Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заговор






«Как на хлеб, на соль, на камешок отходит

да придеше здравица урусславица.

Как на хлеб, на соль, на камешок приходит,

так и на нравожденного чисторожденного

по что пришло здравице да уславица.

Атдисе, атвалиси придче да прикось,

атдиси, атвалиси озевы да оговоры,

атдися, отвалися скорби да напасти.

Поставлю я кругом тебя тын железный

от земли до неба, от востоку до запада.

Хлеб кладися на малысю, хлеб кладися урадиси».

После этого кусочек хлеба сначала клали на животик (пуповину) новорожденному, и бабка-повитуха держала его какое-то время над горячей каменкой на вытянутых руках. После этого кусочек хлеба клали на уголок каменки, чтобы банник принял заговоренный хлеб с солью в жертву и впредь охранял и оберегал новорожденного ребенка, который будет подрастать и ходить в баню правиться да мыться. Тот же ритуал повторяли и с роженицей, только кусочек хлеба клали на другой угол каменки. Затем бабка-повитуха клала три камешка из каменки в воду, в которой собиралась омыть младенца, и произносила:

«Во имя троицы небесной поднебесной, во имя батьки, сынки и духа светлого, как эти камешки спят и молчат, как эти камешки откричат, отревят побулькая на дно падая за собой потягая уроки да призоры, озеву да оговору, скорби да напасти, лихости да болести, так бы у младенца, чтоб спал да молчал, чтоб уроки да призоры погонял, чтоб вразумлял день ото дня, уваживал отца, матушку почитал, крепко накрепко к моим словам ключ и замок и булатна печать».

После этого часть воды бабка наливала на каменку и приговаривала:

«Мою я младенца в жару да в пару. Как идет из каменки жар, из дымника пар, из сеней дым, так бы исходили бы с младенца всякие скорби и болести. Паря младенца дарую живенца, мамку родимку во всея веки почитамши, батьку светлого, сильного во всеи века почитамши, отроковицу себу дороги крепкие, думы светлые, дела ладные, деньги складные».

Паря младенца, повитуха читала заговор, который благотворно повлияет на ребенка и защитит от различных бед. Например, можно использовать заговор:

«Баушка, банушка, моньюшка,

Бога парила, да и нам парку оставила.

Господи благослови.

Ручки растите, толстейте, ядренейте,

ножки ходите, свое тело носите,

язык говори, свою голову корми.

Бабушка, баномоньюшка парила и правила,

у Бога милости просила.

Перерубь седуна, будь ходуна,

банюшки поруши слушай, пар да баня да вольное дело,

банюшки да воды слушай,

отвертай ороков, причинищев, уродищев,

худых вон здых, отвертай от девок пустоволосок,

живи да толстей, да ядреней, да богатей, да успей».

В данном заговоре упоминали баню как живое существо, как олицетворение духа предка и как очища-ющее место, а также может быть используется поверье о банной бабушке — благожелательном женском банном духе в облике доброй сухонькой старушки. Иногда в этом заговоре упоминали банного дедушку. Кто же они такие? Банная бабушка — баянная бабушка, банниха, банница, байница — в русских поверьях: женский дух, обитающий в бане; добрая, миловидная старушка, покровительница знахарок и повитух, способная излечить человека от всех болезней. Она присматривает за роженицей с ребенком, когда они находятся в бане, и, как правило, доброжелательно относится к больным и слабым.

После родовой пропарки повитухи ставили кулак в область пупка рожалки и, мягко надавливая, вкручивали его в глубь тела. Это делалось для того, чтобы сократились мышцы живота, растянутые за время беременности. Кстати, после парного массажа березовым веником грудь лучше расцеживается. Для этой же цели на груди накладывали горячие аппликации из медового клевера.

По-видимому, наше древнее представление о доброжелательном банном духе в облике старушки было тесно связано с обликом бабки-повитухи, которая, скорее всего, и послужила прообразом этой доброй банной силы. Недаром появление банной бабушки непосредственно связано с родами.

Также считалось, что банная бабушка изгоняла из бани тех, кто «с огульным духом приходил да с блу-дом в баню воровски забирался». Таких она могла покалечить и отнять первородную яровую силу. Очень не любила банная бабушка запаха спиртных напитков. Именно поэтому, по славянским поверьям, в бане не разрешалось пить хмельное, чего не скажешь о современных, новорусских традициях. Естественно, что современные купчишки не знают, чем рискуют. Вот так молодой новорусский купчишка попьет-попьет, пошалит с девками в бане, а в тридцать пять лет обращается к врачам с просьбой «возродить» его половую силу.

