Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение к эпилептоидам 3 страница






>

НОНКОНФОРМИЗМ

Ребенок–циклотимик является нонконформистом в силу своего свободолюбия и независимости. Малыш–шизоид сопротивляется социальным правилам и нормам потому, что он их не понимает. При всем своем интеллекте он не может разобраться в простейшей социальной игре.

У него нет ни эмпатии, ни интуиции. Если циклотимик прекрасно угадывает ноты, по которым разыгрываются незамысловатые социальные игры, то шизоидный ребенок не в состоянии их понять.

Когда же взрослые силой пытаются вовлечь его в свои странные игры, в нем возникает растерянность, гнев и усиленное желание как можно скорее оказаться вновь в спасительной пустоте его комнаты.

>

ЗДОРОВЬЕ

У детей с шизоидным характером, как правило, прекрасное здоровье. Они с удовольствием занимаются закаливанием, гимнастикой, избегая при этом коллективных видов спорта.

>

РОЛИ

Из всех ролей, которые нужно освоить в раннем возрасте, шизоидный ребенок самостоятельно берет лишь роль Лауреата Нобелевской премии и блестяще ее выполняет. Родители уже видят заседание Нобелевского комитета, рассматривающего кандидатуру их питомца.

Без особого сопротивления малыш–шизоид осваивает роль Колумба и вместе со взрослыми с удовольствием участвует в исследовании окружающего мира и путешествиях.

Однако с остальными ролями у ребенка полный провал. Необходим прямо–таки титанический труд родителей, чтобы помочь ребенку как–то компенсировать его полную бытовую беспомощность, научить ребенка самостоятельно себя обслуживать, привить ему драгоценные навыки выживания в стрессовых ситуациях (роль Робинзона Крузо).

В течение всей жизни шизоид должен учиться недоступному для него языку человеческого общения и осваивать роль Коммуникатора. И чем раньше будут начаты попытки заложить в его психику столь чуждую ему психологическую программу, тем больше надежд на успех.

Родители буквально должны дрессировать ребенка на освоение роли Отличного семьянина. Отсутствие у маленького шизоида сопереживания, его холодность, неумение выразить свои чувства, отсутствие потребности заботиться о других людях препятствуют установлению нормальных отношений в семье и могут явиться основой для его будущего одиночества,

Шизоидный ребенок не умеет постоять за себя, он не способен как–то управлять и манипулировать окружающими. Роль Босса явно ему не подходит, она чужда и непонятна ему. Беспомощность в нахождении места среди людей может привести к его будущим проигрышам в занятии достойного места на иерархической лестнице.

>

ДЕТСКИЙ САД

Если маленький циклотимик с радостью идет в детсад, удовлетворяя столь важную для него потребность в общении, то для шизоида детский сад —- это мука, страдание за какие–то грехи.

Все наполнено непонятными ему требованиями со стороны воспитателей, дети досаждают ему своими глупостями и шумом. Ему непонятны и неинтересны шалости циклотимического ребенка, так же как и борьба за власть, которую ведет малыш–эпилептоид. Слезы астеника вызывают его недоумение, аффекты истероида пугают его. Иногда это становится настолько невыносимым, что он просто убегает из детсада.

Хорошо бы не отдавать маленького шизоида в детский сад, а держать его дома с интеллигентной бабушкой. Она бы вела с ним умные разговоры, объясняла поведение двуногих и водила на детские тусовки два раза в неделю.

Крайне осторожно нужно проводить социализацию такого ребенка, стараясь не сломать его.

>

ШКОЛА

Но вот начинаются школьные годы. Выраженный интеллект, крепкая соматика, сильный тип нервной системы, хорошая переносимость различных нагрузок, сильная психологическая защита, казалось бы, создают отличный фундамент для его успешной адаптации в школе.

