Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типовые тестовые задания

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Эстетические качества речи.

2. Звучащая речь и ее особенности.

3. Язык современной рекламы.

4. Имидж современного делового человека: язык, речь, манера общения.

5. Точность и логичность речи.

6. Чистота и выразительность речи. Необходимость изживания ненормативной речи.

7. Проблемы языковой культуры в современном российском обществе.

8. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

9. Способы словесного противоборства: эффектное сравнение, убийственный аргумент, контрвопрос, гневная отповедь, контрпример и др.

10. Речевое (языковое) манипулирование сознанием современного человека.

11. Спор и его виды.

12. Язык и стиль выступлений известного оратора/политического деятеля/журналиста (Демосфена, Цицерона, А.Ф. Кони, К.П. Победоносцева, С.А. Арсеньева, П.А. Столыпина, В.И. Ленина, Н.В. Крыленко, Р.А. Руденко или др.).

13. СМИ и культура речи.

14. Жаргоны и культура речи.

15. Основные особенности разговорного стиля современного русского языка.

16. Язык молодежи.

17. Иностранные слова в современной речи: за и против.

18. Мужчина и женщина: особенности речевого общения.

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЗ 1. Укажите функции научного стиля:

1) передача и хранение научной информации, научное познание

2) сообщение + воздействие

3) коммуникативная

4) изображение и воздействие

5) общение

ТЗ 2. Укажите сферу употребления научного стиля:

1) общественно-экономические, политические, культурные отношения

2) законодательство, делопроизводство

3) отрасли науки

4) художественная литература, мемуары

5) бытовые отношения, частные письма, записки

ТЗ 3. В каких жанрах реализуется учебно-научный подстиль:

1) сообщение

2) доклад

3) инструкции

4) рассказ

5) интервью

ТЗ 4. Укажите подстили научного стиля:

1) законодательный

2) учебно-научный

3) научно-популярный

4) дипломатический

5) собственно-научный

ТЗ 5. Определите жанр текста:

Я, Алексеева Анна Ивановна, проживающая по адресу: __________ доверяю Хитровой Ольге Александровне, проживающей по адресу: _________, заключение договора с издательством «Юрист» от моего имени.

29.05.03. А.И. Алексеева

1) заявление

2) объявление

3) расписка

4) доверенность

5) конспект

ТЗ 6. Укажите лексическую особенность научного стиля:

1) диалектизмы

2) термины

3) фразеологизмы

4) эпитеты

5) сравнения

ТЗ 7. Определите жанр текста:

Океан (греч. от имени древнегреческого божества Океана) – крупнейший водный объект, составляющая часть мирового океана, расположенный среди материков, обладающий системой циркуляции вод и другими специфическими особенностями.

1) определение (дефиниция)

2) теорема

3) расписка

4) служебная записка

5) тезисы

ТЗ 8. Назовите экстралингвистические признаки, не относящиеся к научному стилю:

1) логичность

2) аргументированность

3) абстрактность

4) передача мыслей и чувств автора

5) объективность

ТЗ 9. Укажите, какие жанры относятся к научному стилю:

1) закон;

2) монография;

3) письмо;

4) мемуары;

5) диссертация

ТЗ 10. Укажите, какие стилевые черты несвойственны научному стилю:

1) образность;

2) обобщенность;

3) объективность изложения;

4) призывность;

5) оценочность

ТЗ 11. К морфологическим особенностям научного стиля относятся:

1) особенно частое использование личных и указательных местоимений

2) количественное преобладание абстрактных имен существительных

3) использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями

4) вариантные формы существительных

5) из глагольных форм здесь особенно употребительны инфинитивы

ТЗ 12. Определите стиль и тип речи.

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта – значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые краски и формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределённо предощущали или о чём мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, только поэт умел выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не пришло в голову создать что-нибудь подобное, ведь это просто и легко!

