Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностные ориентиры современного начального образования.






Тема 4-5. Аксиологические основы методики начального обучения русскому (родному) языку.

План: 1. Ценностные ориентиры современного начального образования.

2. Реализация аксиологического подхода в теории и практике начального языкового образования.

3. «Ценность» как центральное понятие аксиологического подхода к содержанию образования.

 

Ценностные ориентиры современного начального образования.

«Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства, - отмечается в Фундаментальном ядре содержания общего образования, - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенции, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей» [353, с. 9]. Именно ценности, подчеркивается в Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, «определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника» [265, с. 20].

Согласно этим положениям в новых федеральных государственных образовательных стандартах в контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода к содержанию образования, развития, воспитания и социализации учащихся были определены основные задачи, направления и базовые ориентиры [132, c. 6-7] развития системы образования, на основании которых в рамках аксиологического (ценностного) принципа организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся [265, с. 20] сформу­лированы «ценностные ориентиры начального образования», конкретизирующие общие образовательные установки:

· формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

· формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря к знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

· развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и само­воспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей» [132, c. 7-8].

Безусловный приоритет ценностно-нормативного (духовно-нравственного) ядра содержания современного российского образования [99, с. 6, 15] определил в новых федеральных государственных образовательных стандартах наличие многочисленной лексики аксиологического содержания, среди которой выделяются: ценностно-нормативная основа, ценностно-смысловая сфера личности, эмоционально-ценностное развитие, единообразие ценностей, базовый ценностный консенсус [99, с. 5, 6, 9, 19], ценностные установки, эмо­ционально-ценностное отношение [253, с. 7, 22] и др. Кроме того, в анализируемых документах государственного образца разграничиваются ценности: базовые, базовые националь­ные, духовно-нравственные, знания, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, личности, мирового сообщества, моральные, национальные, нравственные, общечеловеческие, общенациональные, основные моральные, различных социальных групп и общества в целом, религии, рели­гиозной жизни человека, российской гражданской нации, самобытных культур, семейной жизни, системообразующая, Учителя [99, c. 5, 6, 8, 11, 15, 16, 18, 20, 22], иных культур, коллектива, отечественной и мировой культуры, школы [132, c. 6, 8], других людей (ближних), семьи, общества, общие, общие национальные духовные и нравственные, социальные, человеческой жизни [353, с. 9, 10] и др. Несмотря на многочисленную терминологию аксиологического характера, а также разнообразные системы ценно­стей, представленные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, вновь, как и с термином «культура», обращает на себя внимание отсутствие (неопределенность) в глоссариях «фундаментальных социальных и педагогических понятий» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [99, с. 7-9] и «используемых понятий, обозначений и сокращений» Основной образовательной программы образовательного учреждения [265, c. 178-181] категории «ценность», определяющей «основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника» [265, с. 20].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.