Банник, у славян — дух, хозяин бани, именовался также баеником, байником, байнушкой, банным хо-зяином; иногда — банным нечистиком, банным анчуткой, банным шишом. Его характеризовали как злую и вредоносную силу, родственную черту. Что возможно только в том случае, когда он становился подобным черту. Но только после того, как человек преступал в бане черту дозволенного. В старину его почитали как доброго, радушного банного хозяина, подобного домовому. Сравните пословицу: «Нет злее банника, да нет его и добрее». Бытовало мнение, что банник не особенно враждебен человеку и не станет вредить хозяевам бани, если они сами не навлекут его гнев своими действиями.

Очевидно, в подобных поверьях нашло отражение двойственное отношение к самой бане: с одной сто-роны, баню считали местом очищения, а с другой — она повсеместно считалась местом недобрым, по-тому как неосвещенным. Думаю, это понятие пришло к нам вместе с христианством потому, что в бане снимались нательные кресты. Если подойти к этому разумно, париться в нательном кресте весьма проблематично, ведь крест нагревается от температуры и может оставить на теле ожоги, то становится понятным, откуда появилась эта «нечистая мистификация».

Банный дух может невзлюбить человека, если он не умеет париться, может навести всяческий паморок, угар и обморок. Согласно старинным поверьям, банник обычно бывает опасен для людей и вредит моющимся, если те нарушают определенные правила поведения в бане. Банник чаще всего нападает на людей, которые являются в баню в «неплановое» время суток. Он очень любит мыться, мыть волосы в кипятке; парится банник оставленным хозяйским веником, причем моется обычно вечером или ночью, после всех людей, обыкновенно разделявшихся на три очереди и мывшихся с пяти до семи часов. Тем же, кто приходит в баню после захода солнца, ночью или после трех смен парящихся, банник вредит: пугает, прикидываясь человеком, брызжет на них кипятком, кидается раскаленными камнями, напускает угару, кричит, стукочит и напускает истому. Поэтому старайтесь не ходить в баню в ночное время. Сегодня многие ходят туда в одиннадцать, а то и двенадцать часов ночи. В старину считалось, что именно в это время банник начинает зло творить: парить подвернувшегося человека, обдирая кожу, а если человек не успевает убежать от него, причем «умеючи» — выходя из парилки спиной, то банник может запарить его до «изболести», то есть баня принесет не облегчение, а утомление, которое можно сравнить с болезнью, и на следующий день — тяжелое пробуждение ото сна, да и день складывается совсем непросто.

Считалось, что банник может придушить человека, который моется ночью один; сперва он усыпит, а потом иссушит горячим воздухом и отнимет телесную воду, дабы неповадно было в неурочный час забираться в его «угодья». Кроме того, банник может и «заесть», «загрызть» неосторожного человека, так что тот после бани покрывается красно-синюшными пятнами, которые долго не проходят, или побить по голове — так сдавит голову, что боль просто невыносима.

Запрет мыться в бане ночью объясняли не только зловредностью банника. Вы помните, что ночью и в четвертый пар в бане собираются на посиделки и моются гости банника. Человеку в это время мыться нельзя, так как нечистики непременно навредят ему, напугают, а может быть и «притомят». Славяне верили, что поздно вечером банник пускает в гости свою бабу — баннюху и обустраивает там свою жизнь: стирает, полощется, наводит порядок. Поэтому ему не нравится, когда им мешают.

Однако нечистая сила пребывает в бане только время от времени и только тогда, когда у банника какие-либо праздничные посиделки. Банник же находится в бане постоянно, даже когда баня не протоплена. Он — полновластный ее хозяин. Одного впустит, а другого замучает, да «захудит» так, что человек вылетает из парной пулей и больше не хочет идти париться.

Согласно старинным поверьям, банник хозяйничает не только в бане, но и в других местах, где люди моются и проводят прочие гигиенические процедуры, так или иначе связанные с водой. В некоторых местностях считается, что банники могут приходить во время паренья и в большие печи, расположенные в избах. Думается, что в ванных сегодняшних многоэтажек банников нет, но на травный дух, который вы используете для ванной, может на часок заглянуть.

Банник почти всегда невидим, но его можно слышать в бане, особенно ночью. Он «шебуршится, ворочается в куче свежих неошпаренных веников, бормочет под полком за каменкой». Изредка он показывается людям, при этом принимает странный вид, например, облик человека с длинными волосами, или облик голого старика, облепленного листьями от веников, или маленького голого человечка с огромными радужными глазами, или черного мохнатого человека иногда огромного роста, который стоит в углу и, нахмурившись, смотрит на «незваных гостей». Но чаще всего банник похож на хозяина дома или кого-то из его родных и знакомых, кто больше всего нравится самому баннику. В связи с этим очень распространен сюжет о баннике, который, обернувшись знакомым или родственником, заманивает людей в баню и там сильно и зло парит, а иногда и запаривает ради веселухи. Именно поэтому наши предки, входя в баню, заговаривали шайку с водой заговорной мантрой: «Да воскресе Бог», а злые банники вторили ему: «Да растреснет лоб», после чего человек должен произнести вторую мантру: «Да расточатся врази наши», а банники в ответ заговаривают: «Да раскачаси силы наши». Считалось, что после такого обоюдного прочтения молитвенных мантр мужики и банники входили в союз, после чего банник не запарит человека.

