Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика предупредительности






Этика доверия

Этика терпимости

ЭТИКА

Это этические стандарты, которые обеспечивают выполнение изложенных выше прав. Эти этические стандарты не гарантированы и не могут быть гарантированы законами, так как любой закон, который обеспечивает такие гарантии, будет нарушать одно или более чем одно изложенное выше право.

1.0. Неэтично подавлять высказывания других даже в том случае, когда эти высказывания впрямую оскорбляют ваши собственные взгляды и веру.

1.1. Неэтично беспокоить других или угрожать другим.

1.2. Неэтично апеллировать к беспристрастным (судебным) инстанциям для разрешения спора до того, как применены все переговорные и посреднические средства с целью предотвращения вреда и несправедливости.

1.3. Неэтично публично распространять высказывания, изображения или мнения других без их согласия.

1.4. Неэтично неверно представлять себя, свои наблюдения и мнения или высказывания других.

1.5. Неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную по средством принуждения или другим способом, попирающим свободу, за исключением предшествующего соглашения с жертвами подобной практики или, в случае их смерти, недееспособности или неизвестного местонахождения, соглашения с их законными представителями или наследниками.

1.6. Неэтично пренебрегать адекватными предупреждениями, сопровождающими любую информацию, которая может быть неверно оценена наивным лицом, воспринимающим информацию; или подвергнуть этого воспринимающего опасности либо испортить удовольствие от восприятия для остальных.

1.7. Неэтично передавать информацию лицам и форуму, определенно не согласным с такой информацией.

1.8. Неэтично выражать несогласие с ценой использования коммуникационной сети и дискового пространства для сохранения информации.

1.9. Представителям государств и корпораций неэтично пренебрегать или противодействовать гарантиями законов или нормативов правам, изложенным в первой части настоящего документа.

1.10. Представителям государств и корпораций неэтично представлять или утверждать любыми гарантиями законов этические принципы, изложенные во второй части настоящего документа.

1.11. Этично обозревать, обсуждать, уточнять и пропагандировать права и этические нормы, представленные в настоящем документе.

Настоящий документ был разработан на основании суждений и дискуссий со многими участниками Интернета из различных стран, представляющих различные культуры; его создание и развитие поддерживается и пропагандируется EFA, EFFH CPSR.

