурайской чести, тем не менее, требовал рисковать своей жизнью ради исполнения капризов безумца. Несомненно, всегда можно найти профессиональных убийц, которые за деньги выполнят любую грязную работу и при этом смеют выдавать себя за ниндзя. Как правило, к ним относятся бессовестные негодяи и мошенники, не принадлежащие ни к какому клану и не понимающие философии ниндзя. В лучшем случае это уголовники, но не ниндзя. И сегодня террористы всех мастей любят сравнивать себя с легендарными ниндзя — и таким способом оправдывать свои грехи, снимать с себя ответственность за свои грязные дела и зверства. При этом они делают вид, что борются за благородные цели, хотят освободить мир от коммунизма и фашизма, но не признают, что просто ищут подходящий предлог и оправдание для собственных преступлений. Как и сегодня, в минувшие века большинство людей считало, что каждый одетый в черное головорез, террорист или наемник является ниндзя. Конечно, многие из них могли применять те или иные боевые приемы и использовать похожую технику, но все же ниндзя стоит гораздо выше них, так как он всегда анализирует причины движений, целенаправленность и смысл своих действий. Террорист или наемник ограничивается очень узкой целью, у него очень ограниченный взгляд на события, которые определяют его поступки и реакции. Настоящего ниндзя к действию принуждает осознание личной ответственности. Это интуитивное осознание, определенное самой судьбой, и позволяет ниндзя внести свой вклад в борьбу. Первым шагом в воспитании ниндзя, таким образом, является очищение разума от всех препятствий ума и духа, мешающих ему в развитии этого естественного осознания (можно называть этот процесс Нин-дзютсу или Нин-По). В одиночку ниндзя, даже очень талантливый, беспомощен — ему необходимы руководство и наставления Учителя. Третий том книги, называемый «Шочи», посвящен эффективному руководству организации ниндзя и рассматривает различные возможности успешного ведения борьбы. Наряду с этим описываются способы защиты от проникновения в организацию вражеских агентов. Для понимания искусства ниндзя исключительно важно знание его выравнивающих (компенсирующих) концепций «Ин» и «Йо» {Инь и Ян по-китайски). «Йо-Нин», четвертый из десяти томов, толкует Йо-аспекты — «яркие» стороны тактики, типичной для ниндзя. С помощью динамической, позитивной силы своего интеллекта и творческого мышления ниндзя может сам добиться требуемой от него информации, не принимая участие в шпионаже. Собирая информацию непосредственно или окольными путями, ниндзя получает в свое распоряжение все важные данные, которые нужны для успеха его акции. Умение оценить силу и слабости врага позволяет ниндзя правильно противостоять сопернику, не показывая ему, что он к этому подготовился или получил предварительные данные. Различают различные способы (методы) выяснения намерений противников, не исключая непосредственные разведывательные действия. К ним можно отнести: — Тонью хен: длительное наблюдение за врагом с помощью агентов, внедренных еще в мирные времена; — Кинью хен: довербовка (пополнение) агентов после возникновения состояния войны; — Мекики хен: анализ географических данных о вражеской местности; — Миваке хен: анализ состава, сил и возможностей (способностей) вражеских группировок; — Канми хен: анализ вражеской стратегии и расположения войск. Пятый, шестой и седьмой тома «Бансенсукай» называются «Ин-Нин». Их общим содержанием (темой) является «Ян-концепция» — «темная» сторона познаний ниндзя. Хитрость, приемы создания путаницы, внезапной атаки — это лишь некоторые из технических приемов, излагаемых в «Ин-Нин». Ниндзя было позволено использовать те методы, которые самураи считали бесчестными, презренными и даже трусливыми, в равной степени практиковалось применение переодеваний, маскировки и ночных акций. С помощью хитрости ниндзя проникал в расположение врага, уводил или убивал вражеского военачальника, подкупал близких к нему людей — делал все для достижения поставленной задачи. В вышеперечисленных томах книги описывается множество вариантов подобных специфических боевых приемов ниндзя — от индивидуальной борьбы до стратегических планов неожиданных атак боевых подразделений. Сама техника описывается кодовыми или образными выражениями. Так, например, ниндзя напоминает, что в определенных случаях может быть очень эффективным «Искусство дождя в деревне» (Мурасамэ-но-дзютсу). Однако какая конкретно тактика имеется в виду — не разъясняется. Точно так же построен текст, посвященный приемам борьбы без оружия. Часто встречаются поэтические название боевых приемов, например «Разрушитель демонов» («Оникудаки»). Однако этот же прием ниндзя можно описать выражением «выравнивание вверх локтей противника для вывиха ему плеча». Такое объяснение более прямолинейно, чем применяемое в данной книге. Но подобная откровенность не согласуется с традиционно скрытным складом ума ниндзя, и, кроме того, тогда учение ниндзя было бы доступно любому, кому удалось бы приобрести (или похитить) «Бансенсукай». Методы «темноты», приведенные в энциклопедии ниндзя в форме каталога, зашифрованы исключительно кодовыми терминами (или перефразированы). Они предназначены для квалифицированных ниндзя в качестве справочника. Собственно технические приемы, умышленно скрытые за необъясненными словами и символами, нин-дзя-ученик может постичь только совместно со своим наставником.