Однако нестандартность ребенка, его своеобразные интересы, сниженная эмпатия, отгороженность от мира и, главное, неумение общаться часто приводят к конфликтам со сверстниками, которые могут низводить шизоидного ребенка до положения изгоя и «гадкого утенка». С преподавателями конфликты возникают значительно реже, так как ребенок хорошо учится и сторонится шалостей, драк, возни на переменах.

>

ОТНОШЕНИЕ К ШИЗОИДНОМУ РЕБЕНКУ

Вести с ребенком «умные» разговоры. Помнить, что шизоидный малыш может удовлетворить свою потребность в интеллектуальном общении только со взрослыми, так как его интеллектуальное превосходство может явиться одной из причин непринятия со стороны сверстников.

Стараться избегать однобокого развития. Уделять внимание не развитию интеллекта, а привитию навыков общения. Ведь этот ребенок — кандидат на роль «гадкого утенка», и система родительского воспитания должна помочь его адаптации в группе.

Рассказывать ребенку о различных сторонах взаимоотношений людей, тем более что у него открыт лишь вербальный канал приема информации.

Постоянно проводить с ребенком коммуникативный тренинг, приглашать гостей, ходить с ребенком в гости, втягивать его в обсуждение «взрослых» проблем и т.д.

Сознавать опасность насильственной социализации. Часто родители надеются, что языку общения можно легко обучить, также как иностранному языку, применяя «методику погружения». Согласно этому подходу для развития навыков общения достаточно поместить ребенка в условия, где он волей–неволей будет вынужден устанавливать множество социальных контактов.

Однако насильственная социализация таких детей — отправление их в лагеря, привлечение их к общественной работе, — могут не дать хороших результатов, а скорее будут способствовать невротизации ребенка, вызывать чувство одиночества, обиды на родителей.

Оказывать помощь в подборе круга общения. Родители должны включиться в медленную и терпеливую работу по привитию навыков общения.

Особенно важно проводить эту работу в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ведь авторитет родителей еще не поколеблен реакцией эмансипации, а психика ребенка еще свободна от невротических налетов, которые он может получить в результате постоянного неприятия со стороны сверстников.

>

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

>

Самым тяжелым периодом для шизоидов является подростковый возраст.

>

САМООЦЕНКА

Отношение подростка–шизоида к себе чрезвычайно неоднозначно. С одной стороны, самооценка подкрепляется интеллектуальным превосходством над сверстниками. Однако постоянное отторжение с их стороны, понимание своих дефицитов и слабостей в плане установления отношений с окружающим миром резко занижает самооценку.

Она постоянно меняется, поднимаясь до мании величия и стремительно падая вниз до ощущения полного самоуничижения и никчемности.

>

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ

Реакция эмансипации почти не проявляется при благожелательном отношении к ребенку, на фоне спокойной семейной атмосферы. Подросток вроде бы не замечает всех перипетий семейной жизни.

На самом деле в не доступных для нас пространствах его души находится чувствительный барометр, фиксирующий характер семейных отношений. Конфликты, разлад и развод родителей подобны атомной бомбе, взорванной на глубине океана, когда до постороннего наблюдателя доходят еле уловимые толчки, в то время как внутренняя структура ребенка претерпевает сильнейшие разрушения.

В благополучных семьях подросток подчиняется установленному порядку жизни. Однако нарушение его частной жизни, попытка вторгнуться в его внутренний мир могут вызвать яростный протест подростка–шизоида.

Например, он может не позволять родителям входить в свою комнату без стука, трогать его вещи, не только контролировать его школьную жизнь и учебу, но даже осведомляться о ней.

>

ОБЩЕНИЕ

Общение со сверстниками перерастает в огромную проблему, которая, по–видимому, уже никогда не будет решена в соответствии с общепринятыми стандартами. Одиночество становится верным спутником шизоидного подростка.

Иногда общение происходит в узком кругу таких же необычных существ или принимает форму вынужденных, поверхностных контактов, скучных и досадных для подростка.

Это может быть и полная изоляция от группы сверстников, необычная одежда, обувь, шляпа, насмешка в отношении всего, чем живут его одногодки.