Тема 6.Этика и мораль. 1. Этика. Её предмет и основные категории. 1.1 Происхождение терминов этика, мораль, нравственность. Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н. э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль. Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова moss – так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д. В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика – наука о морали. Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность. Впервые это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской академии наук, оно образовано не от слова нрав, а от выражения по ндраву, по сердцу. В связи с этим в России существует спор: «а существует – ли в России настоящее понятие нравственности, связанное с понятием нравов?». Чернышевский: «Нравственность в русском языке – это то, что способствует позитивному развитию морали». Радугин: «Норма (уважай, чти, поклоняйся) – это мораль, а реальное поведение – это нравственность». Многие учёные считают отцом этики Демокрита. Он был родоначальником классического этапа в античной философии. В различных философских произведениях он писал об этике и первым предпринял попытку дать критерий разделения добра и зла – основных категорий этики. 1.2 Историческое изменение предмета этики; Развитие структуры науки этики. Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления о добре и зле. Эти первые представления были выражены в древних эпосах, например «Сказание о Гильгамеше», в ранних литературных произведениях, в принятых в древнем обществе законах, в пословицах и поговорках, в развитых мифологических системах и т.д. Основная изучаемая проблема в эпосе о Гильгамеше (др. Шумер) – вопрос смерти и бессмертия. Вывод – бессмертие человека в делах, которые он оставил после себя. В 6 в. царь Солон издал указ, в котором ограничил количество флейтистов и плакальщиков на похоронах. Он объяснил свой поступок так: хоронили на заре, все люди слышат музыку, и у всех появляется плохое настроение и т.д. Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики. Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой науки. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Сюда входит: · Осмысление профессиональной этики; · Этика замкнутых идеологизированных систем; · Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д. Третий раздел этики – осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений. Четвертая часть – раздел моральной прогностики. Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться. Однако сначала этот раздел не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с усилением социального бремени и с изменением динамики социальных процессов. Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными изменениями. Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире. 1.3 Основные категории этики. Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д. Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность. Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны. Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает. Дос тоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я». Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право. Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией. Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие - то ожидания верными, а какие то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность. Тема 7. Основные проблемы теории морали. 2.1 Основные исторические взгляды на причины возникновения морали. На причины возникновения морали есть много точек зрения. Одна из них изложена в религиозных концепциях. Мораль была дана Богом, она неизменна. Люди постепенно стремятся приблизиться к требуемому стандарту, и то, насколько они приблизятся, будет показывать их стремление к должному. Другая точка зрения на происхождение морали высказывается авторами, в той или иной степени разделяющими биологизаторский взгляд на происхождение морали. Представители этой школы считают, что мораль – принадлежность человека, доставшаяся ему в наследство как биологическому объекту. В мировой истории это: Тайлер – исследователь первобытной культуры и родоначальник анимистической теории. ПетрКропоткин – идеолог анархизма, выражал биологические концепции на русской почве. По мнению этих авторов, механизм регуляции – мораль – изначально присущ человеку как биологическому существу. Объясняя свой подход, они опираются на то, что у всех развитых животных есть сложный механизм регуляции поведения, связанный с распределением ролей в стаде, в стае и т.д. Кропоткин подчёркивает, что животные способны и к межвидовой (совместной) деятельности. Наука говорит: есть основания утверждать, что 9 из 10 человек вздрагивают при поскрёбыванию по стеклу, тогда как в стае обезьян этот звук – сигнал опасности. Есть третья точка зрения: главными при возникновении морали были социальные факторы – разложение родоплеменного строя, формирование рабовладельческого, расслоение людей по признакам профессий, месту проживания, что заставляло подстраивать своё поведение под изменяющиеся условия жизни. 2.2 «Социальное» и «природное» на разных этапах возникновения морали. Первые нормы морали носили исключительно запретительный характер. Нельзя убить себе подобного (внутривидовое регулирование). Первоначальное формирование морали заняло очень много времени. Весь этот период до раннего рабовладения получил название предмораль. Следующий шаг на этапе предморали – появление норм разрешительного плана, которые формулировались в сослагательном наклонении – «нельзя убить соплеменника, но стыдно не убить врага». С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы: 1. Носила безусловно – запретительный характер. Регулировала поведение в наиболее важных для человека и сообщества первобытных людей ситуациях: запрет на убийство соплеменника, на избыточный сбор растительных продуктов и избыточное убийство животных. От этой формы до нас дошли только фольклорные произведения (например, народные песни севера). За отступление от норм этой группы следовало серьёзное наказание. Так как люди обладали неразвитым мышлением и языком, и оценить сложное абстрактное наказание совестью не могли – на помощь стали призываться высшие силы природы (молния, гром, засуха и т.д.). Так началось сращивание морали и религии, и далее они врозь не развивались. Эта группа норм в первобытных и родоплеменных сообществах фактически играла роль права. 2. Регулировала семейно – брачные отношения. Здесь появляются нормы разрешительного плана, которое возникает много позже. 3. Регулирование отношений между соплеменниками, которые не состоят в прямом кровном родстве (взаимовыручка, дружба, товарищество и т.д.). Мораль в нашем понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным осознанием человеком своего «я» и выделением его из «мы». Люди стали чувствовать свою особенность. «Илиада» Гомера описывает мораль этого периода. 2.3 Моральный выбор личности. Моральный конфликт. Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не осуществляет выбор между добром и злом (Аристотель). Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когда речь идёт о вариантах действия поступка. Эти варианты предоставляют человеку объективные обстоятельства. Объектом морального выбора может быть индивид; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа; может быть и класс. Для того чтобы выбор состоялся, необходимо соблюдать условия морального выбора: Первая часть условий: диапазон объективных возможностей поступка, с другой стороны – субъективная возможность выбирать. Если нет возможности сравнивать последствия тех или иных вариантов поведения, сознательно определить позицию и воплотить её в действие, то говорить о свободе выбора не приходится. Человек должен знать обо всех возможных вариантах. Однако, диапазон возможностей выбора не безграничен, он может ограничиваться, например, физическими возможностями человека, уровнем полученного предшествующего образования и т.д. Социальная обусловленность морального выбора выражается в возможности поступить так или иначе. В конечном счете, человек всегда выбирает между вещами, входящими в круг его жизни. Формальное множество вариантов выбора ограничивается социальными обстоятельствами, местом человека в системе общественных отношений. В качестве таких обстоятельств может служить неосведомлённость о вариантах выбора, уровень материальной обеспеченности, физическое здоровье, принадлежность к определённым социальным группам и т.д. По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов. Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального выбора, неразрывно связана с морально – мировоззренческой определённостью человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов выбора. Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу выбора? Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним обстоятельствам. Обусловленность морального выбора только внешними обстоятельствами называется моральный фатализм – поступай так, а не иначе, ибо обстоятельства так сложились. Если же считается, что выбор обусловлен только волей человека, эта точка зрения называется моральный волюнтаризм. И та, и другая точка зрения выводят моральный выбор личности за пределы добра и зла. На самом деле, в ситуации морального выбора объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены, и являются системой объективных и субъективных сторон свободы. Требование следовать в своём решении нравственной необходимости выражается не только в единоличном поступке; единичный выбор обнаруживает ориентации в предшествующих выборах и во многом определяет последующую нравственную деятельность. Поэтому часто случается ситуация, когда выбор, обусловленный предшествующими поступками и обстоятельствами, будет только один. Решение «Не могу иначе» – не допускает других, формально возможных, вариантов. Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать. В ситуации морального выбора возникает проблема активности субъекта, которая соответствовала бы определённым обстоятельствам – это задача поиска поступка, который соответствовал бы этим обстоятельствам. Очень часто человек обнаруживает, что осуществление поступка по законам добра, следуя одной ценности, приводит к тому, что этот поступок противоречит пониманию добра в другой ценности. Ситуация, при которой в результате выбора не может быть прямого добра, а выбор осуществляется между большим и меньшим злом, называется: Моральный конфликт. Выбор в ситуации морального конфликта в наибольшей степени зависит от системы моральных ценностей самого человека, который осуществляет выбор. Иногда структура ценностей человека так жёстко закреплена, что выбор в ситуациях морального конфликта становится однотипным, а человек – предсказуемым. В этих случаях мы говорим о линии поведения. Тема 8. Современные тенденции в изменении морали. 1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания человечества, например – разработка альтернативных источников энергии, от термоядерного синтеза до солнечных батарей. Как следствие возрастания роли фундаментальной науки возрастает значимость специального высшего образования и роль в обществе всех слоёв населения, которые обеспечивают возрастание темпов фундаментальных исследований. 2. Создание единых коммуникативных систем (транспорт, связь, средства массовой информации, компьютерные сети и т.д.). Это делает более высокими темпы обмена информацией между народами, знакомство со спецификой образа жизни и достижений, возможность усваивать лучшие образцы и находки не только в сфере технологий производства, но и в сфере поведения. Поведение человека, его мораль, приобретает всё более унифицированный характер. 3. Традиционная культура, которая издавна базировалась на господствующих религиозных ценностях, особенностях образа жизни и психологии конкретных народов, территорий, исторических периодов развития – уходит в сферу элитарного потребления, становится в силу ряда обстоятельств малодоступной значительным массам населения (сложность восприятия, требование специальной подготовки, необходимость знакомства с господствующими фундаментальными религиозными основами, время). Таким образом, в определённом смысле прерывается связь поколений, особенно в связи с тем, что из жизни большинства людей уходит традиционный национальный фольклор, который был другим носителем нравственности народа. Место традиционной культуры занимает массовая культура, которая по сути вненациональна и тиражирует унифицированные, усреднённые образцы внешнего поведения, покоящегося на подражании, заражении, а не на внутреннем принятии тех или иных стандартов в результате размышлений. 4. Возрастающий объём информации толкает общество к необходимости сокращать в образовании гуманитарную составляющую в целях увеличения практического прикладного знания и освоения новых научных дисциплин и открытий, в то время как забота о нравственности направляет нас на противоположный путь – увеличение гуманитарной составляющей. Один из путей – увеличение продолжительности образования, но в увеличении сроков образования есть существенная опасность: молодые люди всё позже вступают в социальную зрелость, то есть приобретают необходимые навыки для полноценной адаптации в обществе. В результате процесса акселерации, прокатившегося по развитым странам мира в 60 – 80-е гг. ХХ в. физическое созревание человека ускорилось. Образовался существенный разрыв (8 – 10 лет) между физическим развитием и социальной зрелостью. 5. Общество по своим социальным параметрам делится на всё большее количество групп: по профессии, по демографии, по этической составляющей. Большие потоки миграций породили проблему полукровок. 6. Рост крупных городов и городских агломератов (сращивание единого мегаполиса с рядом мелких городов в единую систему) привёл к существенному изменению в процессах формирования морали. Возникла мораль городских и сельских жителей. Это произошло в результате изменения традиционных механизмов формирования и передачи нравственности, контроля за её исполнением и функционированием. Эти традиционные механизмы по прежнему действуют в сельских и отдалённых от мегаполисов территориях. В городах же мораль начинает формироваться под влиянием других механизмов. 