Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы (методология) изучения менеджмента






Изучение менеджмента строится в основном исходя из трёх подходов: традиционного; системного; ситуационного.

Традиционный подход к изучению менеджмента, формировавшийся в начале века, делает упор на разработку принципов (правил), которые подходят для управления любой организацией. Эти «универсальные» принципы являются своего рода предписанием типа: «Существует только один путь управлять организацией и людьми». Данный подход был существенно обогащён Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Фоллет, Э. Мэйо и их последователями вплоть до Д. Макгрегора, А. Маслоу, и Ф. Герцберга, привнесшими в менеджмент «человеческий фактор», что являлось значительным продвижением в понимании и использовании принципов традиционного подхода на практике.

Системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Данный подход позволяет увидеть всё богатство и многообразие проблем, которые должен решать менеджмент в организации. Основными элементами системного подхода являются: вход в систему (поступающие ресурсы); процесс преобразования поступивших ресурсов в продукт; выход из системы (продукт); обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении). Эффективный менеджер не должен знать всё обо всех системах и подсистемах в организации и вне её. Если он это будет делать, то никогда не закончит их анализировать. Для него главное – определить свои роли, возможности, способности и цели. Для этого он должен анализировать только ту систему, которую он хочет контролировать, и не тратить время на глубокий анализ систем, находящихся вне его контроля.

Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях. Данный подход отвергает любые «универсальные» принципы управления и признаёт, что не бывает схожих ситуаций. Отсюда каждая ситуация, в которой оказывается организация, должна анализироваться отдельно и управляться соответствующим образом. Данный подход создаёт альтернативную основу в действиях менеджера применительно к специфической ситуации. Чтобы добиться успеха, менеджер должен уметь анализировать ситуацию и принимать необходимые решения. В соответствии с ситуационным подходом природа внеорганизационной среды, её масштабы, технологии, характер её рынков, законодательная инфраструктура, люди и другие факторы не только не противопоставляются организации, но и являются источником её возможностей.

Другим преимуществом данного подхода является признание в рамках его методологии постоянной изменяемости внеорганизационной среды. Менеджеры должны считаться с этим и приспосабливаться как к внутренним, так и к внешним изменениям. Так, если предприятие перешло из государственной собственности в частную, то оно не может дальше эффективно работать в администрирующем режиме, оно должно перейти в предпринимательский режим работы. Иначе ему грозит снижение прибыли и банкротство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.