Если повезет, то радом окажется подросток–циклотимик, общительный и доброжелательный. Привлеченный ярким интеллектом шизоида, он втянет его в сверкающую вереницу своих похождений, как бы легализуя нестандартность шизоида, и волчья стая, слегка поворчав, примет этого парня. Однако его «неконформность не позволяет ни слиться с группой, ни подчиниться ей»(2).

Замкнутость шизоида, его отгороженность от сверстников бросается в глаза. Иногда одиночество даже не тяготит подростка–шизоида. Он «живет в своем мире со своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков…

Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте — «не знаю, о чем говорить» — нередко побуждают к еще большему уходу в себя»(2).

>

УХОД В МИР ФАНТАЗИЙ

Прекрасное описание проблем шизоидного ребенка дает Набоков в «Защите Лужина». Помимо холодности, отгороженности от окружающих для Лужина характерна еще одна существенная черта данного психотипа — уход в мир фантазий, который является своеобразным механизмом психологической защиты.

То, чего человек не находит в окружающей жизни, он может найти в своих мечтах, в причудливом мире своих фантазий. Там он удовлетворяет свои жизненные потребности в том случае, если окружающая жизнь их подавляет.

В своих фантазиях циклотимик реализует потребность в поиске. Эпилептоид удовлетворяет потребность во власти, истероид срывает аплодисменты, астеник находит понимание и поддержку. Но наиболее ярко способность к фантазированию выражена у шизоида.

Он всегда отгорожен от людей. В реальности ему трудно найти друзей, любимых, и каждый раз, когда он терпит фиаско, он ускользает в спасительный для него мир фантазий. В ответ на любое поражение в действительном мире он уходит в мир своих мечтаний, как улитка в раковину.

Внутренние пространства шизоидного ребенка необычны, хрупки и словно сделаны из холодного хрусталя. В случае непринятия индивидуальности ребенка со стороны родителей, оказания на него грубого давления этот мир может дать трещину и даже разлететься на осколки, «когда сохранившиеся обломки психической активности лежат среди развалин отупевшей души»(3). Прекрасной, но грустной иллюстрацией является фильм «Shine».

>

УВЛЕЧЕНИЯ

Все большую значимость приобретает внутренний мир с его уникальными схемами и необычной архитектурой. Выплесками, протуберанцами из этого мира являются увлечения шизоида. Они являются самой яркой поведенческой реакцией, всегда необычны, сильны. Раз возникнув, они часто сохраняются на всю жизнь.

В первую очередь это интеллектуально–эстетические хобби. Читать шизоид начинает очень рано, он самый частый гость в библиотеках, книги поглощает запоем.

Большое количество времени уделяется компьютеру, виртуальному пространству, где шизоид чувствует себя уютно и спокойно. Среди огромного массива информации он наконец выбирает то, что резонирует с его необычным внутренним миром.

Часто шизоидный подросток скрывает свои увлечения, отражающие всю изощренность его интеллектуальных процессов.

Мир музыки, звуков может образовать то спасительное пространство, куда уходит шизоидный ребенок, где он находит долгожданную гармонию, где нет ненужных контактов с людьми, вызывающих зевоту и досаду, отнимающих драгоценное время. Точно так же он может уходить в мир образов, красок, линий.

Среди детей–вундеркиндов, художников и музыкантов высок процент шизоидов.

>

СПОРТ

Прекрасное здоровье, отличная переносимость нагрузок открывают шизоиду дорогу в спорт. Однако хорошо даются ему лишь одиночные виды спорта, исключающие кооперацию и работу в команде.

Шизоид всегда избегает коллективных видов спорта, отдавая предпочтение одиночным его видам (одиночные туристические походы, одиночные многочасовые велосипедные прогулки, одиночные кругосветные путешествия, одиночный альпинизм, занятия в зале). С удовольствием он занимается йогой, медитацией, необычными оздоровительными системами.