(В. Г. Белинский)

1) публицистический стиль; рассуждение

2) научный стиль; рассуждение

3) разговорный стиль; повествование

4) художественный стиль; повествование

5) художественный стиль; описание

ТЗ 13. Установите соответствие между стилевыми чертами и стилями, для которых они характерны:

А) широкое использование образных средств (тропов и фигур) 1) литературно-разговорный
Б) наличие клише и штампов 2) язык художественной литературы
В) употребление лексики, обозначающей понятия морали, этики, экономики, медицины, психологии, политики 3) научный стиль
Г) строгая доказательность и последовательность изложения 4) официально-деловой стиль
Д) эллиптичность, спонтанность 5) публицистический стиль

ТЗ 14. Определите жанр документа:

Начальнику отдела доставки почтового отделения 127018 А.Н. Мельниковой Петрова Бориса Ивановича, проживающего по адресу: 1-й Стрелецкий переулок, дом 3, кв. 119, телефон _______

Прошу сохранить за мной аренду абонентного ящика № 928 на 2-е полугодие 2010 года.

10.06.96 Петров

1) заявление

2) докладная записка

3) договор

4) доверенность

5) приглашение

ТЗ 15. Для синтаксиса научного стиля речи характерно:

1) употребление вопросительных и восклицательных предложений

2) правильность и четкость построения предложений, их простота и ясность

3) употребление неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений

4) преобладание побудительных предложений с инфинитивом, выступающим в значении повелительного наклонения

5) использование клишированных оборотов с отыменными предлогами

ТЗ 16. Для лексических составляющих научного стиля речи характерно:

1) шаблонные обороты речи

2) употребление слова в конкретном, определенном значении

3) употребление фраз-клише

4) употребление аббревиации, сложносокращенных наименований

5) применение в рекламе иноязычной лексики

ТЗ 17. Определите жанр текста:

Уважаемый Виктор Иванович, довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуск за свой счет.

Ассистент Сидорова Подпись

1) заявление

2) объявление

3) расписка

4) объяснительная записка

5) конспект

ТЗ 18. Определите жанр текста:

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

1) конспект

2) тезисы

3) рецензия

4) статья

5) декларация

ТЗ 19. Укажите стиль, в котором допускается использование всех возможных языковых средств:

1) научный стиль

2) язык художественной литературы

3) публицистический

4) официально-деловой

5) все стили

ТЗ 20. Укажите, какие из приведенных особенностей не характерны для научного стиля:

1) научная фразеология

2) широкое использование лексики и фразеологии других стилей

3) преимущественное употребление существительных вместо глаголов

4) логическая последовательность изложения

5) широкое употребление конструкций с причастными и деепричастными оборотами

ТЗ 21. Установите соответствие между жанрами и стилями:

А) реферат 1) публицистический стиль
Б) очерк 2) научный стиль
В) роман 3) официально-деловой стиль
Г) протокол 4) язык художественной литературы

ТЗ 22. Определите жанр текста:

Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения. Статья предназначена для студентов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей.

1) рецензия

2) реферат

3) доклад

4) аннотация

5) диссертация

ТЗ 23. Сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения называется:

1) рецензия

2) реферат

3) доклад

4) диссертация

5) аннотация

ТЗ 24. Как научная дисциплина стилистика начинает формироваться в:

1) XVIII в.

2) XIX в.

3) 20-30-х гг. ХХ в.

4) XXI в.

ТЗ 25. Активная разработка функциональной стилистики велась:

1) с середины 50-х гг. ХХ в.

2) в начале ХХ в.

3) в XIX в.

4) в Древней Греции

ТЗ 26. Стилистика тесно связана с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его:

1) употребления

2) системности

3) структурности

4) непрерывности

ТЗ 27. И.А. Бодуэн де Куртенэ, Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур работали над проблемой функционирования языковых средств, их:

1) употребления

2) описания

3) сравнения

4) разработки

ТЗ 28. В ХХ в. В. Матезиус, В. Гавранек, Э. Косериу, В.В. Виноградов исследовали проблемы:

1) нормы литературного языка

2) системы и структуры

3) национального языка

4) использования языка

ТЗ 29. Выдвижение идеи о различении языка-речи – одна из основных предпосылок формирования:

1) стилистики

2) лингвистики

3) языкознания

4) методики

ТЗ 30. Один из факторов, являющийся предпосылкой формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины:

1) идея системности

2) принцип функциональности

3) логика развития языкознания

4) развитие стилистики

ТЗ 31. Явление стиля по своему возникновению и назначению связано с:

1) речью

2) языком

3) словом

4) текстом

ТЗ 32. Понятие стиля тесно связано с понятием:

1) литературного языка

2) территориального диалекта

3) социального жаргона

4) разговорной речи

ТЗ 33. Стиль – это явление:

1) системное

2) языковое

3) речевое

4) синтаксическое

ТЗ 34. Р.А. Будагов писал, что стилистика является _____ развития любого языка:

1) душой

2) системой

3) структурой

4) базой

ТЗ 35. Определите, о каком стиле идёт речь:

Этот стиль считают вершиной литературного языка. Важной чертой этого стиля является индивидуальность слога. Точность, ясность, выразительность, обилие художественно-изобразительных средств языка – всё это присуще ему.