«Тэндзи», восьмой том, включает методы, с помощью которых ниндзя может оценить окружающие условия. Сюда относятся способы предсказания погоды, таблицы приливов и отливов, фаз луны, различные приемы ориентации и навигации. При этом упоминаются в числе других такие многовековой давности системы, как «Гокио Сетсу» (теория пяти элементов), «Ин-Йо-ДО» (законы Дао) или система предсказаний Эккио (по-китайски «И-Цзин» — «Книга Перемен»), и в какой-то степени — научные наблюдения: индийские, тибетские и китайские способы предвидения тенденций и случайностей. «Нинки», описание экипировки ниндзя, начинается в девятом томе и продолжается до десятого, который, однако, называется не «десятым», а «Заключительным томом». Может быть, это связано с тем, что ниндзя считают, что число 9 находится в некоей связи с вдохновением и просветлением. В общем, последний том можно считать продолжением девятого и представлять «Бансенсукай» девятитомником. В девятом томе под заглавием «Токи» описаны приспособления, применяемые для лазания. Здесь перечислено все, что может помочь преодолеть крепостные стены, деревья, скалы, корабельные переборки — надежно взобраться вверх и спуститься вниз. «Суйки» рассматривает снаряжение ниндзя для действий на воде, в основном материал базируется на практических приемах и советах пиратов. Представленные способы дают возможность преодолевать реки или находиться под водой. В «Кайки» идет речь об инструментах, с помощью которых можно незаметно проникнуть в закрытые помеще ния, здания, замки, укрепления или склады. Описываются приспособления для слома замков, просверливания дыр в стенах или снятия двери с петель. Как и в пятом, шестом и седьмом томах, здесь описываются (с пояснением размеров и особенностей) только отдельные предметы; о возможностях их использования нет ни слова. Может случиться так, что непосвященный не всегда определит правильное назначение какого-либо инструмента. Так, например, часто смеются над деревянными «Водяными башмаками», упоминаемыми в «Бансенсукай». В книге А. Адамса «Ниндзя, невидимые убийцы» они называются «Мицугумо», так как они якобы показали свою полную бесполезность для пересечения водных преград. Однако эти современные насмешники не догадываются, что Мицугумо придуманы вообще для другой цели. Они применялись для продвижения вперед скользящими шагами по илистой, топкой местности. Растения под ногами прижимаются к грунту, и вес ниндзя распределяется на большую поверхность воды, ила и травы; в принципе, они похожи на обычные лыжи, которые используют, чтобы не проваливаться в рыхлый свежий снег. Огневая техника, называемая «Каки», завершает «Бансенсукай». Здесь содержится целый ряд предписаний (формул) по подготовке и использованию взрывчатых веществ, дымовых шашек, наркотиков, лекарств и ядов. Но детальное описание выполнено на том диалекте, который был распространен в районах Ига в XVII веке. Поэтому перевод материала труден даже для японских историков-языковедов. Например, растения называются «домашними именами», имевшими хождение в те времена, что очень затрудняет перевод, так «Лапа медведя» обозначает некую траву, а совсем не лапу зверя. «Дыхание белой лошади» относится к цветку, и лошадь тут совсем ни при чем. Разумеется, теории, известные нам из исторических исследований, не могут исчерпываться внешними проявлениями, как, в частности, приведенные в «Бансенсукай» приемы, оружие или стратегия. Истинная ценность этих принципов состоит не в совершенствовании техники, рассмотренной в десятитомном труде трехвековой давности, а в понимании того, что оружие, инструменты и другие вспомогательные средства для борьбы нужно искать повсюду вокруг нас в форме незаметных, повседневных предметов. То есть, если дело дойдет до необходимости эффективно действовать в современной окружающей обстановке, нужно оставить музеям все их древности и сконцентрироваться на наилучшем использовании теперешних возможностей. Ретроспективный взгляд в прошлое занимателен, однако он не должен браться за основу тренировок и обучения. Сегодняшнее, подлинно японское обучение Тогакурэ-рю-Нин-дзютсу содержит всеобъемлющие методы предупреждения и устранения опасностей и обеспечения единственно полнокровной жизни, какую еще можно создать для себя. Исторические теории и творческое применение их в современности дополняют друг друга и представляют обучающимся комплексный, побуждающий к действию курс самоутверждения, который образует основу прогрессивного образа жизни. Для овладения мастерством определены следующие дисциплины:
Юнан тайсо: владение телом (йога); Нин-no тай-дзютсу: бой без оружия; - Тайхэн-дзютсу: движения тела и техника прыжков; - Дакэнтай-дзютсу: техника толчков и ударов; - Дзютай-дзютсу: удушения, болевые захваты и броски; Бо-дзютсу: техника боя с шестом; Ханбо-дзютсу: техника боя с короткими палками; Ниндзя кен-по: техника боя с мечом ниндзя; - Кен-дзютсу: фехтование; - Йай-Ъзютсу: техника быстрого выхватывания меча; Танто-дзютсу: техника боя с ножом; Сюрикэн-дзютсу: метание клинков; Кусари-дзютсу: бой с короткой цепью; Кекетсу сеге: оружие: веревка и клинок; Кусарикамси оружие: цепь и серп; Теппо: огневое оружие; Нинки: специфические инструменты и снаряжение ниндзя; Фукия: духовая трубка и стрелы; Хейхо: стратегия боя; Готонпо: использование элементов природного окружения для бегства; Ин-Йо до: законы Дао; Сейсин теки кейо: духовная чистота; -Месо: медитация; - Синпи: аспекты мистицизма; - Нин-по-микке: тайные знания ниндзя о Вселенной; Кудзи-кири: владение электромагнитными силовыми полями; Кудзи-ин: канализация энергии.
Современные ученики ниндзя не могут удержаться от искушения разучить другие, не перечисленные выше методы борьбы. Каждый вид борьбы, кроме присущих «ДО»-ис-кусству (аналогичных «Дзэн»), которые для практического использования вообще не интересны, ибо ограничены определенным числом технических приемом (например, 106 видов оружия и 42 удушающих захвата), может привести к тяжелым травмам учеников, если они связаны жестко установленными способами ответных действий. При однообразии тренировок задерживается развитие сознания, которое позволило бы ученикам сравнить каждую вновь возникшую ситуацию с деталями уже проведенных тренировок и включить ее в определенную категорию. Если же сознание гордо ограничено своими 106 орудиями, то само собой разумеется, что применение приемов или предметов, не входящих в этот перечень, просто не предусматривается. С другой стороны, ограниченное число приемов и предметов имеет свои преимущества: такое искусство легче поддается кратким обзорам и может быть использовано в коммерческих целях. При попытке систематизировать подлинное Нин-дзютсу вы непременно столкнетесь с большими трудностями. Искусство ниндзя предназначено для индивидуального использования; ученик не привыкает подчиняться определенным ограничениям или приспосабливаться к искусству. Поэтому Нин-дзютсу в высшем своем проявлении не го- дится для применения его в качестве профессионального военного обучения. Рекруты имеют в своем распоряжении определенный срок, в течение которого они — при хорошей постановке обучения — усваивают необходимые для своей профессии знания. Учение Нин-дзютсу, напротив, не ограничено ни временем, ни каноном и в большей части базируется на индивидуальной оценке учеником возникающих ситуаций. Для солдат, которые должны двигаться единым подразделением, повинуясь приказам командира, это совершенно невероятно. Приказная концепция основывается на безусловном послушании, а ниндзя полагается на интуитивное чувство истины и на почти бессознательный, самопроизвольный процесс принятия решения. Нин-дзютсу никогда не было военным искусством. В истории войн ниндзя обычно воевали против солдат и должны были бросать на чашу весов победы всю свою творческую фантазию и силу воли для того, чтобы овладеть ситуацией в невыгодных условиях. Когда ниндзя оказывался втянутым в какой-нибудь чисто военный конфликт, то чаще всего действовал как советник. Тогда он оказывался в том положении, в котором мог наилучшим способом использовать свои психические и, если нужно, физические способности для того, чтобы сломать узкие рамки тогдашнего общепринятого военного мышления. Однако ни убийца, взрывающий отель, полный туристов, в своей «борьбе за права народа», ни социальный паразит, подбирающийся к диктаторским правам, не может назвать себя преемником ниндзя.