>

СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

В сексуальном чувстве проявляется все своеобразие натуры шизоида. Не понимая объект своего чувства, не улавливая особенности внутреннего мира другого человека, шизоид склонен наделять его несуществующими чертами.

Часто отправным моментом для подобной идеализации служит некий символ. Предположим, что символом женственности являются распущенные волосы. Шизоиду достаточно этой одной детали, все остальное он додумает сам.

Богатства его внутреннего мира хватит на двоих, и совершенно неважно, что же на самом деле представляет собой его избранница. Подобная шизоидная идеализация заманивает шизоида в ловушку. Подчас живя с женщиной, которая не любит, не понимает его, которая ему неверна, он все равно счастлив. Потому что он видит не ее, а воплощение какой–то идеи, оторванной от реальности.

Однако многие шизоиды не могут допустить ситуации, в которой любовь, как им кажется, поработит их, посягнет на их индивидуальность. По этой причине С. Кьеркегор покинул Регину — свою невесту — накануне свадьбы, а герой Набокова воскликнул: «Поцелуй — начало охлаждения».

>

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

Шизоидный подросток часто не знает, что делать с деньгами, и его нужно специально учить с ними обращаться. Однако в какой–то момент он понимает, что деньги могут помочь ему занять более уважаемое положение среди сверстников. Одежда, машина, билеты на концерты — все это важно для поддержания ранга в группе. Осознание этого незамысловатого факта часто резко меняет отношение к деньгам, шизоид становится бережливым и даже скупым.

К тому же его хобби также требуют денег, да и появившаяся неуверенность в будущем хорошо компенсируется банковским счетом.

>

СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Время и упорядочивание пространства являются атрибутами реальности, с которой шизоидный подросток не в ладах.

Времени он не замечает, плохо его планирует, часто опаздывает. В быту он беспомощен, вокруг него всегда беспорядок, который он воспринимает как символ свободы и выражение своего права на частную жизнь.

>

ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ

При всей своей холодности шизоидный подросток может необычайно привязаться к собаке или коту и, к удивлению семьи, неизбалованной его вниманием, трогательно о них заботиться.

>

ПАГУБНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Употребления алкоголя для шизоидного подростка не типична, однако алкоголь может играть роль коммуникативного допинга.

Наркотики привлекают шизоида, так как резко увеличивают фантазии и облегчают отрыв от реальности.

Определенную опасность представляет вероятность отклонений сексуального поведения. Шизоидный подросток в силу сложностей отношений со сверстниками часто не может реализовать формирующееся эротическое и сексуальное либидо в своей возрастной группе и способен направлять его на патологические объекты.

>

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Для шизоидного подростка подходят виды деятельности, не предполагающие интенсивного общения, но реализующие его выдающийся интеллектуальный потенциал. Он словно создан Всевышним для того, чтобы продвигать развитие цивилизации вперед.

Но вот позади детство и юность. «Гадкий утенок» вырос. И вчерашний нелепый подросток, которого все избегали и над которым посмеивались, оказывается в лучших университетах страны.

>

КОЛЛЕДЖ

Самые блестящие студенты — это, как правило, шизоиды или люди, имеющие в характере шизоидную составляющую.

Однако по–прежнему шизоида преследуют проблемы общения, общая неприспособленность к жизни, бытовая беспомощность. Периодически он старается заглушить свои так трудно решаемые проблемы алкоголем, наркотиками, сексом.

Важной особенностью этого периода жизни является его плохая приспособляемость к жизни в общежитии. Многие шизоиды предпочитают не покидать родительского дома на время учебы.

>

ВЗРОСЛЫЕ

>

Перед нами сложившийся характер, личность, полная противоречий, недоступная во многом нашему пониманию, не пускающая нас в хрустальные пространства своей души, своеобразная «вещь в себе».

>

САМООЦЕНКА

Для шизоида присуще неоднозначное отношение к себе. Сознание своего высокого интеллектуального потенциала наполняет его гордостью, чувством превосходства и подчас легким презрением к окружающим.

