Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические циклы двигателей внутреннего сгорания






Исследование этих циклов занимает в теории двигателей важное ме­сто, что объясняется простотой их расчетов, наглядностью изображения в р-v - координатах и достаточной близостью их процессов к процессам дей­ствительных циклов.

При рассмотрении термодинамических циклов поршневых двигате­лей делаются следующие допущения:

1. Масса рабочего тела одинаковая во всех процессах.

2. Теплоемкость рабочего тела (газа) на протяжении всего цикла принимается постоянной, не зависящей от температуры и состава смеси газов.

3. Процесс сгорания топлива в цилиндре заменен мгновенным подводом теплоты от постороннего горячего источника.

4. Процесс выпуска отработавших газов заменен мгновенным изохорным отводом тепло­ты в холодный источник при постоянном объеме.

5. Процессы сжатия и расширения рабочего тела считают адиабат­ными.

6. Рабочим телом является идеальный газ.

7. Процессы подвода и отвода теплоты начинаются при достижении поршня в.м.т. и н.м.т. соответственно.

Существующие теоретические циклы д.в.с. различаются между собой по характеру процессов подвода теплоты и отдачи ее холод­ному источнику.

Рассмотрим основные теоретические циклы:

1. Цикл с подводом теплоты при постоянном объеме (быстрого сгорания).

2. Цикл с подводом теплоты при постоянном объеме.

3. Цикл с подводом части теплоты при постоянном объеме и части теплоты при постоянном давлении. Такой цикл называется смешанным.

Отвод теплоты у этих циклов осуществляется при по­стоянном объеме.

Термодинамический расчёт любого теплового двигателя включает в себя:

а) вычисление параметров рабочего тела в характерных точках цикла pk, Tk, vk;

б) вычисление удельных количеств подведенной q 1 и отведенной q 2 телоты в цикле и работы l 0 цикла;

в) вычисление термического КПД цикла h t;

г) вычисление расхода рабочего тела по заданной мощности N;

д) вычисление расхода топлива по заданной теплотворной способности топлива Q нр;

е) графическое изображение цикла в термодинамических диаграмме р-v.

Здесь под характерными точками цикла понимаются моменты начала и конца отдельных процессов изменения состояния рабочего тела в цикле.

Обычно при термодинамическом расчёте теплового двигателя считаются заданными параметры атмосферного воздуха, мощность двигателя, максимальные параметры рабочего тела, некоторые конструктивные характеристики, о которых речь будет идти ниже.

Точный термодинамический расчёт процессов изменения состояния рабочего тела в цикле и вычисление количеств теплоты и работы в цикле, строго говоря, не представляются возможными, так как эти процессы в самом общем случае сложны, необратимы, сопровождаются изменением химического состава и требуют привлечения методов химической термодинамики, неравновесной термодинамики, аэродинамики и т.д. Тем не менее, во многих случаях с достаточной для практики точностью термодинамический расчёт тепловых двигателей в первом приближении может быть проведён достаточно просто с использованием ниже перечисленных допущений, справедливость которых оправдывается приемлемой сходимостью расчётных величин с экспериментально наблюдаемыми.

Теоретический цикл двигателя с подводом теплоты при постоянном объеме (цикл Отто)

 

Это цикл четырехтактного двигателя с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием

Для двигателя, работающего по циклу Отто, допущения следующие:

а) процессы всасывания и выталкивания (см. рисунок) считаются изобарными с давлением, равным атмосферному, т.е. пренебрегается гидравлическими сопротивлениями всасывающего и выхлопного трактов;

б) процессы сжатия и рабочего хода (расширения) считаются обратимыми адиабатическими;

в) процессы подвода тепла (взрыв) и отвода тепла (выхлоп) считаются изохорными; г) рабочее тело считается идеальным газом, обладающим свойствами воздуха с постоянными теплофизическими характеристиками, что объясняется сравнительно малым (менее 5%) количеством подаваемого топлива в цикле по сравнению со всасываемым воздухом.

Таким образом, идеальный термодинамический цикл Отто состоит (см. рисунок) из адиабатного процесса сжатия: 1®2, изохорного ввода теплоты Q 1: 1®3, адиабатического расширения газов: 3®4 и изохорического отвода теплоты Q 2: 4®1.

Цикл характеризуется степенью сжатия ε = V 2/ V 1 и степенью повышения давления λ = р32.

Определим термический КПД этого цикла, полагая, что теплоемкость (c v) и показатель адиабаты (k) постоянны.

Количество подведенной теплоты в процессе 2-3 определяется

 

Q 1 = c v M (T 3 - T 2),

 

а отведенная теплота в процессе 4-1

 

Q 2 = c v M (T 3T 2).

Тогда

(а)

Выразим Т 2, Т 3, Т 4 через Т 1, ε и λ.

Для адиабатного процесса 1-2

 

 

Из уравнения изохорного процесса 2-3

Используя уравнение адиабатного процесса 3-4, получим

Для расчета параметров рабочего тела в характерных точках цикла Отто удобно использовать таблицу

 

Пара-метры Характерные точки цикла
       
p p 1 p 2 = p 1ek p 3 = p 2l = p 1ekl
T T 1 T 2 = T 1 e k-1 T 3 = T 2 l = T 1 e k-1l
V V 3 = V 2 V 4 = V 1

 

Подставляя найденные значения температур в уравнение (а), получаем

 

Из уравнения следует, что термический КПД цикла с подводом тепла при V = const зависит от степени сжатия и показателя адиабаты. С ростом ε и k η t увеличивается. В таблице приведены величины термиче­ского КПД цикла при различных значениях ε и k.

