Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация как система. Законы и принципы функционирования организации.






У теории систем технико-математическое происхождение. Приверженцы системного подхода смотрят на организацию как на сложную систему, состоящую из подсистем, которые в свою очередь представляют собой также сложные системы. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход- особый способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход - методология исследования объектов как систем.

Система- это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система организации состоит из двух составляющих: внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; внутренняя структура - совокупность, взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы. Внутренняя структура социально-экономической системы состоит из подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечи­вающей, управляемой и управляющей подсистем. Системы делят на два основных типа: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. От взаимодействия подсистем возникает полезный синергетический эффект. В организации подсистемы - это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации. Системная оптимизация- изменение параметров управляемой системы (предприятия), приближающее множество Парето к множеству желаемых состояний предприятия. Системная оптимизация также - планирование, включающее в себя модификацию подсистем с целью лучшего достижения поставленных целей.

Системами, состоящими из комплекса взаимосвязанных объектов, являются: народное хозяйство, отрасль промышленности, предприятие, цех, участок.

Все организации являются системами. Как единую систему, можно рассматривать всю деятельность предприятия, которая состоит из сети подчиненных, менее сложных систем.

Теория систем объясняет, почему ни одна из школ управления, несмотря на многие достоинства, не смогла обосновать полностью успешное управление организа­циями. Каждая из школ обращала внимание на одну из подсистем организации, совершенно правильно разраба­тывала законы ее развития, но не обращала внимания ни на остальные подсистемы предприятия, ни на их взаимо­связанность. Поведенческая школа занималась социаль­ной подсистемой, школы научного управления - техниче­скими, ни одно из научных направлений не изучало воз­действие среды на организацию. Вместе с тем сложными системами являются и комплексы функций, виды дея­тельности, осуществляемые на предприятиях.

Организационные системы можно разделить на закрытые и открытые:

Закрытая организационная система—это та система, которая не имеет связи со своей внешней средой, т.е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами, например, натуральное хозяйство.

Открытая организационная система имеет связи с внешней средой.

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность. Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами ев внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

Теория систем в менеджменте соприкасается с анализом, проектированием и функци­онированием самостоятельных хозяйственных подразделений.

Любое предприятие функционирует внутри более крупной системы: внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. -

Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.