Однако трудности в понимании людей и тех социальных игр, в которых участвуют окружающие, вынужденное одиночество наносят сильнейший удар по его самооценке. В результате ощущение собственной значимости скользит, перемещается по невидимой шкале, изменяясь от ощущения величия до полного самоуничижения.

>

ОБЩЕНИЕ

Для шизоида присущ недостаток интуиции, эмпатии. Он не может проникнуть в состояние других людей, ему трудно угадать, что творится с окружающими. В самых простейших, банальных ситуациях он не знает, как себя вести.

Даже если человек относится к нему с неприязнью и открыто высказывает это своим поведением, шизоид не может понять ситуации. Совершенно беспомощен он перед тайным недоброжелательством, интригой. С другой стороны, если к нему относятся доброжелательно, с любовью, подобное отношение уловить он тоже не в состоянии.

Его интуиция резко снижена, и он не может усваивать невербальную информацию. Однако для него значимы слова, вербальная информация, в силу чего шизоид может сказать: «Я никогда не знаю, как ко мне относятся, до тех пор, пока об этом мне прямо не скажут».

Непонимание окружающих людей, неумение угадать желания других, почувствовать неприязненное к себе отношение или, наоборот, симпатию, уловить тот момент, когда надо выслушать, посочувствовать, делают искусство общения для шизоида своеобразной китайской грамотой, которую он не может постигнуть в течение всей жизни. Ганушкин говорил, что у шизоидов отсутствует «непосредственное чутье действительности».

Именно его низкая эмпатия вызывает так называемую «холодность». «Их поступки могут казаться жестокими, но они связаны с неумением «вчувствоваться» в страдания других, а не с желанием получить садистическое наслаждение, как у эпилептоидов»(2).

Сложность отношений с другими людьми связана с аутизмом шизоидов, с тем, что «они уходят в самих себя, стремятся избегнуть всяких внешних раздражений, заглушить их, закрывают окна своего дома, чтобы в нежном, тихом полумраке внутреннего «я» вести фантастическую, бездеятельную, но полную мыслей жизнь в грезах. Они ищут, как красиво о себе сказал Стриндберг, одиночества, чтобы закутаться в шелк своей собственной души»(3).

Человек этого характера может активно избегать общения, обрекая себя на жизнь отшельника, и вовсе не тяготиться своим одиночеством. Он может быть избирательно общителен, как–то раскрываясь в узком референтном кругу и игнорируя существование остального мира. Он может быть поверхностно общителен, мечтая лишь о том, чтобы его поскорее оставили в покое.

«Необщительность шизоидов имеет многочисленные оттенки; большей частью она характеризуется ясным налетом неудовольствия, даже враждебности, защитного или наступательного характера. Эта антипатия к общению с людьми варьирует от нежной тревоги, робости и застенчивости через иронический холод, угрюмую причудливую тупость до резкого, грубого, активного человеконенавистничества… переливается всеми цветами радуги между застенчивостью, иронией, угрюмостью и жестокостью»(3).

Понятно, что обычные люди, попав в эту сложную систему, ведут себя, с точки зрения шизоида, достаточно нелепо, что лишь усиливает его раздражение и желание остаться одному.

Точно так же окружающим крайне нелегко приспособиться к его сложному поведению, сотканному из самых, казалось бы, несовместимых и противоречивых черт: «холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, необщительности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений»(2).

Шизоиду трудно проникнуть в душевный мир других людей и быть понятым ими. В свою очередь, окружающим чрезвычайно сложно отгадать внутренний мир шизоида, хотя бы в какой–то степени отследить его настроения и мотивации.

«Внутренний мир шизоида почти всегда закрыт для посторонних глаз. Лишь изредка и перед немногими избранными занавес внезапно приподнимается, но никогда не до конца, и столь же внезапно может вновь упасть. Шизоид скорее раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем–то импонирующими его прихотливому выбору. Но он может навсегда оставаться скрытой, непонятной вещью в себе для близких или тех, кто знает его много лет»(2).