5.2 Урбанизация и её влияние на общество. Урбанизация – это процесс ХХ века. Рост крупных городов был обусловлен развитием крупной машинной индустрии и необходимостью создать инфраструктуру, обеспечивающую всёвозрастающие количества рабочей силы (образование, медицина, система релаксации, обеспечения быта и т.д.). В результате крупные предприятия требовали в города всё больше людей для своего обслуживания. В начале ХХ века было всего несколько крупных городов (с населением свыше 1 млн. человек). К 60 гг. ХХ века крупных городов было свыше полутора сотен, росли они очень бурно, счёт населения шёл на миллионы. Темпы прироста городского населения оставались очень высокими всю вторую половину ХХ века. Города с населением в несколько миллионов человек получили название мегаполисов. 1. В сельской местности господствует многопоколенная семья, она, как правило, ведёт совместное хозяйство. Передача традиционных ценностей осуществляется естественным образом в повторении образа жизни предшествующего поколения. В городе господствует нуклеарная семья (родители + дети), которая демонстрирует гораздо большее разнообразие моделей поведения. Это будет зависеть от уровня образования родителей, материального достатка, социальных предпочтений. 2. В сельской местности очень сильны механизмы наблюдения за поведением людей в общине. Каждый считает себя ответственным за поведение другого. В городе – относительная анонимность поведения, ощущение относительной бесконтрольности. Человек начинает ориентироваться только на мнение его микросреды, а это намного более узкий круг, чем тот, что имеет место в сельской местности. 3. В любом обществе есть люди с отклоняющимся поведением, с разнообразными склонностями. В сельской местности возможность найти похожих людей значительно меньше, чем в городе. В результате город даёт более дифференцированное поведение. В городе больше возможностей познакомится и с этническими особенностями поведения людей, с религиозными особенностями поведения, более доступна культура и средства массовой информации. Существенное влияние на мораль в городах оказывает возрастающий темп жизни. Это приводит к тому, что в сфере массового общения всё больше распространяются унифицированные модели поведения, единые для всех социальных групп и слоёв в сфере массового поведения. Особенности морального поведения, в том числе религиозной нравственности уходят в сферу семьи, микросреды, клубов по интересам, - то есть в замкнутые общности. 6. Этика ненасилия. 6.1 Сущность и особенности этики ненасилия. Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше появилась в буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все религии содержали элементы, которые послужили основой этики ненасилия. В XIX в. возникают разнообразные течения ненасилия, например толстовство, но подлинный толчок к развитию этики ненасилия дал ХХ век, для этого было две основные причины: 1. Общество к ХХ веку накопило огромные ресурсы для возможного самоуничтожения. Гибель гигантских масс людей в 1 и 2-й мировых войнах была ужасающей, она потрясала сознание. Однако именно войны показали, что общество накопило и продолжает накапливать пласты социальных противоречий самого разного уровня (Запад – Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии, Работодатели – Наёмные работники и т.д.). 2. Особенно бурными темпами разные типы социальных противоречий накапливались во 2 половине ХХ века. Это было связано с ускорением темпов цивилизационных преобразований, а также с развитием систем коммуникаций, которые сделали мир единым и опыт, образ жизни, способы достижения целей других людей стали достижимыми. У истоков современной этики ненасилия стояли две уникальные фигуры: - Махатма Ганди, религиозный буддистский деятель, возглавивший борьбу за освобождение народов Индии от колониального рабства, и - Мартин Лютер Кинг, Баптистский священник из США, возглавивший в начале 60-х годов борьбу против расовой сегрегации в Америке. Именно благодаря ему в США появились первые смешанные школы, где обучались и «белые» и «чёрные». Понятие «ненасилия» характеризует позицию только одной стороны в конфликте, того, кто исповедует этот принцип, и касается поведения этой стороны социального конфликта по отношению к представителям противоположной стороны. Махатма Ганди говорил: «Этика ненасилия не для трусов, она для мужественных людей». Он первым сформулировал основные принципы этики ненасилия. 6.2 Принципы этики ненасилия. 1. Это осознанная позиция, когда мы не уходим от борьбы, а противостоим другой конфликтующей стороне, используя волю и логику убеждения. 2. Представители этики ненасилия выступают против самого зла, а не против вольных или невольных носителей этого зла. 3. Этика ненасилия предполагает большое личное мужество. К этому надо себя готовить, и лучше не начинать выступления, чем не доводить его до конца. Каждый участник должен оценить ситуацию и свои силы. 4. Участие в акциях ненасилия предполагает уважение к противной стороне. Не должно быть унижений, оскорблений. Выступления касаются только сущности дела, мы должны уважать принципы другой стороны. 5. Главная цель – заставить противоположную сторону переосмыслить свою позицию, поведение, и начать действовать в другом направлении. Мартин Лютер Кинг, характеризуя основную идею ненасилия, говорил: «Мир изначально создан Богом справедливо. Это человек в процессе деятельности внёс в него несправедливость. Решая постепенно, последовательно одну социальную проблему за другой, мы приращиваем справедливость, делая мир более похожим на тот, что создал Бог». За 2 половину ХХ века, к числу наиболее действенных акций ненасилия относят: «Соляной марш» под руководством Махатмы Ганди в Индии, в котором приняли участие миллионы человек. Результатом стало бескровное освобождение Индии от колониальной зависимости. Другой пример – начало решения проблем расовой сегрегации в США в результате «Марша мира», в котором участвовали и «белые», и «чёрные». Акции ненасилия могут быть организованы по горизонтали и по вертикали. По вертикали они проходят под патронажем государственных политических структур, пользуются поддержкой и бывают действенными с точки зрения принятых решений. Эти акции предпринимаются, чтобы инициировать решение, опираясь на волю народа. По горизонтали – акции обычно бывают более массовыми, организуются активными общественными органами. Их деятельность, как правило, бывает не столь велика, но чем более массовые акции удаётся организовать, тем больше воздействие на народ, а следовательно, и на власть. 6.3 Основные этапы ненасильственных действий. 1. Сбор информации о причине конфликта. Должна собираться всесторонняя, глубокая информация из различных источников, которые должны представлять широкую палитру точек зрения на эту проблему и на пути её решения. 