Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Латинский язык






Анатомическая номенклатура,
фармацевтическая терминология и рецептура, клиническая терминология

 

Учебно-методическое пособие

для студентов лечебного, педиатрического,
медико-психологического и медико-диагностического
факультетов

 

 

2-е издание

 

 

Гродно

ГрГМУ


УДК 811.124: 616(014)(075.8)

ББК 81.2 Латин – 923 + 52.5

Л12

 

Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» (протокол № 6 от 22.05.2008).

 

 

Авторы: зав. каф. иностранных языков, доц., канд. филол. наук
Д.К. Кондратьев;
ст. препод. каф. иностранных языков О.С. Заборовская;

ст. препод. каф. иностранных языков Е.Н.Хомич;

ст. препод. каф. иностранных языков М.В.Бавтрушева;

зав. каф. фармакологии, проф., д-р мед. наук М.И. Бушма;

ст. препод. каф. иностранных языков О.Е. Вылегжанина.

Под общей редакцией зав. кафедрой иностранных языков, канд. филол.
наук, доц. Д.К.Кондратьева.

 

Рецензенты: зав. каф. классической филологии УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», доц. В.М. Волощук;

доц. каф. русского и белорусского языков УО «ГрГМУ»
Н.А. Мишонкова.

 

 

Л12 Латинский язык. Анатомическая номенклатура, фармацевтическая терминология и рецептура, клиническая терминология: учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов / Д.К. Кондратьев [и др.]; под общ. ред. Д.К. Кондратьева – 2-е изд. – Гродно: ГрГМУ, 2009. – 416 с. ISBN 978-985-496-539-0

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагности-ческого факультетов медицинских вузов, изучающих дисциплину «Латинский язык». Цель пособия – заложить основы терминологической компетентности специалиста-медика, способного при изучении медицинских дисциплин, а также в своей практической и научной деятельности сознательно и грамотно пользоваться медицинской терминологией греко-латинского происхождения.

 

 

УДК 811.124: 616(014)(075.8)

ББК 81.2 Латин – 923 + 52.5

 

 