Недоступность внутреннего мира шизоида и скрытность всего хода его переживаний приводят к тому, что многие из его поступков неожиданны и непонятны для окружающих.

Шизоид угадывает свою несостоятельность в контактах с другими людьми, что, в свою очередь, еще больше усиливает его замкнутость, отгороженность от окружающего мира. Людское общество становится тягостью для него.

По тем дорогам, где ходят люди,
В часы раздумий ты не ходи.
Весь воздух выпьют людские груди,
Проснется ужас в твоей груди.

(Ф. Сологуб)

Достоевский постоянно подчеркивает замкнутость Раскольникова. Разумихин говорит о нем: «Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выразит сердце». Характерное высказывание мы находим у Сартра: «Ад — это другие».

Если для циклотимика возможность общения составляет смысл жизни, а одиночная камера является самым страшным наказанием, то для шизоида необходимость общения тягостна и часто непосильна.

Как ценит циклотимик роскошь человеческого общения! Она скрашивает его жизнь даже в самые тяжелые минуты и лишь депрессия может отнять у него вкус и радость общения с другим человеческим существом. У шизоида человеческое общение часто вызывает досаду и раздражение. Окружающие для него — хронофаги, пожиратели времени, драгоценного времени, которое можно направить на познание истины.

Циклотимик всегда открыт — шизоид стремится покрепче закрыть дверь от непрошеных гостей. Циклотимик всегда поддержит нас — шизоид даже не заметит наших слез, и иногда кажется, что от него можно дождаться лишь проникновенной эпитафии. Циклотимик направляет свою неистощимую энергию на освоение реально существующего мира — шизоид совершает головокружительные прорывы в пространствах, созданных человеческим интеллектом. Циклотимик настроен на окружающий мир, он резонирует с окружающей жизнью — шизоид прислушивается к мелодии, слышной лишь ему одному, и струны его души вздрагивают от не видимых никому прикосновений.

>

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Восприятие реальности крайне неточно, так как ее рассматривают всегда через призму внутреннего мира, значительно более яркого и значимого. «О том, что происходит кругом них, о ситуации, в которой они находятся, шизоиды обыкновенно имеют чрезвычайно субъективное и неточное представление. Окружающий мир как будто отражается для них в кривом зеркале: все отдельные его части шизоид видит отчетливо, но отношения и пропорции между этими частями в его представлении почти всегда искажены» (1).

Шизоиду трудно приспособиться к реальности, потому что он имеет смутное представление о ней. Удельный вес его внутренних схем всегда перетягивает в момент тестирования реальности.

«Сквозь очки своих схем шизоид, обыкновенно, и смотрит на действительность. Последняя скорее доставляет ему иллюстрации для уже готовых выводов, чем материал для их построения. То, что не соответствует его представлениям о ней, он вообще обыкновенно игнорирует. Несогласие с очевидностью редко смущает шизоида, и он без всякого смущения называет черное белым, если только этого будут требовать его схемы. Для него типична фраза Гегеля, сказанная в ответ на указания несоответствия некоторых его теорий с действительностью: «Тем хуже для действительности»(1).

Воспринимая окружающую жизнь так произвольно, эмансипируясь от многих ее фактов, шизоидная личность словно создает новую реальность, которая теперь окружает его и хотя бы в какой–то степени соответствует его причудливому внутреннему миру.

Отныне шизоид пытается адаптироваться не по отношению к миру, где живем мы с вами, а по отношению к той «вторичной» реальности, доступной и знакомой лишь ему.

>

СУЖДЕНИЯ

Несмотря на яркий интеллект, суждения шизоида об окружающем мире обычно неверны. Ему трудно правильно интерпретировать информационные потоки, идущие к нему из окружающего мира. Ведь, проходя через его внутреннюю схему, они претерпевают существенную деформацию и создают на внутреннем зеркале изображение, лишь отдаленно напоминающее реальность, которая в данный момент окружает шизоида.