Принцип духовной чистоты ниндзя, представленный в «Бансенсукай», не приемлет ни глубокой ненависти, ни удовольствия, ни стремления к власти, ибо они полностью затемняют разум и не позволяют действовать в гармонии с естественным ходом событий. Только любовь к своей семье и обществу и чувство ответственности за позитивную направленность судьбы вынуждает ниндзя к борьбе. Это не должны забывать те, кто решил серьезно заняться изучением Нин-дзютсу. Лишь волевым обращением к свободной, ненапряженной духовной чистоте можно освободить себя от опутывающих нас оков души. На этом пути опытные ученики Нин-дзютсу приходят к истине просветления и обретают способность спокойно действовать между миром света и миром тьмы, ибо, ведя образ жизни ниндзя, находятся под защитой непреходящих законов Вселенной.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ПОДГОТОВКА К БОЮ: МЕТОДЫ НИНДЗЯ ДЛЯ ВСТРЕЧ С ОПАСНОСТЯМИ
Есть такие безалаберные парни, Которые хотят, чтобы ты заплясал под их дудку. Они набрасываются на тебя с кулаками Или поджидают с ножом в темноте. Не бойся их и не возбуждай в себе ярость. Пусть в твоем сердце сохранится ясная пустота. Твоя открытая душа услышит печаль и дикость Намерений твоих врагов, а Твое тело окрепнет в волнах их ненависти, И ты приведешь их к разгрому, Которого они ищут сами. М етод успешного преодоления любой опасности — таково, пожалуй, наилучшее определение, которое можно дать боевому искусству ниндзя. Смысл его шире понятия самообороны; речь идет об образе жизни в целом, побуждающем ниндзя в зависимости от обстановки быстро менять оценку положения вещей и, соответственно, образ действий. В большинстве традиционных воинских искусств, развивавшихся в самурайской среде, каждый ученик обучается распознавать опасность, встречать ее, используя разнообразие уже изученных им приемов, и, таким образом, либо побеждать, либо гордо признавать себя побежденным. В противоположность им искусство Нин-дзютсу дает ряд способов подготовки ко всевозможным опасностям в непредвиденных ситуациях. Главный способ состоит в том, чтобы избежать опасности, не позволив ей возникнуть. Ключ к овладению этим методом лежит в глубоком понимании себя самого и, исходя из этого, — понимания поведения окружающих. Здесь очень важно внимание к обычным привычкам. В частности, культивируется утонченность, деликатность, вежливость и т. д. Важно заметить, что подобный способ совсем не предполагает постоянного ожидания нападения или настойчивого поиска злого умысла. Совсем наоборот. Если вы положительно оценили определенную ситуацию и, полагаясь на свой опыт, фазу почувствовали ход событий, то вы можете обнаружить, что часто появляется возможность так манипулировать ходом событий, что в последующий момент никто, кроме вас, не узнает, что данная ситуация могла бы закончиться совсем иначе. В феодальной Японии это ценилось выше, чем умение преодолеть крепостную стену ночью, получив тем самым лишний шанс в бою с численно превосходящим врагом. Именно это свойство — умение определять течение событий — и делало исторических ниндзя опасными и повсюду уважаемыми противниками. Первое правило: работайте над умением так строить порядок вашей жизни, чтобы противник никогда и не думал появляться перед вами. Этого можно достигнуть внутренней (ментальной) тренировкой. Если личных качеств ниндзя не хватает для того, чтобы помешать возникновению опасной ситуации, то существует возможность преодолеть эту опасность. То есть нужно уметь подавить взрыв своих эмоций. Угрожающая обстановка не обязательно должна восприниматься вами как повод для немедленной реакции, постарайтесь воспринять ее безучастно, чтобы успеть обдумать — какая же реакция действительно необходима. В японских первоисточниках «Нин» в Нин-дзютсу, Нин-no или Ниндзя (эти идеограммы обозначают то же, что и «Шиноби») это качество характера означало «выдержку, терпеливое ожидание и своевременное появление» по отношению к явлениям внешнего и внутреннего мира. Тогда как самурай должен не только достичь своей цели, но использовать при этом лишь признанные и достойные способы, ниндзя предоставляется возможность сконцентрироваться исключительно на своей цели. Любое общественное признание для ниндзя было запрещено. Поэтому ниндзя мог разрешить себе изобразить поражение или унижение, хотя в действительности он достиг именно того, чего хотел с самого начала. Поскольку ниндзя изменяет и свою собственную, и чужую оценку обстановки, он не может добиться желаемого результата, не вызывая у противника желания мести, расплаты и агрессии. Научиться такому волевому процессу — например, сделать вид, что вы делаете что-то нехотя, — значительно труднее, чем это может казаться. Когда вам угрожает опасность, вы испытываете очень неприятное чувство, пока