Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтогенез (Выготский)






В онтогенетическом развитии раньше всего выступает моторная память и, вскоре — аффективная память, несколько позже — образная память и гораздо позже — логическая память.

Расцвет функционирования одной памяти сменяет такой же расцвет другой памяти. Ранее детство является возрастом максимально интенсивного приобретения привычек, тогда же обнаруживается так называемое " образное мышление", то есть, воображение — воспроизводящего и продуктивного в дошкольном возрасте. Наконец, в школьном возрасте, и чем старше он, тем больше, на первый план выступает логическая память.

 

Историческое развитие памяти, по мнению Льва Семеновича Выготского (1896­ 1934), начинается тогда, когда «человек переходит от пользования своей памятью как естественной силой к господству над ней». Так, например, охотник в джунглях Амазонии должен научиться не просто распознавать следы членов cвoeгo племени как своеобразные указатели, воскрешающие в eгo памяти образы знакомых людей, а

создавать новые искусственные знаки для опосредствования своей памяти. Говоря более cтрого, в рамках культурно", историческогo подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственн­ой (натуральной) памяти, присущей животным и маленьким детям, к произвольно регyлируемым, опосредствованным знаками, специфически человеческим формам памяти. Наиболее полно принцип культурно - исторической детерминации психики был раскрыт в теории высших психических функций, разработанной л. с. Выготским. Он предположил существование двух линий развития психики ­ натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются натуральные и высшие психические функции. Непроизвольная память ребенка или дикаря ­ это пример натуральных или естественных психических функций. Ребенок не может управлять своей памятью: он запоминает то, что «запомнилось». Натуральные психические функции ­ это cвоего рода зачатки, из которых в процессе социализации формируются высшие психические функции (в нашем случае ­ произвольная память). Превращение натуральных психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики ­ знаками и носит культурный характер. «Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе eгo исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др.» (Выготский л. с. ­ с. 127). Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека принципиальна: они определяют качественно новый этап и качественно иную форму существования психики (условия ее возникновения, способы детерминации и организации). Вернемся к пастуху из племени свази, о котором говорил Ф. ч. Бартлетт. Как ему, не владеющему счетом, запомнить коров, предназначенных для продажи? для этого необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел, и потом попытаться воскресить eгo перед глазами «< Вижу белую корову с пятнами, потом пеструю» и т.д.). Скорее вceгo, он потерпит неудачу, про­пустит что-нибудь. Вам же нужно будет «просто» сосчитать коров и впоследствии сказать: «Я видел семь коров».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.