Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Счастье - не цель






Большинство из нас верит, что высшее свершение на духовном пути обретается лишь после того, как завершится эта жизнь. Мы привязаны к своему нечистому окружению и телу, а потому нам тре­буется умереть, чтобы достичь полного успеха. Только после смерти мы достигнем состояния бо -жества или просветления. Поэтому лучшее, что мы можем сделать в жизни, — это готовиться к смер­ти: ведь наши теперешние поступки определят, воз­несёмся мы на небеса или будем низвергнуты в ад. Некоторые уже утратили надежду. Им кажется,

- 128-


что они по сути своей люди греховные или злые и не заслуживают того, чтобы попасть в рай, — им уготована дорога в преисподнюю. Точно так же многие буддисты умом понимают, что каждое жи­вое существо обладает одинаковым потенциалом, или внутренней сущностной природой, аналогич­ной природе Гаутамы Будды, но на эмоциональ­ном уровне им кажется, что им недостаёт качеств или способностей, необходимых для того, чтобы получить доступ к золотым вратам просветления. По крайней мере не в этой жизни.

Для Сиддхартхи состояние конечного упокое­ния, небеса это или нирвана, — вовсе не какое-то место или удел: это избавление от смирительной рубашки заблуждения. Если вы всё же потребуете, чтобы вам указали физическое место, то им может оказаться именно то место, где вы сидите сейчас. Для Сиддхархти это было то самое место на плос­ком камне и охапке травы куша под деревом бодхи в нынешнем индийском штате Бихар. Каждый мо­жет посетить это физическое место даже сегодня. Та версия свободы, которой придерживался Сид-дхартха, не исключительна. Она достижима в этой жизни и зависит от отваги, мудрости и усердия са­мого человека. Нет никого, кто не обладал бы этим потенциалом, включая даже тех существ, которые томятся в адских мирах.

Счастье не было целью Сиддхартхи. Его путь в конечном счёте ведёт не к «счастью» в нашем по­нимании этого слова. Это прямая дорога к свобо­де от страдания, свободе от иллюзии и заблужде­ния. Так что нирвана — это не счастье и не несча­стье. Она выходит за пределы любых двойственных понятий, подобных этим. Нирвана — это покой.

5 Отчего вы не буддист - 129-


Сиддхартха учил Дхарме с той целью, чтобы пол­ностью освободить таких людей, как Джек, кото­рый панически боится змей и из-за этого вынуж­ден страдать. Это значит, что дело вовсе не в том, чтобы Джек испытал облегчение, поняв, что змея ему не угрожает. Он должен понять, что с самого начала никакой змеи не было, а был только гал­стук от Джорджио Армани. Иными словами, цель Сиддхартхи в том, чтобы избавить Джека от стра­даний и затем помочь ему понять, что с самого на­чала не было никакого независимо существующего страдания.

Мы могли бы сказать, что одно лишь понима­ние истины влечёт за собой достижение просвет­ления. Возможность нашего продвижения по сту­пеням пути к просветлению, называемым уровня­ми бодхисаттвы, зависит именно от степени нашего понимания истины. Если в театре ребёнок испу­гался страшного чудовища, то страх может прой­ти, если малыша познакомить с актёром, снявшим костюм за кулисами. Точно так же вы освобожда­етесь в той мере, в какой способны видеть подо­плёку всех явлений и понимать истину. Даже если актёр снимает лишь маску, страх значительно уменьшается. Аналогично если человек понимает истину только частично, он достигает соответствую -щего освобождения.

Скульптор может изваять из мрамора прекрас­ную женщину, но ему следует поостеречься и не воспылать страстью к своему творению. Как Пиг­малион создал статую Галатеи, так и мы сами со­здаём и своих друзей и врагов, но в процессе забы­ваем об этом. Из-за того, что нам недостаёт осоз­нанности, наши творения превращаются в нечто

- 130-


осязаемое и реальное, и мы запутываемся ещё больше. Если же вы в полной мере поймёте, и не только умом, что всё — лишь ваше творение, вы освободитесь.

Хотя счастье считается не более чем концепци­ей, неким умозрительным представлением, тем не менее в буддийских текстах для описания просвет­ления используются такие термины, как «великое блаженство». Нирвану и в самом деле можно по­нимать как радостное состояние, потому что сво­бода от заблуждения и неведения, счастья и несча­стья — это блаженство. Видеть, что источник заб­луждения и неведения, например змея, никогда не существовал, — это ещё лучше. Вы ощущаете ог­ромное облегчение, когда пробуждаетесь от страш­ного сна, но подлинным блаженством было бы, если бы этот кошмар вам никогда и не снился. В этом смысле блаженство — не то же самое, что сча­стье. Сиддхартха обращал особое внимание своих слушателей на тщетность поисков покоя и счастья в этом мире или в загробном, если они искренне хотят освободиться от сансары.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.