Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранжирование целей экономических организации. Критерии качества поставленных целей.






Показатели прибыльности (доходности, рентабельности) могут иметь различные названия и форму расчета. Наиболее распространенные из них:

Чистая рентабельность, рассчитывается как отношение чистой прибыли к доходу от продаж (выручке). Показывает величину чистой прибыли в сравнении с величиной дохода, полученного от продаж продукции.

Рентабельность активов – отношение чистой прибыли к средней величине активов фирмы. Показывает величину чистой прибыли в сравнении с затратами капитала.

Рентабельность одной акции (доли) – отношение чистой прибыли к разнице между активами и обязательствами. Показывает величину чистой прибыли в сравнении с акционерным капиталом.

Какой из показателей является наиболее подходящим для определения ключевой цели фирмы? Многие исследователи полагают, что это чистый доход на акционерный капитал, поскольку доход в наибольшей степени выражает интересы владельцев фирмы – акционеров. Распространенным является и другой взгляд, отдающий предпочтение обороту на вложенный капитал, так как именно этот показатель тесно связан с эффективностью внутренней деятельности организации.

Устанавливая планку будущей прибыли, нужно иметь в виду, что величина прибыли и вероятность ее получения находятся в обратной зависимости, что показывает кривая " результат - риск".

Двигаясь вдоль по кривой, можно определить приемлемое соотношение между показателем прибыли и степенью риска. Обычно фирмы выбирают " средний", " приемлемый" уровень прибыли. Очевидно, что с течением времени кривая " результат – риск" будет смещаться вверх, что обусловлено информационными факторами.

 

 

 


Рис – Величина прибыли (в % к акционерному капиталу)

 

На практике наиболее приемлемым способом определения уровня прибыли является выбор показателей на основе сравнения результатов деятельности фирмы с результатами фирм в других отраслях и подобных фирм в данной отрасли.

Нельзя преувеличивать значение прибыли как цели деятельности фирмы. Если фирма не будет обращать внимание на остальные интересы, кроме интересов акционеров, подобная стратегия даст хорошие финансовые результаты только в коротком периоде, а в длительном не учтет ценностей других участников внутренней и внешней среды фирмы, создаст серьезные финансовые проблемы. Отсутствие учета мнения покупателей может привести к снижению качества продуктов и услуг и уменьшению объема продаж; если предприятие равнодушно к проблемам окружающей среды и в погоне за прибылью нарушает нормы природопользования, под угрозой может оказаться сама возможность его функционирования. Как уже отмечалось, не менее важным долговременным фактором являются интересы работников фирмы.

Когда цели определены, их нужно исследовать на предмет качества. Главными критериями здесь являются следующие:

Максимально возможная конкретность целей – чем более конкретно сформулирована цель, тем легче ее достичь.

Цели должны быть рассчитаны на приемлемый уровень усилий работников. Достижение целей не должно быть слишком легким процессом, это означало бы, что фирма недоиспользует свой потенциал. Однако усилия не должны быть и чрезмерными, иначе будет утрачен интерес к работе и ослаблена мотивация.

Гибкость целей и наличие пространства для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями.

Измеримость целей.

Сопоставимость целей. Сопоставимыми должны быть цели из различных ключевых пространств (пр., показатели прибыли должны соответствовать показателям рыночной позиции фирмы, рыночная позиция – с ресурсными цепями) и цели внутрифирменной иерархии целей (каждая цель должна соответствовать цели более высокого уровня). Важной частью работы менеджера является правильная разбивка целей на подцели. Это должно быть сделано так, чтобы достижение каждой отдельной подцели (например, разработка новой системы вознаграждений за труд) приводило к достижению общей цели организации (увеличению ее доходности).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.