Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературно-краеведческая работа в школе.




Приоритетным в воспитании подрастающего поколения остается гражданское патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины, своего края со школьного краеведения. Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Объектом краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Наиболее широко в настоящее время развито литературное краеведение. Преподавая литературу, учителя опираются на местный литературный материал. Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы — потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании. Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами: — формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе); — роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально, специфичность территорий /в нашем случае — сибирских/: особые условия жизни, огромные пространства, своеобразные традиции); следовательно — специфика сибирского характера и литературы (особые условия проживания диктуют формирование специфического сибирского характера, который, в свою очередь, находит отражение в сибирской литературе). Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края. В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности. Опыт работы по данной теме был представлен в системе «Школы педагогического мастерства», на городских и Всероссийских конференциях «Сибирский текст в культурном пространстве», «Культурная жизнь сибирской провинции. Творчество М.Л. Халфиной». Литературу Сибири условно можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя литература сформирована писателями-сибиряками, теми, кто живёт здесь, видит этот край изнутри. Внешняя литература отражает взгляд на Сибирь писателей, волею судеб оказавшихся здесь, в Сибири, или побывавших в Сибири проездом. Сибирский взгляд на мир, самосознание сибиряков сформировалось в книгах П.Словцова, Г.Потанина, Н.Ядринцева, Г.Гребенщикова, В.Астафьева, В.Распутина. Патриоты Сибири считали и считают, что наш край имеет собственную богатую историю и культуру. Внешний взгляд на Сибирь отличался. Сибирь считалась прежде всего местом каторги и ссылки, источником ресурсов. Три основных компонента изучения литературного краеведения 1) Содержание Круг авторов: протопоп Аввакум, А.Н. Радищев, А.Д. Илличевский, декабристы, В.Г. Короленко, А.П. Чехов и другие. Их взгляд на Сибирь, её особенности, своеобразие сибирской культуры по сравнению с европейской. Авторы-сибиряки: В.Шишков, М.Халфина, В.Астафьев, Б.Климычев и другие. Их взгляд на Сибирь, её культуру и литературу. 2) Методика руководства читательской деятельностью Формирование круга чтения, который включает не только определённых авторов, но и литературу по истории Томска, Сибири, исторические материалы, связанные с Сибирью, Сибирь в публицистике, отражение сибирского материала в живописи, музыке, мемуарах. 3) Формы организации занятий на уроках и во внеурочное время: — экскурсии («Томск купеческий», «Томск литературный», «Томские храмы», «Томск в легендах» и так далее); — гостиные («Томск и Пушкин», «Лицеисты пушкинской поры в Томске» и так далее); — выставки (экспозиции исторического музея, выставки картин томских художников, экспозиции краеведческого и художественного музеев и так далее); — встречи с томскими писателями; — спецкурсы по литературному краеведению; — включение литературного краеведения через внеклассное чтение в систему уроков по литературе; — различные виды анализа текстов на уроках русского языка, подбор текстов сибирских авторов для проведения диктантов; — исследовательская работа (подготовка учащихся к городским конференциям, конкурсам чтецов, сочинениям, конкурсам авторских стихов внутри школы и городских).


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.