При этом по некоторым поверьям в бане может обитать сразу несколько банников: главный и его подчиненные, например его баба и его байнушки-детушки.

Жена банника иногда называлась обдериха. В быличках и поверьях она очень напоминает банника по своему облику и действиям: как и банник, она является людям в бане, к хорошим людям относится по-хорошему, к худым — по-худому, так что может запарить до худобы.

Дети банника обычно хулиганистые и крикливые, банник подсылает их к людям, чтобы они попраказили. Поэтому опытные повитухи и родные старались ни на минуту не оставлять в бане роженицу с ребенком. Наши предки боялись, что ребенка, оставленного без присмотра, банник может подменить, положив на его место собственное дитя, подменыша, сильно отстающего в развитии. Такой ребенок либо умрет, либо превратится в банный веник или в головешку. Банник же может не только похитить настоящего ребенка, но и загубить мать. Думаю, что страшилки придумывали намеренно, чтобы за роженицей и ребенком постоянно приглядывали да присматривали; роженице же, находившейся в бане, прежде всего следовало восстанавливать силы, поэтому она имела право долго спать и, чтобы не угорела, за ней нужен был постоянный догляд.

В старину считалось, что первый раз банник появляется в бане как раз после того, как там побывает роженица, а если «в такой бане не бывало рожениц, то нет в ней и байного».

Банник требуется каждой бане для того, чтобы чужие «духи», обитающие за пределами освоенного и обжитого человеком пространства, — лешие, водяные, упыри, нежить — не посещали баню. Являясь домашним духом, банник должен был защищать людей от этой враждебной пришлой нечисти. Иногда именно у банника просили защиты от присосавшегося к душе упыря и, приходя попариться, просили отодрать навьи последы нежити, чтобы упырь ослеп и тела больше не находил и не прикладывался к чистому духу славянина. В таких случаях натирались крошевом полыни и приговаривали: «Трава-полынь — нежить сгинь».

Для того чтобы банник не причинял вреда людям в бане, его всячески задабривали. Например, чтобы не сердить хозяина, в бане старались не шуметь и не ругаться, хотя считалось, что именно бранной и матерной руганью можно отогнать различные напасти, потому что бранная хула воспринималась славянами как оберег, особенно перед дальними путешествиями. Саму баню хозяева старались содержать в чистоте, чтобы банник не сердился, при этом верили: если он доволен хозяевами, то помогает убраться в бане.

Дары баннику подносили обычно при постройке новой бани, а также на «серьезные» праздники или когда банник начинал пугать и беспокоить людей. В чистый четверг ему оставляли кусочек черного хлеба, густо посыпанный солью. Во многих местностях, желая расположить к себе банника, хозяева, идя в первый раз в новую баню, брали с собой ковш кваса и, в подарок баннику, поливали им стены. Иногда сыпали соль прямо на каменку, чтобы банник не стращал моющихся и выгонял из бани угар. Под порог бани сажали крапиву, причем старались посадить как можно больше и гуще, чтобы черная сила цеплялась за нее и не могла пролезть в щель под дверью в баню.

Почесть баннику обязательно оказывали при каждом посещении бани. Например, практически повсеместно наши предки, идя в баню мыться, всегда сперва просили у «хозяина» разрешения и лишь потом шли париться. Забираясь же на полок, приговаривали: «Хрещеватый на полок (имея в виду себя), а бесхрещенный с полка (имели в виду банника, дескать, у него нет хребта, костей)». Выходя из бани, на полке обычно оставляли ведро воды, кусочек мыла и веник для банника, а затем благодарили «баюнушку» как радушного хозяина или, перекрестившись, обращались к самой бане: «Тебе баня настоянья, а нам на добро здравьица».

Как правило, вступать в прямой контакт с банным существом в старину избегали, но в некоторых случаях люди намеренно старались встретиться с «хозяином», надеясь получить от него какую-нибудь помощь, услугу или узнать будущее. Таинственный банник часто принимал непосредственное участие в гаданиях о судьбе. Купцы же старались выпросить у него помощи в торговле. Оставив пятак, посыпанный солью на ночь, утром до зари приходили его забрать. Если соль растаяла, значит, банник заговорил пятак на удачу. Гадали также на будущее.

Приведу способ одного из таких гаданий.

Человек приходил в баню сразу же после заката солнца, становился ровно посередине парилки, где принято париться, раздевался донага и, повернувшись девять раз против часовой стрелки, произносил:

Баюнушка, братанушка,

скажикась мне пути дороги вещие,

укажикась мне то, что приидиша,

то, что сбудиша, то, что бысти, занадобно.