ISBN 978-985-496-539-0 © УО «ГрГМУ», 2009


Cодержание

  Стр.
Предисловие……………………………………………………………..  
АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА……………………  
ЗАНЯТИЕ 1. Латинский алфавит. Правила чтения …………………  
ЗАНЯТИЕ 2. Правила ударения ………………………........................  
ЗАНЯТИЕ 3. Структура анатомического термина, состоящего из существительных. Имя существительное...……………………………  
ЗАНЯТИЕ 4. Имя прилагательное. Группы прилагательных. Согласование прилагательных с существительными ………………..  
ЗАНЯТИЕ 5. Сравнительная и превосходная степени прилагательных ………………………………………………………….  
ЗАНЯТИЕ 6. Обобщение сведений об имени прилагательном. Повторение материала 3-5 занятий …………………………………….  
ЗАНЯТИЕ 7. Третье склонение существительных. Мужской род …..  
ЗАНЯТИЕ 8. Третье склонение существительных. Женский род …..  
ЗАНЯТИЕ 9. Третье склонение существительных. Средний род …..  
ЗАНЯТИЕ 10. Именительный падеж множественного числа существительных и прилагательных …………………………………...  
ЗАНЯТИЕ 11. Родительный падеж множественного числа существительных и прилагательных …………………………………..  
ЗАНЯТИЕ 12. Подготовка к итоговой контрольной работе по анатомическому циклу ………………………………………………….  
Латинско-русский словарь ……………………………………………..  
Русско-латинский словарь ………………………………………………  
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И РЕЦЕПТУРА………………………………………………………….  
ЗАНЯТИЕ 1. Введение в латинскую фармацевтическую терминологию. Правила оформления фармацевтических терминов на латинском языке……………………………………………………..  
ЗАНЯТИЕ 2. Глагольные рецептурные формулировки……………  
ЗАНЯТИЕ 3. Рецепт и правила оформления латинской части рецепта ………………………………………………………………….  
ЗАНЯТИЕ 4. Рецептурная пропись лекарственных форм в винительном падеже единственного и множественного числа ………  
ЗАНЯТИЕ 5. Латинская химическая терминология…………………..  
ЗАНЯТИЕ 6. Латинские названия солей ……………………………..  
ЗАНЯТИЕ 7. Сокращения в рецептах. Обозначение действия препаратов по длительности и интенсивности………………………...  
ЗАНЯТИЕ 8. Повторительное занятие………………………………...  
Латинско-русский учебный словарь……………………………………  
Русско-латинский учебный словарь…………………………………….  
КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ………………………  
ЗАНЯТИЕ 1. Введение в клиническую терминологию. Терминоэлементы, обозначающие патологические состояния, выделения из организма. Латинские названия болезней системы кровообращения………………………………………………………….  
ЗАНЯТИЕ 2. Терминоэлементы, обозначающие методы исследования, размер и количество. Латинские названия болезней органов дыхания…………………………………………………………  
ЗАНЯТИЕ 3. Терминоэлементы, обозначающие хирургические вмешательства и манипуляции. Латинские названия болезней органов пищеварения ………………........................................................  
ЗАНЯТИЕ 4. Терминоэлементы, обозначающие психические расстройства. Латинские названия психических расстройств ……......  
ЗАНЯТИЕ 5. Терминоэлементы, обозначающие воспаления, опухоли, болезни. Латинские названия болезней нервной системы...  
ЗАНЯТИЕ 6. Терминоэлементы, обозначающие нарушения органов чувств, речи, патологические состояния. Латинские названия травм………………………………………………………………………  
ЗАНЯТИЕ 7. Терминоэлементы, обозначающие методы лечения, патологические состояния. Латинские названия новообразований ….  
ЗАНЯТИЕ 8. Терминоэлементы, обозначающие области медицины, патологические состояния. Латинские названия медицинских процедур и манипуляций ………………………………………………..  
Латинско-русский учебный словарь……………………………………  
Русско-латинский учебный словарь………………………….................  
Студенческий гимн Gaudeamus………………………………………  
Перечень латинских выражений и крылатых фраз………………  
   
   

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Латинский язык» представляет собой самостоятельный законченный курс современной медицинской терминологии греко-латинского происхождения, являющийся неотъемлемой частью общей программы по подготовке квалифицированных врачей.

Латинский язык является международным языком медицины. Латинский и древнегреческий (в современной медицинской терминологии – в латинизированной орфографии) языки были, есть и останутся в обозримом будущем терминологической основой медицинской науки. Современная медицинская терминология – одна из самых обширных и сложных терминосистем, насчитывающая несколько сотен тысяч терминов. Она включает несколько международных номенклатур на латинском языке – анатомическую, гистологическую, эмбриологическую, микробиологическую и другие. Освоение международных латинских номенклатур – обязательный элемент обучения будущего врача. В клинической терминологии около 60 000 названий. Используя клиническую терминологию, врач употребляет до 70% терминов греко-латинского происхождения. На латинском языке составлены перечни лекарственных средств, на нем выписываются рецепты и оформляются фармацевтические термины.

Древнегреческий и латинский языки продолжают оставаться основными интернациональными источниками для образования новых терминов во всех областях медицины и биологии. Ежегодно возникает до тысячи новых медицинских терминов, большая часть из которых образована на основе латинского и древнегреческого языков.

Знание терминов греко-латинского происхождения и элементов латинской грамматики облегчает студентам чтение и понимание специальной литературы на многих иностранных языках. Термины греко-латинского происхождения составляют основу, за редким исключением, медицинского терминологического фонда современных европейских языков.

Основная цель обучения дисциплине «Латинский язык» – заложить основы терминологической компетентности специалиста-медика, способного при изучении медицинских дисциплин, а также в своей практической и научной деятельности сознательно и грамотно пользоваться медицинской терминологией греко-латинского происхождения, как в латинской, так и в русской орфографии.

В соответствии с отечественной традицией логико-дидактическая структура курса обучения дисциплине «Латинский язык» базируется на обучении по трем ведущим подсистемам медицинской терминологии: анатомо-гистологической, клинической и фармацевтической.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.