Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как социальный институт






Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 

Рекомендуемая основная литература:

1. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.

2. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

4. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.

5. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.

6. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.

7. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.

8. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.

9. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.

10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985 г.

11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.

12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

 

Дополнительная литература:

1. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.

2. Наука в культуре. М., 1998 г.

3. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.

4. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.

5. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.

6. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.

7. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.

8. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.

9. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.

10. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.

11. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,

13. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.

14. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.

15. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.

16. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.

 

Часть II. «Философия социально-гуманитарных наук»

 

1. Общетеоретические подходы

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. СГН как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.

 

2. Специфика объекта и предмета

социально-гуманитарного познания

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.