Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По итогам занятия студенты должны

Практическое занятие 1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы воспитания.

 

По итогам занятия студенты должны

знать:

- определения воспитания;

- сущность процесса воспитания;

- особенности и структуру процесса воспитания;

уметь:

- анализировать основы организации воспитательного процесса;

- выделять основные закономерности и принципы воспитания;

владеть:

-терминологическим минимумом

Терминологический минимум: воспитание, самовоспитание, перевоспитание, цель воспитания, задачи воспитания, закономерности воспитания, принципы воспитания; современная парадигма воспитания, отношение, деятельность, личность.

Вопросы для обсуждения:

I. Вопросы репродуктивного характера:

- определите сущностные характеристики воспитания;

- раскройте структуру воспитательного процесса;

- обоснуйте закономерности воспитания;

- покажите особенности принципов воспитания;

- охарактеризуйте потенциал современного воспитательного процесса.

II. Вопросы и задания проблемного и творческого характера:

1.В чем заключается диалектика процесса воспитания?

-Личность воспитателя: основы взаимодействия с воспитанником. Какова логика воспитательного процесса?

-Перечислите основные закономерности воспитания, раскройте их сущность.

-Что такое личностно-ориентированное воспитание?

-Раскройте соотношение понятий «развитие», «воспитание» и «социализация» личности.

-Какими принципами руководствуется педагог, реализуя в воспитательной деятельности свои целевые установки?

-Какие принципы воспитания выдвигают различные авторы? Обоснуйте свое отношение к ним.

2.Учебная дискуссия на тему «Школа должна обучать или воспитывать?»

3.Перед Вами определения понятия «воспитание». С каким определением вы согласны, с каким нет? Объясните, почему.

Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие у школьника способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека. (Н.Е. Щуркова)

Воспитание – процесс человековеде́ ния, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. (Н.М. Таланчук)

Воспитание – это педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. (М.И. Рожков)

Воспитание – процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. (Е.В. Бондаревская)

Воспитание – это социально-организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. (О.С. Газман)

Воспитание – деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника. (В.П. Сазонов)

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. (Л.И. Новикова).

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые два вопроса из данного блока, ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю).

Докажите на основе примеров:

- Почему деятельность является ведущим фактором формирования личности?

- Попытайтесь на примерах из своей школьной жизни показать зависимость результатов воспитания от взаимодействия внешних и внутренних факторов развития личности и ее активности работы над собой.

- В чем сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей?

Блок самостоятельной работы

Внимательно прочитайте основные положения Национального воспитательного идеала. Определите пути его реализации.

Список литературы:

1.Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. – М.: Академия, 2009. – Глава 4, 4.1, 4.4, 4.5.

2.Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: КНОРУС, 2010. - 744 с. Глава 1, 6.

3.Педагогика: теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – Глава 18.

4.Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2012. – Глава 12-13.

 

Приложение 2

1 микрогруппа

 

«Системное построение процесса воспитания»

(Владимир Абрамович Караковский., Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова).

Принципы воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

1)личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

2)гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к. мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

3)средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

4)дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

5)природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений.

6)культуросообразность воспитания, т.е, опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

7)эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

 

2 микрогруппа

 

«Формирование образа жизни, достойной Человека»

(Надежда Егоровна Щуркова)

«Заглавные», основополагающие принципы лежащие в основании всех других принципв воспитания. Н.Е. Щуркова называет следующие:

принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словам и, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

 

3 микрогруппа

 

«Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития»

(Олег Семенович Газман)

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в, педагогической деятельности следующие правила.

1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

2.Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

3.Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4.Все трудности преодолевай нравственными средствами.

5.Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6.Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур.

7.Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

8.Доверяя — не проверяй!

9.Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10.Умей признать свою ошибку.

11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

 

№ п/п  
Ф. И. О.  
1.На семинаре меня сегодня удивило…  
2.Раньше я не предполагал, а теперь знаю…  
3.Для меня было сложно…  
4.На следующем занятии я хотел бы узнать…  

 

№ п/п  
Ф. И. О.  
1.На семинаре меня сегодня удивило…  
2.Раньше я не предполагал, а теперь знаю…  
3.Для меня было сложно…  
4.На следующем занятии я хотел бы узнать…  

 

№ п/п  
Ф. И. О.  
1.На семинаре меня сегодня удивило…  
2.Раньше я не предполагал, а теперь знаю…  
3.Для меня было сложно…  
4.На следующем занятии я хотел бы узнать…  

 

№ п/п  
Ф. И. О.  
1.На семинаре меня сегодня удивило…  
2.Раньше я не предполагал, а теперь знаю…  
3.Для меня было сложно…  
4.На следующем занятии я хотел бы узнать…  

 

№ п/п  
Ф. И. О.  
1.На семинаре меня сегодня удивило…  
2.Раньше я не предполагал, а теперь знаю…  
3.Для меня было сложно…  
4.На следующем занятии я хотел бы узнать…  

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Линейный анализ устойчивости | Исходные данные задания




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.