Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дихотомия Язык-Речь






Структурная лингвистика

Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра

Краткий биографический очерк

Ф. де Соссюр (1857—1913) родился в Женеве в семье ученых. В 1875 г. поступил в Женевский университет, через год — в Лейпцигскую школу лингвистов (младограмматическую), где проучился 2 года, в основном занимаясь сравнительно-историческим языкознанием.

В 22 года (1879 г.) пишет крупную сравнительно-историческую работу «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках». Работа получает положительные отзывы от Николая Крушевского и И. А. Бодуэна де Куртенэ, отрицательные — от младограмматистов. В 1880 году уезжает в Париж, где получает должность профессора.

На основе лекций Соссюра его учениками Шарлем Бали (Charles Bally) и Анри Сеше (Henri Sé chaye) написана книга «Курс общей лингвистики» (Cours de Linguistique Gé né rale).

Дихотомия Язык-Речь

Дихотомия «язык—речь» — кардинальное положение, высказанное Соссюром. («Дихотомия» — греч. δ ι χ α — надвое, τ ο μ ε — режу.)

Речевая деятельность (langage) распадается на диаметрально противоположные сущности:

  • язык (langue)
  • речь (parole)

Язык — система знаков и грамматическая система, обязательная для всех членов языкового коллектива. Язык социален.
Речь индивидуальна. Речь — «акт изъявления воли и разума». Это:
а) индивидуальные комбинации, зависящие от воли говорящих;
б) акты говорения.

Язык — потенциален (то есть то, что может быть сказано).
Речь — актуальна (реализация потенциальной системы).

Соссюр: «Взятая в целом, речевая деятельность многообразна и разнородна; протекая одновременно в ряде областей, будучи одновременно физической, физиологической и психической, она, помимо того, относится и к сфере индивидуального, и к сфере социального; ее нельзя отнести определенно лишь к одной категории явлений человеческой жизни, так как неизвестно, каким образом всему этому можно сообщить единство».
«Язык — только определенная часть языковой деятельности».
«Язык — это симфония, речь — то, как эту симфонию исполняют».

Язык — психическое соединение смысла и акустического образа. Речь — материальна.

«Язык, как он нами определен, есть явление по своей природе однородное — это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, то есть звуковой оболочки, причем оба этих компонента знака в равной мере психичны».

Язык — конвенционален.

«Язык существует только в силу своего рода договора, заключенного между членами языкового коллектива. Сам по себе ни один член языкового коллектива не может ни создать язык, ни изменить его».
«Верное изображение языка — словарь и грамматика».

Язык — лексико-грамматическая система, совокупность единиц и правил, с помощью которых каждый человек может создавать индивидуальные речевые произведения.

Соссюр считал, что должно быть две науки:

  • лингвистика языка;
  • лингвистика речи.

«Надо с самого начала встать на почву языка и считать его основанием для всех прочих проявлений речевой деятельности».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.