Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения языкам с применением персонального компьютера






Широкое использование компьютеров в различных аспектах деятельности человека не обошло стороной проблему обучения человека языкам. Уже сейчас создано большое число компьютерных программ обучения ИЯ. Сложность задачи обучения языкам объясняется тем, что любое обучение – задача комплексная, требующая учета данных психологии, педагогики, методики, особых свойств изучаемого предмета. По существу, каждая обучающая программа – это сложная система искусственного интеллекта.

С точки зрения принципов восприятия информации при обучении с помощью компьютера выделяют, как правило, два теоретических подхода: бихевиористский и когнитивно-интеллектуальный.

Бихевиористский подход связан с постулатом «чем чаще употреблено слово, тем лучше оно запоминается» и основан на жесткой формуле «стимул – реакция». В рамках данного подхода различают следующие методы автоматизированного обучения: 1) программирование учебной деятельности обучаемого; 2) тестирование; 3) информирование.

Первый из этих методов обучения характерен тем, что управляющие воздействия на обучаемого полностью определяются обучающей программой. В такой программе каждому обучаемому в зависимости от его уровня знаний полностью задается последовательность учебных или контрольных заданий.

При тестировании компьютер по специальным программам выявляет индивидуальные профессиональные и психологические характеристики обучаемых и достигнутые ими уровни знаний. При этом обучаемый лишь отвечает на вопросы, но оценку за знания не получает.

Суть метода информирования заключается в том, что в память компьютера помещаются некоторые справочно-информационные данные (грамматический справочник, орфографический словарь, двуязычный словарь и т.п.), которые обучаемый может использовать при подготовке к занятиям или непосредственно в процессе занятий.

К сожалению, бихевиористский подход не может преодолеть механистичность обучения и отсутствие развития когнитивных (мыслительных) способностей обучаемых, которым отводилась пассивная роль объекта, а не творческая роль субъекта обучения.

При когнитивно-интеллектуальном подходе у обучаемого активизируются познавательные функции. Для успешной реализации такого подхода в памяти компьютера создается универсальная учебная среда, включающая различные грамматические справочники, словари, спеллеры, другие вспомогательные материалы. Суть процесса моделирования учебной среды сводится, к тому, что обучаемый может выбирать учебные задания лишь из некоторого конечного множества заданий, включенного в универсальную учебную среду.

Однако метод свободного обучения дает обучаемому возможность самому выбрать тематику обучения и способ работы с компьютером. Так, например, при обучении ИЯ можно дать задание компьютеру выступить в роли продавца в магазине, где обучаемый, ведя диалог с продавцом, хочет купить некоторую вещь. При этом обучающая программа может корректировать действия обучаемого или после каждого его шага принятия решения, либо она может комментировать его действия после окончательного завершения всей программы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.