Взаимодействуя с людьми, он опирается на неточную информацию, на искаженный образ реальности. Поэтому из нескольких вариантов поведения он часто выбирает неверный. Ему трудно представить последствия своего отношения к людям и выбрать нужное направление для движения к желаемой цели.

>

СИЛА СОЗНАНИЯ

Как и у других людей, поведение шизоида определяется результатом переговоров, которые ведет его разум с требованиями окружающей жизни и его мощным подсознанием.

Разум шизоида может внимательно прислушиваться к голосу подсознания и стараться следовать его командам. В этом случае разум будет рассматривать социальные нормы как обручи и унизительный плен.

Тогда перед нами появляется нонконформист, насмехающийся и плюющий на мнение княгини Марьи Алексеевны. Он анархист и оппозиционер и в принципе отказывается от адаптации к обществу. Ему сложно создать семью, у него внебрачные дети, со всеми он ссорится и ругается, поражая окружающих своими странностями и неуживчивым характером.

В другом случае разум пытается как–то примирить подсознание с социальными нормами. Тогда шизоид рассматривает себя как зоолога, играет роль посетителя зоопарка и в людском обществе видит не «венец всего живущего», а всего лишь «стаю общественных животных».

При помощи своего мощного интеллекта он начинает легко разбираться в законах и правилах, по которым живут двуногие. Посмеиваясь, он может следовать этой нелепице, сохраняя внутреннюю отстраненность.

Иногда разуму удается осуществить свою посредническую миссию. В этом случае подсознательное желание свободы и отстраненности от людей согласуются, уживаются с требованиями общества и социальными нормами. Однако эту сложную роль посредника разум не может осуществлять 24 часа в сутки. Его может хватить лишь на рабочий день. Тогда в семье шизоид становится самим собой и снимает со своего подсознания тяжкие путы.

>

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

У шизоида по–прежнему не решен вопрос о сложных взаимоотношениях с окружающими. Самой эффективной защитой остается уход в спасительные внутренние схемы или чудесный мир фантазий.

Это свойство характерно для Ивана Карамазова, занятого различными философскими и религиозными вопросами, выдвигающего идеи, противоречащие идеям и взглядам большинства окружающих людей. Дон Кихот так глубоко погружен в свой иллюзорный мир, что полностью забывает о действительности и игнорирует ее.

Александр Грин, буквально умирая от голода в Петрограде, создает «Алые паруса» и делает светлый мир своих фантазий доступным для нас.

>

МЫШЛЕНИЕ

Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый пласт человеческой культуры.

Мышление его аутичное (замкнутое в себе). Для него характерна сильная, тонкая, глубокая логика. Отталкиваясь от факта, она уводит своего хозяина в некую логическую схему, которая может быть совершенно оторвана от жизни.

Человек, построивший ее, мало проверяет ее практикой, он не способен сравнивать свое отражение действительности с оригиналом.

Шизоид склонен доверять своим схемам больше, чем реальной жизни. И в конкретных людях, и в событиях он видит воплощение некой идеи, известной лишь ему одному.

Отношение шизоида к окружающим часто определяется не особенностями данного человека или события, а причудливыми изгибами его представлений о действительности, которую он ухитряется не замечать, как это представлено, например, у Дон Кихота.

Следующей особенностью мышления шизоида является его парадоксальность. Он склонен сравнивать несравнимые вещи («Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла).

Шизоиду присущ своеобразный нонконформизм мышления. Он чужд моде. Фантастический полет его мысли не хочет быть скован рамками привычных представлений и стереотипов. Иногда это выражается в виде бунта протеста, разрушения привычного стереотипа восприятия, в других случаях — нетривиального решения, казалось бы, банальной ситуации.

Шизоида отличает изощренность мыслительных процессов: геометрия Лобачевского, теория относительности Эйнштейна, философия Гегеля, поэзия Мандельштама и Пастернака, картины Шагала, проза Набокова, Гессе, Саши Соколова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.