2. Формулируются способы и методы ненасильственных действий, выбираются их виды. Всё это делается исходя из соображения разумности и рациональности этих действий. Публичность этих акций – вещь обязательная. После определения темы выступления привлекаются средства массовой информации, информируется другая сторона конфликта. Действия согласуются с государственными и муниципальными органами: даты, места проведения акций и т.д., так как по закону они должны обеспечивать охрану. 3. Внутренняя подготовка каждого участника к действиям в рамках запланированной акции. Этот период не локализован во времени, здесь человек должен решить: готов ли он идти до конца против официальной точки зрения, выдержать последствия акции и т.д. Для того, чтобы людям было проще проверить себя, в университетах США существуют практики по ненасилию, где любой может проверить себя. 4. Планирование основных действий, согласование с государственными и муниципальными органами, отбор и организация участников. 5. Сами акции ненасилия. Они могут быть относительно кратковременными, могут быть более длительными. Главное – показать, что акция выражает точку зрения большинства. 6. Подведение итогов акции, оценка результатов, оценка хода акции. Намечаются дальнейшие действия. Известно более 200 видов акций ненасилия, они разнообразны, группируются по определённым принципам (экономические, идеологические и т.д.). Точное число видов акций ненасилия установить нельзя, так как всё время появляются новые находки и идеи и устаревают другие. Особый вид акций ненасилия – театрализованные акции (сжигание чучел и т.д., соединение театра с активной формой протеста). Крайняя форма ненасилия – всякого рода акции публичного самоуничтожения. Бывает, что эти акции носят массовый характер. Обязательное условие любой акции ненасилия – это её публичность. 7. Этика самоограничения. 7.1 Особенности современной цивилизации и экологический кризис. Процесс развития науки, технологий и удовлетворения потребностей практически неостановим. Определённого уровня развития, связанного с развитием постиндустриального общества, достигает всё большее количество стран. В основе этики ненасилия стоит воспроизводство. Происходит перенос промышленного производства развитыми странами в страны 3- го мира, где в результате этого происходит своеобразное повышение уровня жизни и изменяются стандарты жизни. Следствием этого является исчерпание природных ресурсов. Ограничение рождаемости проблемы не решает: население растёт. В середине 80-х годов в 17 странах мира использовались мягкие формы ограничения рождаемости, а в 16 странах – принудительные способы. Следствием движения мировой цивилизации по данному пути стал мировой экологический кризис (кризис среды обитания), в который входят: · Исчерпание пищевых и энергетических ресурсов; · Исчезновение чистой воды; · Сокращение пахотных земель; · Загрязнение воздушного бассейна; · Парниковый эффект; · Изменение атмосферных явлений и т.д. Данные процессы вызвали необходимость осмысления пути, по которому идёт человечество и приступить к выработке исправляющих программ, с тем, чтобы хотя – бы снизить темпы экологических повреждений. Важной составляющей этих программ является этический компонент и выдвижение проблем сохранения цивилизации в качестве важнейшей доминанты нравственного поведения. Совокупность взглядов на эту проблему в этике получила название: «Этика самоограничения». Это скорее мировоззрение, нежели стройные концепции и теории. Основной элемент составляют эмоциональное потрясение от осознания факта, что человечество может уничтожить себя практически добровольно, продолжая следовать по пути современной цивилизации и ничем не ограниченного воспроизводства. 7.2 Этапы развития и сущность этики самоограничения. Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа: 1. Середина XIX – начало ХХ века. Возникновение в различных странах Европы, в США и России групп и сообществ, ставивших себе целью сохранение окружающей природы. Основной состав участников – интеллигенция, студенты, состоятельные люди. Недостатком этого периода было то, что все эти объединения имели ярко выраженную террористическую принадлежность. На каждой территории такие общества ставили ограниченные, локальные цели. В России направленность этих обществ была на сохранение лесов и запрет охоты. Существенного влияния такие сообщества оказать не могли, но им удавалось проводить некоторые природоохранные мероприятия и формировать общественное мнение. 2. 60 – 70-е годы ХХ века, «Этика потрясённых». В это время по западной Европе прокатилась волна мощных демонстраций, требующих остановить технический прогресс. Главной составляющей этих выступлений были представители высших слоёв рабочего класса (техническая интеллигенция, студенты). К этому моменту людям, занятым на передовых на передовых рубежах цивилизации, стало очевидно, что целый ряд процессов технического прогресса чреват для человечества как минимум большими потрясениями, а может быть даже и гибелью. Факт накопления опасного оружия подогревал недовольство. Хотя выступления были массовыми, но разные слои и группы участников имели своё видение проблемы и своё видение путей выхода из сложившейся ситуации. Они не были едины в своих требованиях и целях, и не достигнув взаимопонимания между собой, не могли оказать на общество сильного воздействия. Взгляды участников расходились очень значительно. Одно из направлений этого движения: философия хиппи: «Возврат человека к природе и полный отказ от благ цивилизации». Не найдя понимания и поддержки в обществе, ряд групп хиппи организовали общины, которые поселились в труднодоступных местах и на практике пытались реализовать свои взгляды. Большая часть технической интеллигенции не ратовала за отказ от цивилизации. Они говорили о необходимости отказаться от некоторых направлений исследований, о введении мораториев на исследования, опасные для мира. Они говорили об изменении темпов цивилизационного развития. Больше всего они взывали к нравственности, призывали выработать личные принципы и не участвовать в производстве, которое может быть опасным. Вступление большой группы стран в цивилизацию постиндустриализма. Последние 30 лет ХХ века, когда произошёл резкий скачок в технических науках, системе коммуникаций, темпы преобразований, включённость в них населения планеты резко возросли и последствия пути неограниченного воспроизводства стали более очевидны. О нехватке питьевой воды заговорили даже в Западной Европе. Появились проблемы, связанные с изменением человеком планеты и способностью адаптироваться к окружающей среде (появилось много младенцев с патологиями развития). Характеристики последнего этапа: · Разрозненные организации второго этапа этики самоограничения постепенно структурировались и превращались в общественные объединения, движения и партии. В ряде стран эта организационная деятельность прошла так успешно, что они стали оказывать большое влияние на общество и политическую жизнь (так называемые «Зелёные»). В конце 70-х годов «Зелёные» стали входить в парламенты, и, соответственно, воздействовать на законодательство. · Активное включение церкви в движение за нравственные ценности этики самоограничения. В движении участвуют все христианские церкви, ряд мусульманских организаций, особая