Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 5 страница






 

В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой. Дети при такой системе

 

 

обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила демократический, личностно-ориентированный подход в образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса. Личностно-ориентированная модель образовательного процесса направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе. Основное внимание при этом уделяется общению ребенка и воспитателя. Понимание, принятие личности каждого ребенка, умение взрослого встать на позицию ребенка, уважать его интересы и достоинство, умение установить доверительные партнерские отношения провозглашались важнейшими задачами воспитателя. Такая переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель образовательного процесса получила название «гуманизация образования».

 

Новая концепция предложила изменить оценку самого дошкольного периода детства. В традиционной советской системе дошкольный возраст рассматривался в качестве подготовительной ступени к дальнейшему обучению: дошкольное воспитание по существу сводилось к подготовке детей к школе, к оснащению их определенной суммой знаний, умений и навыков. При этом явно недостаточно учитывались специфика развития детей в дошкольном возрасте, особенности психологии детей до семи лет. Новая концепция ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Таким образом, педагогу следовало не готовить «ребенка к школе, а прежде всего обеспечивать условия для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие дошкольных форм деятельности (и прежде всего сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка провозглашались более важными задачами в этот период, чем сообщение каких-либо конкретных знаний.

 

С этим тесно связана еще одна линия реформирования дошкольного образования — это переход от зуновской парадигмы в образовании к ориентации на развитие способностей. Как отмечалось выше, советская система дошкольного

 

 

образования была направлена в основном на передачу знаний, умений и навыков (ЗУН). Вместе с тем очевидно, что простое усвоение, т. е. запоминание, новой информации не ведет к развитию личности и индивидуальных способностей ребенка. Задачей дошкольного образования является не накопление знаний и навыков, а прежде всего развитие главных новообразований дошкольного возраста — творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Известно, что все эти способности складываются не при обучении на занятиях, а в специфически детских, дошкольных видах деятельности — разного рода играх, рисовании, конструировании и пр. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей, не сумму усвоенных ими знаний, а уровень их психического развития.

 

Еще одно направление изменений в новой концепции — это деидеологизация образования. Как известно, советская система дошкольного воспитания была пронизана коммунистической идеологией, политическими лозунгами и призывами, адресованными маленьким детям. Новая концепция призывала отказаться от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим миром.

 

Важнейшим направлением реформирования дошкольного образования стал переход от единой типовой программы к плюрализму и вариативности. Напомним, что в СССР существовала единая государственная программа дошкольного воспитания, обязательная для всех детских учреждений страны. Новые социально-экономические и политические реалии диктовали необходимость отказаться от тотальной централизации и предоставить возможность выбора программы образования детей. Такая возможность была предоставлена «Временным положением о дошкольном учреждении», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР в 1991 г. В нем, в частности, отмечалось, что программа как обязательный документ для всех дошкольных учреждений неизбежно приводит к единообразию форм, методов и содержания педагогического процесса, не учитывает индивидуальных особенностей детей и воспитателей. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения и создавать авторские программы. Кроме того, Положение

 

 

предусматривало определенную самостоятельность детского учреждения в ведении хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло улучшить условия работы за счет собственной предприимчивости.

 

Позднее, в 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», где закреплялось право дошкольного учреждения самостоятельно выбирать программу из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить в нее свои изменения и создавать авторские программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

 

«Типовое положение...» дало толчок бурному росту числа образовательных программ для дошкольных учреждений. В настоящее время их насчитывается более двадцати. Среди таких программ есть комплексные, т. е. охватывающие все области жизнедеятельности и образования дошкольника, и парциальные, направленные на развитие какой-либо сферы ребенка (художественной, социальной, интеллектуальной и др.). Далее даны краткие характеристики программ, получивших особую популярность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.