После чего вставал на колени и сорок раз кланялся, касаясь лбом пола, повернувшись лицом на север, затем сорок раз на восток, сорок раз на запад и сорок раз на юг. После чего одевался и, не оглядываясь, шел спать. Считалось, что сны после такого ритуального гадания будут обязательно вещими, а если человек «заспит» свой сон и не будет помнить, то в течение трех ближайших дней он все равно поймет подсказки банника, который принесет ему вещую мысль о будущем.

Контакты с банным «хозяином» всегда были «порубежными». Иногда они считались небезопасными, а иногда желанными, ведь банник прятал у себя таинственные волшебные предметы: шапку-невидимку или неразменный пятак. Во многих местностях было популярно поверье: если добыть у банника шапку-невидимку или покров-непрогляд, то после этого человеку во всем будет способствовать удача.

Вот только как добыть этот самый покров-непрогляд?

Человек должен был пропариться в полном одиночестве перед вечерним закатом, но воду после пропарки оставить в тазу, чтобы она простояла всю ночь. На утренней заре следовало вылить воду, поворачиваясь вместе с тазом в левую сторону так, чтобы получился круг, в центре которого оставался стоять «добытчик». Выливать воду следовало аккуратно, заранее рассчитав ее количество, поскольку воды должно было хватить ровно настолько, чтобы круг оказался «закрыт» равномерно. Если получалось именно так, считалось, что человек приобретал покров непроглядный, который будет укрывать его во всякую лихую минуту, когда нужно скрыться от глаз недобрых людей.

Неразменный же пятак у банника получали следующим образом.

Денежку целковую носили под левой подмышкой в течение девяти дней. За эти девять дней, даже если самого себя омываешь, левую подмышку нельзя было омывать. Денежку нельзя было доставать из подмышки даже ночью (не знаю, как поступали наши предки; вероятно, как-то привязывали ее к подмышке). После этого человек шел париться в баню в полном одиночестве на вечерней заре, а пятак, уходя, оставлял на полке, прикрыв веником, которым парился; веник же посыпался горстью соли. На утренней заре человек входил в баню задом наперед, то есть пятками в баню, и на ощупь доставал из-под веника, стараясь не рассыпать соль, пятак и выходил не оглядываясь. Считалось, что если в этот момент оглянуться, то не видать ему в жизни ни пятака неразменного, ни злата-серебра значительного. Неразменный пятак, как считалось, приносил помощь во всех купеческих и торговых делах.

Банник мог подарить и колдовскую силу, особенно если человек всегда ходил париться в урочное время. Благоприятным, урочным временем считалось время в дни фаз, особенно если человек использовал непосредственно час перемены фазности луны. Если в течение девяти месяцев человек выполнял этот ритуал урочного времени, то на десятый месяц в нем начинала зарождаться колдовская и ведическая мощь. Считалось, что если в бане банник злой, то и колдовская мощь будет злая, если же банник добрый, то и сила ведическая новорождающаяся в человеке будет добрая, целительская.

Но даже злого банника можно было переродить в доброго, если всегда приходить в парную с квасом и, прежде чем париться, поливать его на полок, а для пропарки вениками использовать еще и травные взвары, чтобы травник набирался силы душистых трав. Таких людей банники любят, берегут их здоровье и всячески им помогают. Для такого человека банник может покинуть свою территорию и прийти по зову хозяина тогда, когда хозяину занедужится и у него не будет сил пойти в баню-здравницу для укрепления здоровья. К таким людям банник может прийти сам, даже вне бани, а непосредственно к постели больного, и поправить здоровье своими целебными энергиями.

Баня, со всеми ее обрядовыми, целительскими, свадебными, роженичными и любовными ритуалами была посвящена двум возможно самым светлым, чистым и сиятельным языческим божествам, которые являлись мужем и женой — Купале и Купаве.

Большая часть обрядов, совершаемых в их честь, целенаправлялись, чтобы обеспечить здоровье и благополучие человека и семьи; при этом обряды, как правило, носили очистительный характер. Люди не только мылись сами, но прежде мыли и чистили дом, считая, что это на долгое время дарует красоту, здоровье, чистоту, святость и благополучие семье. Например, ко дню Купалы нередко приурочивались ритуальные очищения тела и духа. На Ивана-Купалу непременно парились в банях с целебными травами, в первую очередь с травой иван-да-марья. Ветки для веников обязательно заламывали с заговорами, прося счастья, любви, достатка.

Считалось, что веники, срезанные до купальских дней, не приносят большой пользы, только моют, а в дни купальских праздников и после них, вплоть до Перунова дня, веники обладают наибольшей волховской и лечебной силой. Наши предки считали своим долгом заготовить веники именно в неделю купальских гуляний, во все остальное время веники считались не очень сильными и помогали не от всех хворей. Купальские же веники могли не только исцелить, но и переродить человека занова.