роль в современный период принадлежит католической церкви, но не в лице её руководителей. В среде католических священников оформилось мощное течение, которое возглавили теологи из университетов Западной Европы. Суть взглядов этого течения следующая: Церковь должна признать свою вину за сложившееся в сфере взаимоотношений с природой положение, за беспечность людей, за потребительское отношение к природе, за бездумную эксплуатацию природных богатств, - значительная доля вины за всё это лежит на церкви. Эта вина связана с теми нравственными трактовками библии, которые сложились в начале нашей эры, были приняты церковью на вооружение, пропагандировались ею и внедрялись в сознание. В этих трактовках человек – господин природы, а природа должна была удовлетворять потребности человека. Не говорилось, что человек – неотъемлемая часть природы, что её гибель есть и гибель человека. В качестве выхода они предлагают пересмотреть с современных позиций всё то, что связано в библии со ззаимоотношениями человека и природы, изменить нравственные ориентиры и сделать это основой современной проповеднической деятельности церкви с тем, чтобы постепенно изменить мировоззрение человека, его способы действий и взаимоотношения с природой. Идеи этики самоограничения. С одной стороны, идеи этики самоограничения очень понятны на обычном уровне сознания: если что-то исчерпывается, то это нужно беречь. Но с другой стороны, распространение этих идей наталкивается на целый ряд проблем. Следует изменить приоритеты в развитии цивилизации, потоки и способы инвестирования, а также отказаться от целого ряда направлений в удовлетворении потребностей. Это ведёт к перераспределению финансовых потоков в научных исследованиях, а с другой стороны, требуется изменить сложившийся десятилетиями образ жизни человека. Суть этого изменения в переходе от ничем не сдерживаемого расширения производства и потребления к принципу умеренности и достаточности для полноценного развития человека. Приоритеты общественного производства и потребления должны перейти от материальной сферы к сфере духовного производства и потребления. 7.3 Международные аспекты этики самоограничения. 1. Примерно к началу 70-х годов общество осознало необходимость консолидации усилий в направлении развития различных аспектов самоограничивающего поведения. Это ознаменовалось созданием ряда международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, и т.д.) и заключением целого ряда 2-х сторонних и многосторонних договоров по охране природы и сбережению природных ресурсов. 2. Оказалось, что целый ряд решений в сфере сберегающих технологий требует развития фундаментальной науки в направлении поиска новых энергетических ресурсов, сохранения природного водного баланса и т.д., эти ислледования оказались очень дорогостоящими. Появилась необходимость создания международных исследовательских центров. 3. Освоение мировоззрения, связанного с сохранением окружающей среды, потребовало серьёзной корректировки деятельности СМИ со стороны таких организаций, как ЮНЕСКО. Был создан экологический туризм, массовое производство питьевой воды. 4. В ряде университетов открыли отделения подготовки специалистов по данной проблематике, во всех странах началось массовое принятие природоохранных кодексов и законов. Началось сращивание правового воспитания сознания населения с экологическим сознанием. Тема 9. Профессиональная этика. Права и обязанности журналиста. Любая профессиональная деятельность предполагает ответственность. Преподаватель отвечает за знания учеников, повар за приготовляемые им блюда, дворник за чистоту, а журналист – за материал, за свои слова, за свою позицию. Условиями своего труда журналист поставлен в такое положение, при котором едва ли не на каждом шагу он должен, хочет он того или нет, делать выбор и нести за свое решение ответственность. Особенности нашей работы – жесткий режим времени, повышенная мобильность, эмоциональное и интеллектуальное напряжение – часто требуют немедленного принятия решений. А принимать решение, брать на себя ответственность - это бывает очень трудно, особенно для начинающих корреспондентов. Но если у вас четко определены приоритеты, создана система ценностей, выработан некий «моральный кодекс» – т.е. вы уверены в том, «что такое хорошо, а что такое плохо» - работать станет легче. Во многих странах мира существуют журналистские кодексы. В 1983 году на очередной консультативной встрече международных и региональных журналистских организациях были приняты так называемые «Международные принципы журналистской этики». Прежде всего, они требуют от работников СМИ правдиво и честно распространять новости и обеспечивать право людей на свободное выражение мнений и свободное получение информации. Профессионально-этические стандарты, выработанные мировым журналистским сообществом, помогают принимать объективные решения, определяют тот коридор, в границах которого расположено ваше свободное творческое пространство. Стоит выйти за эти границы – и неизбежно возникает напряженность в отношениях с кем-то из тех, перед кем вы отвечаете за свой материал. Это: - аудитория (читатели, слушатели, зрители); · источники информации; · герои публикации; · авторы (при редакции чужих материалов); · коллеги (профессиональные и служебные нормы – в чем разница?) · власть. Итак, какие обязанности имеет журналист перед каждой из этих групп? На основании «Кодекса профессиональной этики российского журналиста», трудов по этой теме профессора Е. П. Прохорова, доцента Г.В. Лазутиной и других ведущих специалистов в области теории журналистики можно выделить специалистов в области теории журналистики можно выделить следующие группы норм. Журналист – аудитория 1) всемерно защищать свободу прессы; 2) уважать право людей знать правду (своевременно предоставлять им объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя факты от мнений; противодействовать намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных); 3) уважать право людей на собственное мнение; 4) уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории (не допускать в своих работах смакование подробностей преступлений, потворство пороку, не оскорблять, в том числе и невольно, национальных, религиозных, нравственных чувств человека); 5) укреплять доверие людей к средствам массовой информации (содействовать открытому диалогу с аудиторией, предоставлять возможности ответа на критику, оперативно исправлять существенные ошибки и т.д.).   Журналист – источник информации 1) использовать при работе с источниками для получения сведений исключительно достойные и законные действия (методы нелегального получения документов, подслушивания, «скрытой камеры», «скрытой записи» используются в самых исключительных случаях, после всестороннего обсуждения, только при таких обстоятельствах, которые угрожают общественному благополучию или жизни людей); 2) уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении сведений (за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять информацию предоставлена законом. Но об этом – ниже.); 3) указывать в материалах источники информации (если нет серьезных оснований, хранить их в тайне); 4) сохранять профессиональную тайну относительно источника информации (если существуют веские основания для анонимности); 5) соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность.   