Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические явления.






В самом общем виде психика — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми. Она существует благодаря способности головного мозга человека и животных отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности.

Содержание психики определяется реальной действительностью, воздействия которой отражаются в сознании людей в виде психических процессов, состояний, образований, свойств и социально-психологических явлений, составляя тем самым мир психических явлений (такое понятие, используемое в отечественной психологической науке).

Психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности и длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

В целом психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные результаты (например, чувства, образы, мыслительные операции и т. д.).

Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на:

познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь);

эмоциональные (эмоции и чувства);

волевые (воля).

Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или далее недель) и более сложны по структуре и образованию. Они определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в каждый данный момент времени. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и саморазвития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?) и способности (что может человек?). Такие качества присущи человеку на протяжении если не всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного периода времени.

Социально-психологические явления — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфессиям и т. д.).

Психические процессы, состояния, свойства и образования человека и социально-психологические явления выделяются только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

Представления о психологических явлениях и процессах могут носить разный характер.

С одной стороны, человек как сознательное существо отражает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, он мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и деятельности постоянно накапливает психический опыт и психологические знания. Все этожитейская психология.

С другой, к концу XX в. психология стала ключевой дисциплиной в системе гуманитарных наук, а ее прикладные отрасли стали определять эффективность всех отраслей человеческой жизнедеятельности. Достижения психологии столь значительны, что это выдвинуло ее на одно из первых мест в системе наук о человеке.

В системе наук психологии отведено особое место.

Во-первых, психология — это наука о самом сложном, что пока известно человеку (ведь психика — свойство высокоорганизованной материи, а если иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованной материи» нужно добавить слово «самая»: так как мозг человека — это самая высокоорганизованная материя).

Во-вторых, в психологии как бы сливаются объект и субъект познания (задачи психологии неизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя, научное сознание человека становится его научным самосознанием).

В-третьих, уникальность ее практических следствий (познавая себя, человек имеет возможность изменить себя, так как, познавая «нечто», личность овладевает этим «нечто» и, следовательно, учится им управлять).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.