В купальскую ночь, а также на заре купальского дня принято было купаться в реках, озерах и в различных водоемах для красоты, здоровья и достатка. Во многих местах существовал также обычай «черпать росу». Бабы и девицы утром купальского дня являлись на луг и, раздевшись донага, начинали с изо всех сил бегать по густой траве, чтобы полностью промокнуть от росы, чтобы трава иссекла тело докрасна. Брали также с собой льны и таскали по мокрой от росы траве, а потом выжимали росу в емкости. После чего собранной росой умывали лицо, руки и себе и детям. Самое главное — нужно было помыть волосы, чтобы они стали густыми и красивыми, чтобы прогнать «всяку болезнь». Считалось, что волосы — «космы», связаны с Богиней Макошью, и если они выпадают, то из этих волос Богиня-пряха быстрее допрядет твое полотно судьбы и проживешь ты меньше. А если они еще и посеченные, больные, то и судьба у тебя будет такая же тусклая да ломкая.

Купальская роса считалась чудодейственным средством. В некоторых местностях верили, что если положить собранные лечебные травы под купальскую росу на ночь, то их целебные свойства в несколько раз усилятся; именно так и заготавливали травы для бани на весь последующий год. Росу, собранную в купальский день, использовали в народной медицине, ею промывали больные места; считалось, что умывание ею излечивает и предупреждает головные боли. В некоторых местностях собранную на Купалу росу хранили в течение целого года, используя ее для лечения различных болезней. При наговорах сбрызгивали ею больных. «Росную» воду считали живой, а «росный» лен, которым собирали росу, хранили как целебное полотно.

ЖИВАЯ ВОДА

«Чистая вода — для хвори беда», как издавна говорили русские люди. Уважение к воде и ее живительной силе отражено в пословицах: «Земля — золото, а вода — солнце расплавленное», «Вода очищает тело, а вода живая очищает душу».

Славяне с древних времен свято чтили реки, озера и все, что связано с очистительной водной стихией. Они приписывали рекам и озерам божественную святость. При различных болезнях, заговорив воду, шли в баню.

Илья Муромец тридцать три года сидел сиднем, а потом, благодаря живой воде, стал самым сильным на Руси: «Богатырско его сердце разгорелося, его бело тело распотелося, и получил он силушку великую». Муромский богатырь победил многих ворогов — и Соловья-разбойника и Калина-царя и, приехав на Русь к князю Владимиру Красно Солнышко да увидев, что на всех теремах кресты поставлены, расшалившись своей буйной негодующей силой, посбивал те кресты, ибо негоже на теремах метки ставить. За это его отправил князь в вечный дозор на границу с хазарскими землями.

Но вернемся к воде. В народном эпосе говорится, что мертвая вода заживляет раны, а живая вода восстанавливает жизнь. Живую воду называли богатырской, она не только залечивала раны, но и воскрешала. Легенды легендами, но современные ученые приходят к выводу, что живая вода действительно существует. Птицы прощаются с благодатными южными странами и в разгар половодья летят на север к талой воде. Давно замечено, как начинает бурлить жизнь в Арктике у кромки тающего льда и как расцветают вблизи ледников альпийские луга.

В Томском медицинском институте применяют талую воду для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений обмена веществ. Результаты лечения обнадеживающие. Без резкого изменения привычного рациона питания удается значительно снизить вес больных тучностью и улучшить их общее самочувствие.

Исследования биологов показали, что вода в нашем организме близка по своей структуре к талой воде. Клеточная протоплазма и межтканевая жидкость заполнены множеством «льдинок», отсюда вывод: обычная вода, попадая в организм, вынуждена перестраиваться, «ломать» свою структуру, но, чтобы ее «заморозить» — переструктурировать кластеры, организму приходится тратить массу энегии. Талая же вода, как установили ученые, сохраняет структуру ледяных кристаллов, поэтому процесс ее всасывания проходит органично, освобождает организм от лишних энергетических затрат, повышает жизненный тонус. Очень правильно делают опытные парильщики когда, выскочив из горячей бани, окунаются в ледяную прорубь. Божественное состояние после такой купели объясняется не только полезной «встряской», не только тренировкой сердечно-сосудистой системы, но еще в большей степени благодатными свойствами ледяной воды, о которой уже шла речь.

Вода играет важнейшую роль во всех жизненных процессах не только как составная часть клеток и тканей нашего тела, но и как среда, в которой протекают различные физиологические изменения, связанные с жизнедеятельностью организма.