Журналист – герой   1) заботиться о непредвзятости своих публикаций (не писать о людях, отношения с которыми могут быть истолкованы как корыстные или пристрастные); 2) уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания (проявлять в общении с ним корректность, такт, выдержку); 3) уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (не вторгаться в нее без согласия будущего героя – кроме тех случаев, когда герой является публичной персоной, а его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес); 4) быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя (любая попытка приукрасить или очернить ее усложнит его отношения со знакомыми и в их глазах дискредитирует журналистику вообще и автора публикации в частности); 5) воздерживаться в материалах от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека (раса или цвет кожи, национальность, религия, болезни, физические недостатки, ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности, упоминание о нем, как о преступнике, если это не установлено судом).   Журналист – коллеги (различие норм профессиональной и служебной этики) 1) уважать общность интересов и целей журналистского содружества (предпочитать их интересам и целям политических или общественных организаций; профессиональная солидарность); 2) заботиться о престиже профессии (не допускать уголовно-наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, которые компрометируют моральную чистоту журналиста, не использовать служебного положения в личных целях, не отказываться от публикации и не писать заказных материалов в угоду чьим-то корыстным интересам); 3) приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду; 4) уважать нормативы служебных отношений (дисциплинированность и творческая инициатива, конкуренция и взаимопомощь, поддержание достойного нравственного климата в редакции); 5) уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания, если оно противоречит его личным убеждениям и принципам.   Журналист – власть   1) проявлять уважение к власти как важному социальному институту. 2) оказывать информационную поддержку властным структурам (осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом); 3) отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур; 4) разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах, заботиться о точности и доказательности критики; 5) отстаивать право журналистики на независимость от власти (это важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур); 6) опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков. Как вы понимаете, нравственные принципы – не приказ, не закон, и журналисты делятся на тех, кто им следует, и тех, кто ими пренебрегает. Надеемся, все вы собираетесь их соблюдать, однако, напомним, они имеют рекомендательный характер. Но есть нормы, которые журналист соблюдать обязан, невзирая на то, нравятся они ему или нет. Это законы. Мы вкратце поговорим о самых важных законах, определяющих права и обязанности журналиста, которые действуют на территории России. Главный Закон Республики Казахстан – Конституция содержит очень важную для СМИ статью под номером 29. Она состоит из пяти пунктов: 1) каждому гарантируется свобода мысли и слова; 2) не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, языкового или религиозного превосходства; 3) никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, или отказу от них; 4) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом; 5) гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Журналист, как и любой гражданин, подчиняется законам своей страны. Ему важно среди прочего не нарушать и статьи Уголовного кодекса. Некоторые из них: · ст. 212 – массовые беспорядки; · ст. 280 – публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ; · ст. 282 – возбуждение национальной, религиозной или расовой вражды; · ст. 354 – публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. До сих пор мы говорили в основном об обязанностях и ответственности журналиста. В заключении поговорим о правах. Обсудим их, основываясь на очень важном для нас Законе РК «О СМИ». Его 47 статья так и называется «Права журналиста».   Журналист имеет право:   1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений, либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) копировать, публиковать, оглашать, или иным способом воспроизводить документы и материалы, при условии соблюдения требований статьи 42 настоящего закона (об авторских правах); 6) производить записи в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; 7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях; 8) проверять достоверность сообщаемой информации; 9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; 10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащих его убеждениям; 11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого было, по его мнению, искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить, или иным образом, оговорить условия и характер использования этого сообщения или материала в соответствии со статьей 42 настоящего закона; 12) распространять подготовленное им сообщение и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Тема 10. ВОПРОСЫ МОРАЛИ, НРАВСТВЕННОСТИ И ЭТИКИ В ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Мораль –нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.Даль В.И. Нравственность – мораль, хорошее поведение и вообще поведение. Этика – наука о нравственности; учение о нравственности высшей, духовной, по вере. Ожёгов С.И. Мораль –нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определенные этими качествами. Этика – 1) Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе; 2) Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы. 10 способов манипулирования людьми с помощью СМИ 1. Отвлечение внимания.Основа управления обществом - отвлечение внимания от проблем и решений, посредством постоянного насыщения малозначительными сообщениями, чтобы не дать важные знания в области науки, экономики, психологии, чтобы постоянно были чем-то заняты. 2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения.Создается " ситуация", чтобы население само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Увеличить насилие и теракты, чтобы граждане сами потребовали ограничения свобод. Вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять, как необходимое зло, нарушение социальных прав. 3. Способ постепенного применения.Добиться принятия непопулярной меры, внедряя ее постепенно. Именно таким образом произошло сведение к минимуму функций государства, приватизация, нестабильность, безработица, зарплата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то вызвало бы революцию. 4. Отсрочка исполнения.Продавить непопулярное решение, представив его необходимым, и добиться согласия на осуществление… в будущем, а не в настоящем – это позволяет свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время. 