Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика игр с правилами.






Игры с правилами в противовес творческим иногда называют закрытыми, поскольку возможности дошкольника модифицировать такие игры ограничены Большинство из этих игр разрабатывается взрослыми.

Подвижные игры дошкольников часто называют \" школой произвольности\" Они привлекают детей своим динамизмом, возможностью физической активности, одновременно оказывают важное влияние на развитие их психики и личности. Подвижные игры относятся к группе игр по правилам, их компонентами выступают игровые действия, определенное оборудование (мяч, обруч, флажок и т.д.), роли и сюжет С такими играми детей знакомят взрослые Впоследствии дети хорошо усвоив правила, по собственной инициативе разыгрывают их Правила составляют важное условие проведения подвижных игр, благодаря которой от ребенка требуется соответствующая регуляция своего поведения в приобретении навыков саморегуляции становится основой для развития у ребенка произвольности как черты его личности Например, в игре \" Волк и козлята\" нужно внимательно следить за поведением и намерениями \" волка\", а кто этого не умеет - попадет в его лапы.

Подвижные игры оказывают развивающий влияние и на другие стороны психики и личности ребенка В их процессе формируются важные интеллектуальные качества: наблюдательность, внимательность, воображение, память Снижение внимания ведет к проигрышу Ребенок должен заранее представлять действия партнеров по игре, чтобы вовремя \" спрятаться\", \" замереть\" и т.д. В течение игры нужно помнить ее правила В подвижных играх происходит совместная декабря а детей, благодаря чему возникают мотивы соревнования, соперничества, стремление к лучшим результатам Дети учатся играть в команде, то есть учитывать действия своих товарищей, их успехи и ошибки, помогать им, радоваться их успеху, переживать гордость за достигнутые результаты.

Дидактические (обучающие) игры позволяют приблизить процесс обучения к возрастных особенностей дошкольника В них тесно переплетаются игровая и учебная цели, сочетается игровая и познавательная мотивация Ребенок переживает интерес в процессе таких игр Так, как и обучение, дидактическая игра позволяет обогатить знания детей и закрепить их в ходе выполнения различных игровых заданий Инициатива в таких играх сначала принадлежит взрослому, который разрабатывает правила, обеспечивает игровой материал, привлекает детей к игре Розыгрыш дидактических игр детьми под руководством взрослого выступает одновременно как особая форма взаимодействия взрослго и ребенка, имеет ведущее значение в умственном воспитании дошкольников Дидактические игры выступают, прежде всего, \" школой ума\", развивая интеллектуальные процессы дошкольников: способность рас снять, объединять, группировать, наблюдать.

в дидактических играх также присутствуют сюжет и роль, однако здесь они имеют второстепенное значение, выступают как необязательные компоненты На первый план выходят дидактическая и игровая задачи, правила на основе выполнения определенных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, аналогии), результат и дидактически-игровой материал.

Для взрослого, который организует дидактическую игру, главной целью выступает - учебная Для ребенка она скрывается за игровой. Ее привлекает возможность поиграть, получить удовольствие при выполнении определенных х задач, входящих в содержание игры Одновременно с возрастом дети начинают понимать обучающий эффект таких игр, их позиция в игре приобретает новый нюанс в связи со стремлением стать школьником, учиться Чем больше в дидактической игре для дошкольника выступает игровая ее сторона и чем больше обучающий эффект она обеспечивает, тем больше эта игра соответствует возрастным особенностям ребенка и тем лучше способствует обучению.

Как и любая игра, дидактическая содержит воображаемую ситуацию Овладение мнимой ситуацией дидактической игры требует от дошкольника определенных умственных усилий, связанных с требованием отгадать, вспомнить, представить, дополнить, убрать лишнее.

Правила дидактической игры составляют ее ведущий элемент, они четко объясняются ребенку перед началом игры, а также напоминаются в процессе ее выполнения Отход от правил игры делает ее или неинтересной или в превращает в другие разновидности игр Например, игра в \" Растительное лото\", предусматривает использование такого игрового материала, как специальные карточки, разделенные пополам, каждая половина содержит изображения разными х растений Дети должны составить лото, присоединяя карты половинками с изображением одинаковых растений Оговариваются требования к победителю, дети заранее знают - победит тот, кто при составлении допустит наименьшего количества ошибок Для выполнения правил игры дети должны сравнивать изображения растений между собой, искать в них общие и отличительные.

Как отмечает ГАУрунтаева [153, с 80], существуют условия, обеспечивающие соблюдение правил в дидактической игре, а именно:

- коллективная организация деятельности, игроки согласовывают свои действия и контролируют выполнение правил сверстниками;

- создание разновозрастных объединений, когда старшие дети передают свой игровой опыт младшим и выполняют роль обучающего

Сегодня появились дидактические игры на основе компьютерных программ

Среди компьютерных игр выделяют дидактические, реактивные развлекательные игры, игры-соревнования Все они, по мнению В В Безменовои, составляют группу закрытых компьютерных игр, где все компоненты закреплены достаточно жестко В открытых или креативных играх, отличаются компоненты, которые ребенок определяет сам. Это, прежде всего, цель игры Открытая игра позволяет воспроизводить и развивать образ мира ребенка, побуждает детей к общению, в н й производится высокая самооценка, рефлексивные умения Благодаря компьютеру ребенок имеет возможность видеть продукт своего воображения в игре, восстановить процесс создания игры (И О Ивакина Івакіна).

В закрытых играх ребенок активно действует наедине с компьютером, ее деятельность носит репродуктивный характер, она отстраняется от окружающих, потому что сама игра требует от нее высокого сосредоточения Такие с закрыты игры ставят перед дошкольником ряд иерархически ускладнюваних задач, решение которых обеспечивает усвоение разнообразных знаний и правил управления компьютером, способствует развитию мышления, внима ги, памяти и др., обогащает познавательный опыт ребенка путем неоднократных упражнений с четко фиксированным результатам.

Особенностями использования компьютерных игр для детей являются следующие положения:

- Компьютерные игры - средство воспитания, обучения, диагностики и психического развития детей, эффективное средство, формирования и коррекции игровой деятельности;

- Компьютерные игры наряду с традиционными играми включаются в педагогический процесс детского сада;

- В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях обычными средствами трудно или невозможно понять и усвоить;

- Компьютерные игры требуют особой организации, могут сочетаться с самостоятельными творческими играми, быть составной частью занятий

Заключение об особенностях развития игр с правилами в дошкольном возрасте:

- подвижные игры выступают \" школой произвольности\", формируют двигательные (моторные) качества, а также положительно влияют и на другие стороны психического развития ребенка (организаторские и коммуникативные умения, познавательные процессы, социальные эмоции;

- дидактическая игра организуется и создается взрослым специально в учебных целях, при этом обучение происходит на основе взаимосвязи игровой и дидактической задач;

- дидактическая игра служит средством формирования умственной деятельности ребенка;

- новый вид игр дошкольников - компьютерные, которые бывают открытыми и закрытыми, они открывают новые возможности в развитии дошкольника






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.