опасная ситуация не минует. Затем вы можете расслабиться и успокоиться. Но это не всегда возможно, особенно если вы должны быть на виду или ваши необходимые действия увеличивают риск нападения. Еще труднее выдержать и перенести опасность, когда приходится стоически смотреть смерти в лицо, ничем не выдавая своих намерений, при этом не препятствуя угрожающим событиям идти своим чередом. Второе правило: выработайте привычку справляться со своими чувствами — чтобы не защищаться автоматически, если отражать нападение вообще не нужно. Такое качество вырабатывается внутренней тренировкой. Если не удается изменить ход событий так, чтобы устранить опасность, или, по меньшей мере, ее угроза не оставила негативных последствий, необходимо предусмотреть активные меры защиты. Многие люди, считающие Нин-дзютсу чисто военным искусством, думают, что в данном случае прежде всего используются физические приемы борьбы. На самом деле им отводится третьестепенное значение; это отнюдь не самые походящие способы для восстановления гармонии в жизни и естественном ходе событий и, кроме того, они не исключают риска поражения. Однако в наши дни обучение ниндзя чаще всего начинается с изучения физических приемов борьбы, так как фундаментальное овладение ими является необходимой предпосылкой для любого интеллектуального роста. Техника невооруженного ближнего боя или приемы владения оружием могут использоваться в ходе моделирования каких-либо схваток, чтобы потом, при их анализе, научиться распознавать свои чувства и настроения. Третье правило: оттачивайте свои физические способности до такого совершенства, чтобы в любой схватке выйти победителем. Эта цель достигается физическими тренировками. Физические составляющие самообороны ниндзя предполагают целый ряд условий и естественных видов оружия. Вместе с использованием других средств борьбы они объединяются под общим термином — искусство боя. Применяют ли в Дакен-тай-дзютсу приемы ударов конечностями, в Бо-дзютсу — бой палками или в Сюрикэн-дзютсу — технику метания звездочек — динамика тела и принципы энергетического выигрыша везде одни и те же. Использует ли ниндзя вместо кулака палку — в его движениях в бою ничего не меняется. Удар мечом, толчок ногой или удар кулаком — для ниндзя связаны с очень сходными ощущениями. В целом это означает, что боевые методы ниндзя лучше характеризовать определенным рядом чувств (ощущений), чем набором технических приемов. Так как каждый человек уникален в своих физиологических и духовных проявлениях, в Нин-дзютсу не делаются попытки заставить учеников научиться подражать некоему заученному набору движений. Скорее, им предлагается руководящее направление, они поощряются в стремлении к эффективному выражению всех своих естественных эмоциональных и физических реакций, связанных с каким-либо конфликтом или схваткой. Доктрина «НИН-ПО» (Миккё) («Тайные знания») берет свое начало в тантрических учениях Северной Индии и Тибета. Это философское направление учит, что все аспекты жизни и бытия вообще имеют единый источник происхождения и могут быть классифицированы пятью элементарными формами проявления материи («ГОДОАЙ»). «ХИ» — Земля, символизирует твердую материю, «СУЙ» — Вода — символ всех жидкостей и «КА» — Огонь — определяет горение или все отдающие энергию элементы, «фу»— Воздух— представляет газы и «КУ»— Пустота — определяет бесформенную, субатомарную энергию, которая является основой той или иной материальной структуры. ГОДОАЙ -символизм использовался и для характеристики эмоциональной природы человека и отсюда — для классификации боевых методов ниндзя. Пять ГОДОАЙ- элементов представляют собой ряд кодовых слов, которые употребляют для описания различных реакций человека. ХИ — элемент Земли, указывает на стойкость и упрямство личности. ХИ-боец ни на миллиметр не отходит назад, а стоит как скала и побеждает врага, собирая все свои силы. СУЙ — элемент Воды, указывает на подвижную эмоциональность личности. СУЙ-боец увертывается от атаки в стороны и до тех пор находится в движении, пока его противник не окажется в том положении, в котором его легче победить, атакуя в ответ. КА — элемент Огня, указывает как на прирожденную агрессивность, так и на страх человека. КА-боец атакует с полной отдачей сил, но и защищается с дикой решимостью. ФУ — элемент Ветра, проявляется в мудрости и любви к личности. ФУ -боец увертывается и отбивается, стремясь к тому, чтобы атака врага оказалась бесцельной. КУ — пятый элемент, представляет творческие, коммуникативные аспекты личности. В бою это означает спонтанность реакций, стихийность и большое разнообразие идей. Следующие примеры должны помочь вам в попытке классификации физических, эмоциональных и интеллектуальных различий в соответствие с разделением на пять элементов:
|