 

Параметры Термический КПД в зависимости от степени сжатия
ε              
η t k =1, 35 0, 320 0, 383 0, 425 0, 465 0, 494 0, 517 0, 552
k =1, 4 0, 360 0, 430 0, 475 0, 515 0, 550 0, 570 0, 615

 

Для бензиновых двигателей степень сжатия ограничивается опасно­стью преждевременного самовоспламенения горючей смеси и определяет­ся в основном октановым числом. Ориентировочные значения степени сжатия для двигателей с искровым зажиганием в зависимости от октано­вого числа бензина даны в табл.ниже.

Параметры Изменение степени сжатия в зависимости от октанового числа
Октановое число, ОЧ 66-72 72-76 76-78 82-90 90-100

Для упрощения расчётов и углубления понимания физики протекающих в двигателе процессов вводят понятие так называемого среднего давления цикла р 0

Среднее давление цикла определяется по формуле:

 

р 0= L 0/ Vh.

Очевидно, что произведение среднего индикаторного давления и рабочего объёма цилиндра двигателя, т.е. объёма, «обметаемого» поршнем в цилиндре, будет представлять собой работу цикла.

Работа в данном цикле совершается лишь в адиабатических процессах: 1®2- сжатие (работа L 1®2) и 3®4 -расширение (работа L 3®4 ). Поэтому L 0= L 3®4 + L 1®2.

Величины работ выразятся уравнением:

 

; .

 

После подстановок и преобразований получим следующее расчетное уравнение

.

Теоретический цикл двигателя с подводом теплоты при постоянном давлении. Цикл Дизеля

 

В двигателе, работающем по циклу Дизеля, в цилиндр поступает, а затем сжимается не горючая смесь, а чистый воздух, что позволяет значительно повысить степень сжатия без опасности самовоспламенения.

В данном цикле поршень, совершая первый такт, сжимает воздух до достаточно высоких давлений (30 - 40 . 105 Па) Растет температура, применяются также более высокие степени сжатия (14-22). При приближении поршня к ВМТ в верхний объем цилиндра над поршнем впрыскивается под значительным давлением топливо. Физические показатели процесса в этот момент таковы, что топливо самовоспламеняется. Так как топливо постепенно поступает через форсунку, то резкого повышения давления не наблюдается и поэтому можно считать, что тепло (Q н) поступает в процесс при постоянстве давления. Таким образом, в начале второго такта выполняется изобарный процесс (2®3, см. рисунок).

Дальнейшее расширение продуктов сгорания происходит по адиабате 3®4. В состоянии, соответствующем точке 4, открывается выпускной клапан цилиндра, дав­ление в цилиндре снижается до атмосферного (по изохоре 4®1), и затем продукты сгорания выталкивается из цилиндра в атмосферу. Характери­стиками цикла являются степень сжатия ε = V 2/ V 1 и степень предварительного расширения ρ = V 3/ V 2.

 

Определим термический КПД цикла.

Количество изобарно подведенной теплоты будет

 

Q 1 = c р М (T 3 - T 2),

 

а количество отведенной теплоты равно

 

q 2 = сv М (T 4T 1),

 

Подставим значения Q 1 и q 2 в формулу для η t, получим

 

 

Выразим T2, T3 и T4 через Т1, ε и ρ. Из уравнения адиабаты 1-2

 

 

Для изобары 2-3

 

 

Из уравнения адиабаты 3-4

 

или

 

Расчёт параметров рабочего тела в характерных точках цикла дизельного двигателя приведен в таблице

 

Пара-метры Характерные точки цикла
       
p p 1 p 2 = p 1ek p 3 = p 2 = p 1ek
T T 1 T 2 = T 1ek-1 T 3 = T 2 r = T 1ek-1r
V V 3 = V 2r V 4 = V 1

 

Подставляя полученные значения температур в уравнение для термического КПД цикла, получаем

 

 

Из уравнения следует, что η t = f(ρ, ε, k). С увеличением ε и k, η t увеличивается, а с увеличением ρ - уменьшается.

Величины термического КПД цикла при различных значениях ε и ρ, при k = 1, 35 приведены в таблице. Здесь же приводятся значения температур, достигаемых в конце процесса сжатия, величина которых объясняет процесс самовоспламенения топлива.

Параметры Термический КПД и температура в конце процесса сжатия в зависимости от ε и ρ
ε          
η t ρ =1, 5 0, 52 0, 54 0, 57 0, 59 0, 62
ρ =2, 5 0, 46 0, 49 0, 52 0, 54 0, 57
Т, К          

 

Среднее давление цикла найдем, определив все работы цикла: работу изобарического расширения L 2®3 = (М/ m) R (Т 3 - Т 2); работу адиабатического расширения L 3®4 = (М /μ)(k - 1)-1 R (Т 3 - Т 4); работу адиабатического сжатия L 1®2 = (М /μ)(k - 1)-1 R (Т 2 - Т 1). Полная работа цикла определится алгебраической суммой L 0 = L 2®3 + L 3®4 + L 2®1. После подстановки в эту сумму слагаемых и преобразований получим вначале:

 

.

Затем, определяем среднее давление цикла (р 0 = L0 / Vh). Для этого выражаем величину Vh через V 1: Vh = V 1 (1 - 1/e), а затем вводим р 1 = (М /μ) 1 V 1-1. В итоге получим выражение:

 

.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.