«Жизнь — это одушевленная вода» — такова формула основоположника учения о биосфере академика Вернадского. Ученый писал, что колыбелью жизни на Земле была, по всей вероятности, поверхность обнажившегося из-под воды дна мелких водоемов. Что же касается морской пены, то она, как установили современные исследователи, обладает активнейшими биологическими свойствами, являясь мощным стимулятором роста зародышей морских животных. То есть вода — колыбель жи-зни.

Когда в ходе эволюционного развития живые существа выходили из океанов и морей в новую для них среду — земную, они выносили в своих телах морскую воду. Наша кровь близка по своему составу к океанической воде, из нее образовалась кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кстати, лимфа переводится с латыни как «влага». Человек, по образному выражению одного из физиологов, — «двуногий аквариум». На две трети мы состоим из различных жидкостей, в основе которых простая природная вода. Вот почему этот эликсир, если он не замутнен чужеродными веществами, — самое лучшее для нас лекарство. Самое натуральное, самое спасительное, единственное природное вещество, которое ничем не заменишь. Поэтому бессознательный крик: «Воды», когда кому-либо плохо, на самом деле логичен. Вода быстрее любого лекарства принесет пользу.

Жизнь — постоянное движение жидкости между клетками и внутри них. Когда в человеческом организме движение жидкости проходит нормально, отрегулировано, то все идет хорошо, но стоит нарушиться течению этих живительных потоков, и у человека начинаются недомогания. Человеческая жизнь, функционирование организма, в определенном смысле, это борьба за воду. С годами, когда происходит угасание, организм как бы усыхает. Еще великий древнеримский врач Гален в книге «О сохранении здоровья» отмечал, что одна из причин старения и, в частности, старческого зуда всего тела — недостаток влаги в организме и слабое потоотделение. Гален рекомендовал горячую баню, расширяющую кожные поры и вызывающую выход пота, в сочетании с питьем минеральной воды.

Вода — красота всей природы, хранительница наших радостей, благоденствия и здоровья, родная стихия. Вода пробуждает положительные эмоции, а лучший отдых — у воды, купание же — величайшее наслаждение. В бане на первом плане тоже вода, поэтому мы любим там плескаться, мыться, париться и, соскочив с горячего полка, окунаться в бодрящую холодную воду.

Доказано, что эмбрион человека на 97% состоит из воды, а у новорожденных ее количество составляет 77%. К пятидесяти годам человек немного «усыхает» и вода составляет только 60% от его массы. В крови около 80% воды, в плотных тканях мышц 77%, в костях около 20%.

Пресная вода — величайшая ценность. В норме наш организм должен получать небольшими порциями около трех литров воды в сутки зимой и до четырех литров летом. Сюда входит и вода, которая попадает в организм с пищей. Человек тяжело переносит обезвоживание, если теряется 6-8% жидкости организмом, но тогда повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, повышается мышечная слабость и головокружение, может начаться головная боль. Потеря организмом 10% жидкости способна привести к необратимым последствиям, а потеря 15-20% жидкости смертельна при температуре воздуха +30°С.

Замечательным и важным свойством воды надо считать ее способность растворять разнообразные вещества — для них она наиболее сильный природный растворитель. В воде растворяются в той или иной степени почти все вещества.

Сильный разнос центров положительных и отрицательных зарядов в молекуле воды приводит к тому, что молекулы ориентируются в электрическом поле, стремясь нейтрализовать его. Иными словами, молекула обладает сильным дипольным моментом, что обеспечивает уникально большую диэлектрическую постоянную воды, наиболее высокую среди всех жидкостей. В результате любые заряды в воде отталкиваются или притягиваются с силой в 80 раз большей, чем в вакууме. Это обеспечивает высокую растворимость веществ в воде, так как молекула воды «растаскивает» частицы или ионы веществ, сила притяжения между которыми ослаблена и именно это же и обеспечивает прилипание и высокую способность воды к смачиванию. Более того, это же способствует тому, что вода запоминает любую информацию, особенно если эта информация была проявлена каким-то видом энергии или звуком или вибрацией. Вода запоминает также и визуальные изображения, потому что впитывает в себя вспышки световых волн.

С незапамятных времен вода почиталась чистой стихией, смывающей всякую скверну. Один из самых древнейших культов — культ воды. Омовение — очистительный ритуал приобщения к святости воды. Совершить омовение — значит очиститься, обновиться, сбросить груз грехов. Всегда считалось, что омовение может защитить от болезней, происхождение которых приписывали нечистой силе.

Вода в народных представлениях — одна из первых стихий мироздания, источник жизни, средство магического очищения. Вместе с тем водное пространство осмыслялось как граница между этим и тем светом, путь в другой мир, место обитания иной силы.

