Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исполнительские фонетические средства






Каждое литературно-художественное произведение, как поэтическое, так и прозаическое, есть произведение речевое, а следовательно, представляет некоторую звуковую последова­тельность, из которой возникает последовательность слов, фраз, предложений и дальше все сообщение. Музыкальный эстетичес­кий эффект при этом создается не одними звуками или просо­дическими элементами, т.е. изменениями и противопоставлени­ями высоты тона, интенсивности и долготы, но звуками и просодическими элементами в единстве со значением. Звуки языка вне значения и контекста фактами искусства не стано­вятся. Звуковая сторона произведения художественной литера­туры составляет одно целое с ритмом и значением и отдельно от них на читателя воздействовать не может.

Для того чтобы быть эстетически действенной, звуковая сто­рона произведения должна чем-то выделяться и обращать на себя внимание. Впрочем, провести грань между эстетически дей­ственными и выдвинутыми элементами текста и эстетически нейтральными весьма трудно, и в подлинно художественном произведении действенны все его элементы.

Для удобства изложения и рассмотрения фонетические стилистические средства можно условно подразделить на испол­нительские и авторские. Исполнительскими мы назовем фоне­тические средства, допускающие варьирование, имея в виду, что при перекодировании произведения из письменной формы в устную возможны, в известных пределах, некоторые разли-

чия в интерпретации его звучания, что, естественно, изменяет и смысловую интерпретацию1.

Напротив, фонемный состав текста, его инструментовка и стихотворный размер целиком зависят от автора; эти фонети­ческие средства можно назвать авторскими.

От исполнителя зависят больше всего так называемые просо­дические элементы, т.е. изменения и противопоставления вы­соты тона, длительность произнесения, громкость, ускорения и замедления, вообще темп речи, разрывы в произнесении, паузы, расстановка более или менее сильных смысловых и эм­фатических ударений.

Интонация сравнительно меньше зависит от исполнителя, но и в этом отношении, слушая записи исполнения одного и того же монолога Гамлета, как его читают Майкл Редгрейв, Пол Скофилд и Джон Гилгуд, можно заметить расхождения, связан­ные с различной трактовкой образа Гамлета.

Вдумчивое толкование текста должно способствовать его более артистичному исполнению. Артистичное исполнение сви­детельствует о том, что содержание глубоко понято, и помога­ет донести до слушателей мысли и чувства автора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.