Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая схема функционально-стилистического анализа текста






СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА




СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................................. 4

I Общая схема функционально-стилистического анализа текста...................... 5

2. Функционально-стилистические средства в таблицах...................................... 6

2.1. Функционально-стилистические средства лексико-фразеологического уровня............. 6

2.2. Функционально-стилистические средства морфологического уровня....... 7

2.3. Функционально-стилисти ческие средства синтаксического уровня.......... 8

3. Образцы функционально-стилистического анализа текста............................... 9

3.1. Функционально-стилистический анализ текста научного стиля................. 9

3.2. Функционально-стилистический анализ текста газетно-публицистического стиля... 13

3.3. Функционально-стилистический анализ текста официально-делового стиля.............. 17

4. Тексты для функционально-стилистического анализа..................................... 22

Рекомендуемая литература........................................................................................... 53



ОБЩАЯ СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных
стилей, научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговор­
ному, художественному.

2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет со­
общения) - это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в
заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах;
для большинства книжных текстов тема заявлена в первом - и дубпируется в по­
следнем предложениях

3. Определить идею текста Идея текста (его основная мысль) - то, что гово­
рится о предмете сообщения (теме).

4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля - наука, для офи­
циально-делового стиля - административно-правовые отношения,
для газетно-
публицистического стиля - политико-идеологические, общественные отноше­
ния, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля - повседневные,
бытовые отношения.

5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане
(самостоятельное произведение, отрывок из произведенья), найти, если есть, компо­
ненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, за­
ключение.

6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание,
повествование, рассуждение, инструктирование)
относится текст. Следует
помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы
речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуж­
дения, рассуждение с элементами описания и т. п.

7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.

8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов науч­
ного стиля - логичность, последовательность повествования, объективность,
беспристрастность, ясность изложения и т. д.

9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. устано­
вить языковую специфику текста. Стилистические средства лексико-
фразеологического, морфологического и синтаксического уровней представлены
ниже в таблицах. Словообразовательный уровень см. в образцах анализа.

 

9.1. Стилистические средства фонетического уровня. Имеются в виду осо­
бенности нелитературного произношения, присущие устной разговорной речи.
В письменной форме разговорной речи они проявляются редко (обычно на орфо­
графическом уровне).

9.2. Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.

9.3. Стилистические средства словообразовательного уровня.

9.4. Стилистические средства морфологического уровня.

9.5. Стилистические средства синтаксического уровня.

10. Определить, имеются ли стилеразрушающие элементы.


1 1 Определить, если это возможно, жанр текста.

12. Сделать окончательный вывод о принадлежности текста к одному из стилей, названных в 1 -ом пункте анализа

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ТАБЛИЦАХ

 

2.1. Функциона лексико-(, чьно-стилистические средства Фразеологического уровня  
Функциональные стили / стилистические средства Науч­ный стиль Офици­ально-деловой стиль Газетно-публици-стиче-ский стиль Разго­ворный стиль Художе­ственный стиль
           
Лексические средства
Употребление многозначных слов В одном, реже - в двух значени­ях В одном, реже — в двух зна­чениях + + +
Употребление синонимов - + + +
Употребление разговорной и просторечной лексики - - + + +
Употребление специальной лексики (терминов) + - - -
Употребление «газетизмов» _ - + + +
Употребление официальной лексики   + + + +
Употребление эмоционально окрашенной лексики     + + +
Преобладание абстрактной лексики над конкретной +        
Преобладание конкретной лексики над абстрактной     + +
Примерно одинаковое соот­ношение конкретной и абст­рактной лексики   +      
Другие функционально-стилистические средства лек­сического уровня          
Фразеологические средства
Употребление фразеологиче­ских единиц книжной окра­шенности + - + + +
Употребление фразеологиче­ских единиц разговорной и просторечной окрашенности -   + + +

2.2. Функционально-стилистические средства морфологического уровня  
Функциональные стили / стилистические средства Науч­ный стиль Офи-циаль-но-деловои стиль Газет-но-публи-цисти-ческий стиль Разго­ворный стиль Худо­жест­венный стиль
          I 6
Имя существительное (ИС)
Высокий процент употребления конкретных ИС _   + + +
Высокий процент употребления отвлеченных ИС +        
Примерно одинаковое соотношение конкретных и отвлеченных ИС   +      
Преобладание форм родитель­ного приименного падежа над другими формами косвенных падежей + 4-   - -
Местоимение
Употребление личных местоимений   + + + +
Глагол
Высокий процент употребления форм настоящего времени в значении «настоящего абстрактного» + - - - -
Высокий процент употребления форм настоящего времени в значении «настоящего предписания» - +   - -
Преобладание форм инфинитива над остальными глагольными формами - + - - -
Употребление причастий + + + - +
Служебные части речи
Употребление производных предлогов +        
Употребление союзов сниженной стилистической окрашенности - - + + +
Употребление междометий - - + 4- +
Употребление вводных еди­ниц эмоционально-оценочной семантики     + + +

Употребление вводных еди­ницы, передающие логику следования мысли, индикато­ров значимости +   + + +
Другие функционально-стилистические средства мор­фологического уровня          

 

2.3. Функционально-стилистические средства синтаксического уровня
Функциональные стили / стили­стические средства Научный стиль Офици­ально-деловой стиль Газетно-публици-етиче-ский стиль Разго­ворный стиль Художе­ствен­ный стиль
           
П ростое предложение
Употребление восклицательных предложений   - + + +
Высокий процент употребления пассивных конструкций   + - - -
Употребление неполных предло­жений + + +
Употребление односоставных именных предложений + + +
Употребление односоставных глагольных обобщенно-личных предложений          
Употребление односоставных глагольных неопределенно-личных предложений         +
Высокий процент употребления предложений с простым глаголь­ным сказуемым, выраженным глагольным описательным оборотом          
Употребление в именной части слова как в значении «в качестве»          
Нарушение объективного порядка слов в предложении + + +
Осложненное предложение
Однородные члены предложения +   - - -
Причастный оборот + + + - +
Предложный субстантивный об­стоятельственный оборот + + + - +
Вводные единицы эмоционально-оценочной семантики     + + +

Вводные единицы, передающие логику следования мысли, инди­каторы значимости t-   + + +
Обращение   + + + +
Сложное предложение
Высокий процент употребления многочленных подчинительных конструкций   - - - +
Другие функционально-стилистические средства синтак­сического уровня          





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.