Не подумайте, что речь идет о «нечистой» силе. В данном случае имеются в виду таинственные и чудесные свойства воды. Не зря славяне называли воду именем Богини Дана-Дивия, которая вновь и вновь снисходила с небес — Сварги на Землю и подолгу жила среди людей, очищая тех, кто достоин чистой судьбы. Она же посылала на помощь людям и своих помощниц — Дар. Они входили в тело человека с дарами-советами Богов, и человек как бы начинал внутри себя слышать их подсказки, как поступить в той или иной ситуации. Так влияет чистая (талая) вода, очищая сознание, а значит, и жизнь человека.

В космогонических мифах вода ассоциируется также и с первобытным хаосом, первоначалом: «С самого начала не было ни неба, ни земли, а была только тьма и вода. А Сварог летал святым светлым духом над водою, и стало ему одиноко, и затосковало его сердце по любви. И тогда исторгнул он ту светлую силу любви и послал ее воде. Вода же, приняв ту сиятельную силу Бога, взродилась землею. И обратился к воде Сварог словами: «Ты будешь первейшей среди всех, без тебя ничто жить не сможет, и на тебе я создам все то, что тебе нужно для тебя».

По другим мифам и верованиям, вся система рек, ручьев, озер и вообще водной стихии на Земле представляет собой вены и артерии Земли: «Как у человека кровь течет по жилам, так и идет вода в Земле жилами».

Широко распространены в славянской мифологии представления о том, что водное пространство разделяет земной и небесный миры. Считалось, например, что через проточную воду могла осуществляться связь человека с Высшими силами судьбы. Например, когда люди пускали на воду рек, озер, ручейков заговоренные венки или травинки, прикушенные человеком с заговором, они являлось своеобразной весточкой через воду в мир Богов. Делали это, чтобы испросить новую долю.

В системе поверий о возникновении человека часто говорится о радуге. Боги, полюбившись и помиловавшись, теряли капли услады, и эти капли, скатываясь по радуге с небес на землю, падали и, впитываясь, взрождали людей.

Конечно же, до сих пор известны свидетельства о почитании древними славянами водных источников, наделенных чудотворными свойствами. Память об этом сохранилась во многих памятниках письменности, где упоминаются жертвоприношения воде сплетенных цветов и сопутствующей этому действию молитве. Возле воды проводили гадания, заключали браки и союзы, произносили клятвы, ведь вода все помнит.

Поклонение священным источникам и колодцам у славян связывалось с культом Даны — Богини, которая дает человеку всевозможные блага, но задача человека — оставаться чистым телом, душой и духом. Дана всячески облегчала жизнь человека. Наверное, это происходит оттого, что славяне были наблюдательным народом, и они заметили, что средний человек при весе 70-75 килограмм, оказываясь в воде, становится в 8-10 раз легче, именно поэтому в воде быстрее снимается утомление. Наши предки заметили не только это, но и то, что вода после разных праздников, связанных с солнечной активностью, сохраняет божественные свойства и исцеляет. Всем известна примета, что если приснился дурной сон, нужно поспешить избавиться от наваждения, омыв себя водой, принесенной с улицы, иначе дурной сон укрепится и проявится в дне предстоящем.

В старину, после того как роженица и новорожденный выходили из бани и отец впервые брал его на руки, он окунал его в воду и только после этого давал ему имя.

В свадебных ритуалах также был интересный обычай. После бракосочетания муж, принимая жену в дом, обрызгивал ее водой из домашнего колодца, подавал ей чашу с чистой водой в одну руку, а в другую — зажженный факел из домашнего очага.

На Руси издревле от «сглаза», порчи и всякой «вознемотницы» отмывались проточной водой, а затем перед сном отпаривались в жаркой бане. Если занедужило дитя, его на рассвете выносили на луг и катали по росе, а после в избе окунали в таз с водой и растирали полотняным льняным полотенцем.

Все религии, без исключения, изначально приравнивали чистоту очищения к первейшей добродетели. Согласно Библии, чистота — одно из величайших достоинств. Священная книга призывает к омовению и мытью в бане.

У христиан принят так называемый обряд крещения. Крещение Господне — очищение водой — одно из главных таинств религии, сообщающее благодать Божью в чистоте своей, чтобы человек принял эту чистоту телом своим и духом. Ранние христиане совершали очистительное омовение в проточных водоемах, в чистых реках и ручьях. Этот обычай был унаследован последующими поколениями христиан.

У мусульман омовение — своеобразный культ. Коран содержит множество рекомендаций о том, как поддерживать чистоту тела; в нем записано, что чистота — это половина веры. Омовение или, как его называют в этой книге, ВУДУ бывает малое и большое. При малом омовении надо чистой водой омыть лицо, руки до локтей, ноги и провести смоченной правой рукой по голове. При большом омовении тщательно вымыть все тело, включая волосы. Магомет возвел банный ритуал в религиозный догмат.

