Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация культурологического подхода в теории и практике начального языкового образования.






Среди теоретических основ начального обучения русскому языку в логике культурологического (культурно-исторического) подхода в современной научной мысли широко представлены: методологические принципы культурно-исторического подхода (Т.А. Байкова, Е.Р. Ерышева, М.А. Каленчук, Н.М. Лаврова, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова[3]; Л.Ф. Климанова[4]), культурно-исторический компонент содержания лингвистического образования в начальной школе (М.Л. Кусова[5]), концепция начального языкового образования (Р.Н. Бунеев[6], Е.В. Бунеева[7], А.А. Леонтьев[8]), формирование письменной речи младших школьников на ранних этапах обучения в парадигме Школы диалога культур (Л.А. Месеняшина, Р.С. Панова[9]) и др.

Так, согласно концепции начального языкового образования А.А. Леонтьева, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, результатом обучения русскому языку должно стать становление функционально грамотной языковой личности младшего школьника, которое обеспечивается созданием и внедрением в школьную практику учебников по русскому языку, способствующих целостному развитию и саморазвитию лично­сти учащегося. Принципиально важным, на наш взгляд, является включение в разработанную концепцию системообразующего методического принципа организации начального языкового образования – принципа целостности, под которыми понимается комплексное обеспечение основных линий развития учащихся средствами предмета Русский язык, а именно:

1. Овладение грамотой(навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как «функциональная грамотность».

2. Расширение активного и пассивного, включая сюда и потенциальный, словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю – одним словом, дальнейшее овладение самим родным языком.

3. Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (имеются в виду продуктивные навыки).

4. Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими «технологическими» компонентами письма.

5. Овладение рецептивными навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, вообще умениями ориентировки в тексте.

6. Систематизация языковых, прежде всего грамматических, знаний о родном языке с целью обеспечения ориентировки в системе языка, необходимой для формирования продуктивных и рецептивных речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

7. Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка, его неразрывной связи с историей, духовной культурой и менталитетом русского народа. Сюда относится и информация социолингвистического и вообще внешнелингвистического характера об истории русского языка и его месте среди других языков России.

8. Формирование у учащихся «общелингвистической компетенции» в отличие от «конкретно-языковой компетенции», что необходимо как для обеспечения владения иностранным языком, так и для овладения другими школьными предметами.

9. Формирование у учащихся языкового чутья (языковой интуиции, языкового сознания).

Практическое воплощение культурологического (культурно-исторического) подхода к начальному обучению русскому (родному) языку основывается на рассмотрении языка как духовно-нравственного развития младших школьников (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук, О.Л. Соболева), как части общей (С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко), национальной (Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина), духовной, русской национальной (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; Е.Н. Леонович, М.Р. Львов) культуры, живого средоточия духовного богатства народа, создающего язык (Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова), «актуальных реалий русского этноса», культуре русского народа в русском языке (Е.А. Быстрова, Л.А. Вохмянина, Л.А. Ефросинина, Л.М. Зеленина, Т.В. Игнатьева, И.В. Корнута, Т.С. Кудрявцева, Н.М. Шанский), истории языка, культуре русского и других народов (Т.Г. Рамзаева) и др.

Вместе с тем, отмечая безусловную значимость понятия «культура» «для развития системы образования», а также множественность определений данной категории в отечественной научной литературе, Л.Ф. Климанова выделяет «два основных определения» анализируемого термина:

«Культура в узком значении, - отмечает автор, - совокупность всех видов искусства; представление о ценностях и идеалах, которые одухотворяют жизнь и придают ей ценностно-мировоззренческую направленность.

Тем не менее, представленные выше истолкования культуры не раскрывают ее природы (сущности) как базовой категории культурологического подхода к содержанию образования, вытекающего «из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского» и «лежащего в основе разработки современных стандартов школьного образования», представляемого как «институт социализации личности» [10]. Связь культурологического подхода в концепции новых федеральных государственных образовательных стандартов с процессом социализации обучающихся в том числе и средствами русского (родного) языка требует осмысления языка как носителя культурных ценностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.