Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие кризиса в социально-экономическом развитии






КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине

" Антикризисное управление"

 

Авторы: Бабушкина Е.А., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л.С.

Оглавление

 

Лекция № 1. Кризисы в тенденциях макро– и микроразвития. 4

1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. 4

2. Причины и последствия возникновения кризисов. 5

3. Разновидности кризисов. 5

4. Признаки кризиса. 8

5. Сущность и закономерности экономических кризисов. 9

6. Причины экономических кризисов. 11

7. Фазы цикла и виды экономических кризисов. 13

8. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление. 15

9. Кризисы в развитии организации. 19

Лекция № 2. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления. 23

1. Необходимость и возможность антикризисного управления. 23

2. Признаки и особенности антикризисного управления. 24

3. Эффективность антикризисного управления. 25

4. Понятие технологии антикризисного управления. 27

5. Общая схема механизма управления в кризисной ситуации. 27

6. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении. 29

7. Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления. 32

8. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации. 34

9. Роль государства в антикризисном управлении. 35

10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 37

Лекция № 3. Банкротство предприятий. 44

1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия. 44

2. Роль и деятельность арбитражного суда. 46

3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур. 48

4. Ликвидация предприятий. 51

5. Основные параметры диагностирования банкротства. 52

6. Этапы диагностики кризиса. 55

7. Информация в диагностике. 57

8. Особенности банкротства кредитных организаций. 59

Лекция № 4. Стратегия и тактика антикризисного управления. 62

1. Роль стратегии в антикризисном управлении. 62

2. Разработка антикризисной стратегии в организации. 64

3. Реализация выбранной антикризисной стратегии. 66

4. Организация осуществления антикризисной стратегии. 68

5. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении. 69

6. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация 71

7. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении. 73

8. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса 76

9. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда. 78

10. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер. 80

Лекция № 5. Ключевые факторы антикризисного управления. 82

1. Природа и классификация управленческих рисков. 82

2. Антикризисное управление риском.. 84

3. Методы оценки инвестиционного риска. 86

4. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении. 88

5. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов 90

6. Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий. 92

7. Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления. 98

8. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении. 101

9. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса. 104

Лекция № 6. Человеческий фактор антикризисного управления. 107

1. Характеристики управления персоналом кризисного предприятия. 107

2. Система антикризисного управления персоналом.. 111

3. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии. 113

4. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия. 116

5. Стратегия поведения антикризисного управляющего. 118

6. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления. 120

7. Социальное партнерство в антикризисном управлении. 124

8. Ведение переговоров с профсоюзами. 128

9. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса. 131

10. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии. 133

11. Антикризисное управление конфликтами. 136

Лекция № 1. Кризисы в тенденциях макро– и микроразвития

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления. Эти проблемы якобы не являются следствием кризиса развития, не вызваны объективными тенденциями. Если подобным образом рассматривать развитие фирмы, то нет необходимости прогнозирования возможности кризиса. Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

На проблему кризиса можно взглянуть с позиции теории цикличности. Для любой социально-экономической системы, будь то общественная формация, фирма или предприятие, характерны два фактора своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, подразумевающий определенность и закономерность наступления и завершения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и является его базисом, развитие прерывает различные процессы функционирования, но формирует предпосылки для его осуществления на новом качественном уровне. И возникает циклическое развитие, которое предполагает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы.

Кризисы могут возникать и в самих процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.).

Таким образом, кризис – это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.