В древней индийской книге Аюрведе самыми верными рецептами о сохранении здоровья считались те, основой которых была природная вода. Вот заповеди Аюрведы: «Раны быстрее заживают у тех, кто дружен с водой и приурочен к чистоте. Жизнь зависит от сил самого человека, умножай эти силы и тебе на помощь придет вода. Чистые руки — значит здоровая голова. Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней. Излечение приносит течение воды в теле и в сосудах его. Тело очищается водой, а разум знанием. Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых людей».

В древнеиндийском кодексе законов Ману строго вменялось уважение к воде, омовение и купание. Воды, оздоравливающие людей, подразделялись на ритуал четырнадцати вод, но, к сожалению, до нас не дошли описания этих вод, и мы

можем только догадываться об их особенностях. Наверное, это были углекислые, сероводородные, йодообразные, радоновые, торфяные и другие воды.

Известен факт, что если человек при так называемых «лечебных голоданиях» совсем не пьет воду, его сознание и работоспособность нарушается уже на третий день, то есть значительно раньше, чем наступает смерть от обезвоживания.

Наибольшей ценностью обладает талая вода. Академик Бехтерева давно использует в пищу и питье только талую воду, а кому как не ей знать о взаимосвязи мозга и воды. Уже давно люди обратили внимание на необычную медоносность трав, растущих вблизи ледников, за полярным кругом, на целебные свойства воды горных родников и озер. Полагают, что секрет высокой активности талой воды скрыт в ее структуре, она сохраняет в себе упорядоченность молекулярной решетки, характерной для льда как твердого тела.

Некоторые ученые считают, что недостаток льдоподобной (талой) воды в организме является причиной атеросклероза. Талая вода особенно полезна в преклонном возрасте, играя роль омолаживающего средства. Как тут не вспомнить о магии омоложения, когда Иванушка в нашей русской народной сказке прыгал сначала в чан с горячей водой, а потом в ледяную ключевую.

Вода в нашем организме, как это ни парадоксально, имеет льдоподобную структуру, поэтому обычная вода должна трансформировать свою структуру, попадая к нам в организм. Наиболее простой способ ее получения — замораживать обычную воду в морозильнике, а потом растапливать лед и пить воду, в которой еще плавают небольшие льдинки. Свежеталая вода, свободно проходя через стенки пищеварительного тракта, действует оздоравливающе на весь организм, способствует более эффективному усвоению пищи. Издревле считалось, что умывание талой водой делает кожу лица нежной и красивой. Вода тающего льда и снега увеличивает всевозможные процессы оздоровления нашего организма.

Особенную магичность приобретала так называемая подзвездная вода, которая простояла ночь, от вечерней зари до утренней, под открытыми небом, то есть под звездами. Известно, что такая вода омывает человека и защищает его от нечистой силы.

Сакральная сила воды повышается, если, набирая и принося ее в дом, следовать определенному ритуалу. Первейшим из таких требований было хождение за водой ранним утром до восхода солнца на красной заре. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех. Она называлась непочатой. При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично. Следовало соблюдать полное молчание, перенося такую воду в дом, это так называемая «немая вода» или «тихая». Дома такой водой умывались в полном молчании и поили больных.

Дополнительную магическую силу придавали воде опущенные в нее чародейные растения или успешные монеты, а также свадебные серебряные изделия или восьмилучевой крест, золотой или серебряный, а также зерно с ритуальных обрядов, угли из ритуальных костров или из своей банной печи-каменки, особенно если угли вынимали горячими с заговором и гасили в воде. Такая вода приобретала силу не только заговора, но еще, при встряхивании и гашении в ней уголька, принимала чудодейственную силу. Еще одним способом сакрализации воды было произнесение заговора над водою, отчего получалась так называемая «наговорная вода». Сакральной и магической водой считалась «освященная вода». Древние славяне готовили ее сами. Шли к месту слияния трех ручьев, набирали воды, а затем переливали между двумя горящими поленьями. Подобным образом очищали воду, проливая ее между острыми орудиями: топорами, серпами, ножами. Такую воду славяне называли «острой водой». Для лечебных целей использовали так называемую «громовную воду». Ее собирали во время грозы, сопровождаемой громом и молнией, выставляя под дождь всевозможные сосуды. Особые чудодейственные свойства приписывались воде, которую кузнец использовал для закаливания железа — это «каленая вода»; воде, стекающей с колес водяной мельницы — ее называли «кудесная вода», а также воде, принесенной из священного источника, причем во рту. Ее сплевывали между собой и «объектом», чтобы в этом месте не происходило больше ничего плохого. Например: между собой и порогом, перед постелью ребенка или перед брачным ложем. Если ни одной из этих чудодейственных вод в доме не оказывалось, но срочно нужно было снять испуг с ребенка, то воду проливали сквозь решето или девять раз через ручку двери, с заговорами от сглаза, и после этого водой умывали дитя да еще ставили ему на макушке мокрым пальцем девять крестов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.