5. Обращаться к народу, как к детям.Обращение к широкой публике, используя доводы, слова и интонацию, как к детям или недоразвитым – этим вы внушаете ему реакцию ребенка до 12 лет, с отсутствием критической оценки. 6. Упор на эмоции, а не на размышления.Воздействие на эмоции блокирует рациональный анализ и критическое осмысление. Также позволяет внедрять в подсознание мысли, желания, страхи, модели поведения. 7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность.Не расширять образование, чтобылюди были неспособны понимать приемы вашего управления ими, чтобы невежество отделяло высшие общественные классы от низших, которое низшие классы не смогут преодолеть. 8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью.Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым, невоспитанным. 9. Усиливать чувство собственной вины.Заставить человека верить в то, что он сам виновен в своих несчастьях, ввиду недостатка способностей и усилий - в результате, вместо революции, обвиняет себя, входит в депрессию и бездействие. 10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают.Благодаря биологии, нейробиологии, прикладной психологии, виртуальной сети – можно знать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает – это дает возможность управления им. Приложение. Этический кодекс. Принцип ориентации на результат «Делать» и «сделать» - два разных понятия. Работа каждого оценивается по конкретным результатам Принцип соблюдения сроков и достоверности информации Взятые на себя обязательства необходимо выполнять вовремя! Лучше взять срок с разумным запасом, чем подвести коллегу /партнера. Однако передача недостоверной /непроверенной информации – хуже, чем задержка срока. Признаться в затруднениях при выполнении задачи и, как следствие, задержке сроков не стыдно, стыдно, когда коллеги или партнеры примут неверное решение, основываясь на Ваших заключениях. Не уверен в достоверности информации – проверь. О невозможности выполнить задачу вовремя необходимо заранее предупредить своего непосредственного руководителя и тех, на чьи действия может повлиять задержка сроков по Вашей задаче. Принцип постановки и выполнения задач Если Вы не уверены, что поняли задачу правильно / или что сотрудник Вашего подразделения Вас правильно понял, переспросите / объясните необходимое число раз! Каждый сотрудник должен знать свои полномочия и меру своей ответственности. Это так же должен знать его руководитель и их знания должны совпадать! Принцип самостоятельности поощряется самостоятельное принятие решений в рамках своих полномочий. Руководитель в данном случае – лишь советник, чьими знаниями и компетенцией Вы можете воспользоваться при решении сложных задач. Принцип дисциплины исполнения решений Принятое решение не обсуждается, а неукоснительно выполняется. Если возникли новые обстоятельства, которые, на Ваш взгляд, могут изменить подход к решению вопроса, Вы обязаны сообщить об этом руководителю, в компетенции которого находится изменение принятого решения. Принцип клиентоориентированности Клиент должен быть счастлив! Каждый сотрудник должен делать все возможное для удобства клиента. Помните, что мы существуем благодаря нашим клиентам. Рекомендации довольных и счастливых клиентов своим близким, друзьям и знакомым – лучшая для нас реклама! Принцип лояльности к проектам. Компания крайне тщательно подходит к выбору каждого проекта. Мы гордимся тем, что продукты и услуги, которые мы предлагаем, пользуются спросом у наших клиентов. Мы рассчитываем на лояльное отношение к своим проектам и услугам со стороны каждого сотрудника! Это означает, что недопустимы негативные отзывы о проектах Принцип командной работы Каждая отдельная задача выполняется на благо общего дела, для достижения планов и целей. Не допускается превалирование личных интересов и интересов подразделения над интересами в целом! Никто не должен выполнять задачи за других (помогать – да! выполнять за других – нет!). Обратиться за помощью так же, как достойно и оказать помощь. В случае, если Вы считаете, что существует важный для фирмы вопрос, который должен решаться в Вашем подразделении, но не решается, Вы обязаны в письменном виде/ по электронной почте поставить об этом в известность следующего по рангу руководителя, а также Главного Редактора (послав копию Вашему непосредственному руководителю). Принцип субординации Любые предложения, замечания, пожелания относительно Вашей деятельности должны быть адресованы на имя Вашего непосредственного руководителя (как устные, так и письменные). Если по каким-либо причинам Вы считаете необходимым обратиться к вышестоящему руководителю, то копия Вашего обращения должна быть отправлена на адрес Вашего непосредственного руководителя. Принцип профессионализма Достижение поставленных целей возможно только тогда, когда каждая, даже самая небольшая задача будет решаться грамотно. Право на ошибку имеет каждый, но каждый обязан вынести из ошибки урок, чтобы не повторить ее впредь. Недопустимо халатное отношение к работе! Берите на себя личную ответственность за исправление ошибок. Мы поддерживаем обучение и развитие, усовершенствование профессиональных навыков, чтение профильной литературы, участие наших сотрудников в обучающих программах и семинарах. Принцип поощрения инициативы Все новые предложения, идеи, пожелания каждого сотрудника ценны и уважаемы. Информационными каналами для обмена предложениями, пожеланиями и идеями являются общие собрания сотрудников, собрания в подразделениях, личные встречи с руководителем, а так же специальный информационный стенд. Принцип доброжелательности Улыбки, приветствия, доброе слово очень дороги для каждого из нас, не забывайте об этом! Приняты тактичность и уважение по отношению к коллегам и клиентам. поощряется:
  1. Любое проявление умелости, ловкости, находчивости в целях процветания фирмы
  2. Трудолюбие, усердие в работе
  3. Проявление собственной инициативы, а не беспрекословное подчинение начальнику
  4. Оптимизм
  5. Чувство юмора
Накладываются санкции на сотрудника за следующее:
  1. Леность
  2. Частые опоздания
  3. Прогулы
  4. Опоздания без уважительных причин
  5. Пьянство
  6. Воровство
  7. Достижение своей выгоды путём обмана сотрудника, подчинённого или начальника
За особое отличие в работе сотрудник награждается:
  1. Премией
  2. Повышением оклада
  3. Объявлением благодарности
За несоблюдение норм этического кодекса на сотрудника накладываются следующие санкции:
  1. Лишение премии
  2. Понижение оклада
  3. В случаях воровства, прогулов, частых опозданий, пьянства, невыполнения договорных обязательств следует увольнение (если фирма не заинтересована в сотруднике, и он не приносит никакой прибыли предприятию) или же беседа с таким сотрудником (но если после неё поведение сотрудника не меняется - увольнение).
Список литературы. 1. Психология и этика делового общения. Учебник для Вузов. / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 2. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.