Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые системы Закавказья






Право, действовавшее на территории Закавказья, развивалось как в результате внутренних социальных процессов, так и под воздействием тех правовых систем, которые приносили с собой многочисленные завоеватели. Следует отметить достаточно высокий уровень правовой мысли, отраженный в произведениях выдающихся мыслителей Грузии, Азербайджана и Армении.

Источниками права в Закавказье служили обычаи, законодательные акты царей, а также договоры между ними. Источниками канонического права выступали акты, воспринятые из Византии (например, Номоканон), а также акты местных церковных властей. Известны грузинские законы Беки и Акбуги, армянские судебники Давида Вардапета, Мхитара Гоша и Смбата Спарапета. В VIII в. проводилась кодификация христианского канонического права, в результате которой была создана “Книга законов”.

В отличие от Грузии и Армении в Азербайджане сложилась правовая система, основанная на шариате. Среди источников мусульманского права Азербайджана следует отметить Коран, Сунну (“Священное предание”, составленное из дополнительных хадисов, т. е. изречений Мухамеда), Иджму (согласованное мнение авторитетных богословов), Кияс (суждение по аналогии).

Все названные и другие источники дают определенное представление о гражданском, семейном, уголовном и процессуальном праве, действовавшем в Закавказье в данный период.

Гражданское право характеризуется серьезным развитием его основных институтов. В качестве субъектов права оно знает не только физических, но и юридических лиц. И в христианском и в мусульманском праве широко трактуются вопросы собственности, в особенности относящиеся к феодальному землевладению, формы которого различались в христианском и мусульманском мире. Субъектами земельной собственности выступали как светские, так и духовные феодалы. Как это и свойственно феодализму, существовало условное землевладение. Правовой статус земель зависел и от источника его возникновения: пожалование, купля и пр. Наконец, статус землевладения зависел даже от того, кто был наследодателем — отец или мать собственника.

Источниками обязательств служили как договоры, так и деликты. Среди договоров известны купля-продажа, дарение, заем, поклажа, личный наем, аренда, товарищество, ссуда, мена и т. д. Договоры заключались в устной и письменной форме. Феодальное право закавказских государств устанавливало наследование как по закону, так и по завещанию. Завещание оформлялось письменно в присутствии свидетелей. Обязательства из деликтов (как имущественные, так и неимущественные) вызывали обязанность возмещения правонарушителем причиненного ущерба.

Семейное право в наибольшей степени зависело от принадлежности человека к той или иной религии, церкви. Тем не менее и светская власть вносила определенные новеллы в эту отрасль права. Так, в XII в. Давид Строитель на соборе светских и духовных феодалов добился принятия специального постановления по вопросам семьи. Уложение собора 1103 г. строго определило в Грузии брачный возраст для девушек вместо 8 лет — 12.

Нормы брачно-семейного права Армении предусматривали брачный возраст для жениха 14 лет, а для невесты — 13 лет. Кроме того, для заключения брака необходимыми становились согласие сторон, одинаковая сословная принадлежность и т. д. Жених обязывался принести родителям невесты свадебный залог, в свою очередь он получал от семьи невесты приданое (движимое или недвижимое имущество). Главой семьи являлся муж. По мусульманскому праву разрешалось многоженство.

Уголовное право закавказских государств характеризуется достаточной для своего времени разработанностью основных понятий Общей части (вина, соучастие, смягчающие и отягчающие обстоятельства и пр.).

Преступление определяется как противозаконное, опасное для государства и царской семьи действие, поэтому целью наказания является устрашение и возмездие за содеянное. Законом запрещается кровная месть, наказание применяется лишь государством.

Самым тяжким считается преступление против государства и религии (убийство, а также физическое и словесное оскорбление царя и членов его семьи, государственная измена, ограбление церкви и т. д.). Нормы уголовного права защищали экономическое устройство феодального общества. Строго крались преступления, направленные против феодальной собственности (кража, поджог, потрава, разбой и т. д.). В законодательных актах предусмотрены и другие виды преступления, в частности преступление против личности (убийство, ранение, оскорбление, половые преступления и т. д.).

Существовали следующие виды наказания: смертная казнь (повешение, обезглавливание, сожжение и др.), телесные наказания (бичевание, отсечение отдельных частей тела, кастрация, выжигание глаз и др.), имущественные наказания (штраф, конфискация имущества и др.), церковные наказания (проклятие, церковное покаяние и др.), тюремное заключение и т. д.

Процессуальное право не знало еще разграничения между уголовным и гражданским процессом. Однако существовали уже две основные формы процесса — состязательный и инквизиционный. При рассмотрении уголовных дел преобладали инквизиционные элементы. Царь Грузии Георгий III в 1170 г. с целью эффективного преследования воров и их наказания учредил специальное следственно-розыскное учреждение, которое не только вело следствие по делам о воровстве, но и по своему усмотрению применяло наказание в отношении задержанных воров. Основными судебными доказательствами служили: показание свидетелей, письменные документы, присяга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.