Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов






Изучение любого языка нельзя начинать без элементарного экскурса в его историю. При рассмотрении первой темы основное внимание следует уделить уяснению исторической детерминированности того обстоятельства, что большая часть терминологического аппарата любой науки, любой сферы культуры восходит, в конечном счете, к латыни. Для этого необходимо проследить основные этапы развития языка, особенности его бытования в разные периоды истории, его роль в формировании мировой науки и культуры.

Переходя непосредственно к грамматике латинского языка необходимо выработать не механическое, а аналитическое восприятие материала, что предполагает постоянное его сопоставление с таковым в русском, а также основном иностранном языке. Например, при изучении повелительного наклонения следует обратить внимание на индоевропейское сходство формы императива множественного числа в латинском, русском и немецком языках (da te! дай те! geb t!).

При изучении отдельных разделов латинской грамматики следует учитывать ее четкую системность и логическую структурированность.
В темах, касающихся глагола, в целях упорядочения материала, следует уяснить, что, несмотря на разнообразие глагольных форм, все это разнообразие можно свести к единой алгоритмической формуле: основа+суффикс (при его наличии)+окончание.

При изучении латинского существительного прежде всего необходимо уяснить что является практическим признаком склонения и как определяется основа слова (последнее особенно актуально для существительных
III склонения). Особое внимание следует уделить склонению существительных среднего рода. Выходящее за рамки имени существительного и проходящее «красной нитью» практически через всю систему латинской грамматики правило среднего рода наглядно демонстрирует органическую преемственность и логичность изучаемого материала.

При изучении имени прилагательного особое внимание следует обратить на систему прилагательных III склонения и правила согласования прилагательных с существительными. Например, необходимо помнить, что получаемое в ходе подобного согласования словосочетание, точнее, его составляющие, далеко не всегда будут иметь одинаковые в номинативе окончания и принадлежать к одному типу склонения, в связи с чем «приведение их к единому знаменателю» будет иметь следствием заведомо неверный результат.

При работе с латинскими юридическими терминами, крылатыми выражениями необходимо избегать их механического «зазубривания».
Для успешного и осмысленного их запоминания необходимо, в первую очередь, сделать грамматический анализ всех слов выражения (или юридического термина). Следующим шагом должно стать рассмотрение их с точки зрения смысловой нагрузки (что, собственно, разъясняется на занятии преподавателем). Только тогда возможно свободное оперирование ими и употребление в нужном смысловом контексте.

 

Самостоятельная работа студентов предполагает закрепление и углубление знаний, полученных в рамках аудиторных занятий. Большую роль, как в изучении теоретического материала, так и при выполнении тех или иных практических заданий (особенно при переводе латинских текстов) играет умение работать с латинско-русским словарем. Необходимо помнить, что каждая часть речи имеет характерную для нее словарную запись. Словарная форма содержит всю базовую информацию об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Например, словарная запись существительного crimen – crimen, ǐ nis n – означает, что это существительное среднего рода (на что указывает последняя часть записи),
3-го склонения (на это, в свою очередь, указывает окончание - is в Gen. Sing. во второй части словарной формы), согласного типа (об этом свидетельствует неравное количество слогов в Nom. Sing. (первая часть записи) и Gen. Sing.). Отсюда, умение извлечь максимум информации из приводимой в словаре формы (а не простое, зачастую неверное, воспроизведение значения латинских слов) является одной из составляющих успешного выполнения любого рода заданий.

При работе с латинскими текстами особое внимание следует уделить правилам перевода латинского предложения. Дело в том, что в данном случае недопустимо простое соотнесение латинских слов с таковыми в русском языке (за исключением элементарных латинских фраз типа «Scientia potentia est»). В первую очередь, необходимо произвести полный морфологический анализ предложения, что предполагает теоретическую подкованность студента и все то же умение работать со словарем.
При последующем синтаксическом анализе следует воздержаться от поочередного перевода слов, то есть перевода их в том порядке, как они представлены в латинском предложении. Сначала необходимо выделить главные члены предложения – сказуемое и подлежащее, затем – прямое дополнение (при его наличии), затем – остальные члены предложения.
В той же последовательности нужно производить уже непосредственно
и сам перевод. Учитывая же то, что навыки перевода латинских текстов приобретаются в значительной степени благодаря самостоятельной работе студентов (аудиторные занятия вырабатывают, прежде всего, сам алгоритм выполнения переводов), недооценка вышепредставленных рекомендаций может стать серьезным препятствием успешному овладению техникой перевода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.