1) литературно-разговорный

2) научный

3) публицистический

4) язык художественной литературы

5) официально-деловой
ТЗ 36. Укажите, какие из названных характеристик научного стиля являются лишними:

1) логическая последовательность изложения

2) однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания

3) конкретность, бесстрастность, объективность высказывания

4) стандартное расположение материала, обязательность формы

ТЗ 37. Определите, какие жанры не относятся к научному стилю:

1) научная статья

2) доклад

3) репортаж

4) диссертация

5) очерк

ТЗ 38. Выберите правильное определение:

1) Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение

2) Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества

3) Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

4) Публицистический стиль – это стиль официальных документов, составленных по установленной форме.

ТЗ 39. Определите, к какому пласту речи относятся выделенные слова:

Только заводское начальство УГЛЯДЕЛО – неплохо сироты живут. В праздник какой-то, как мать из печки рыбной пирог доставала, к ним и пых заводской рассылка:

– К приказчику СТУПАЙТЕ! Велел НЕМЕДЛЯ.

Пришли, а приказчик на них накинулся:

– Вы до которой поры ЩАЛЫГАНИТЬ будете? Гляди-ко – в версту вымахал каждый, а на барина единого дня не работал! (П. Бажов «Змеиный след»).

1) общеупотребительные

2) разговорно-просторечные

3) диалектные

4) профессиональные

ТЗ 40. Укажите ряд, в который включены слова и словосочетания, характерные для официально-делового стиля:

1) лесной массив, похлопотать о заложении в опекунский совет, избрать место жительства, вышестоящие лица, в назидание людям

2) предпринял под предлогом, с персональным визитом, корабельщики дивятся, красный сарафан, в масштабах района

3) находиться под следствием, окончательное решение, уполномочен заявить, в интересах дела, взят под стражу

4) довожу до сведения, требуется доказать, гигантский трест обмана, весенняя вода

ТЗ 41. Установите соответствие между стилем языка и синтаксическими особенностями, характерными для него.

А) Использование цепочки родительных падежей 1) публицистический стиль
Б) Использование слов «данный», «известный», «соответствующий» в качестве средства связи 2) официально-деловой стиль  
В) Парцелляция, эллиптичность 3) научный стиль
Г) Использование синтаксических фигур 4) разговорный стиль
Д) Употребление сложных предложений, особенно сложноподчинённых 5) язык художественной литературы

ТЗ 42. Установите соответствие между отрывком речи и стилем языка, в котором этот отрывок написан:

А) Шарль Балли – выдающийся швейцарский лингвист, писавший на французской языке. Он был одним из основоположников современной функциональной стилистики, заложил также основы изучения разговорной речи. Одним из первых занялся сопоставительным описанием языков и показал, что на этом пути возможны настоящие научные открытия. 1) научный стиль
Б) Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохранив Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем. 2) язык художественной литературы
В) Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет бесконечности 3) официально-деловой стиль
Г) Профессиональное училище текстильной промышленности объявляет прием учащихся на 2000\01 учебный год. Училище готовит квалифицированных текстильщиц по специальностям: размотчицы пряжи на автоматах, прядильщицы для работы на скоростных прядильных машинах, ленточницы по обслуживанию скоростных ленточных машин, ленточницы по обслуживанию автоматических станков и швеи–мотористки. 4) публицистический стиль
Д) Термин «концепт» был введён в философию Пьером Абеляром в связи с анализом проблемы универсалий, потребовавшим от мыслителя расщепления языка и речи, и понимается им как акт «схватывания». 5) литературно-разговорный стиль

ТЗ 43. Определите, к какому стилю относятся следующие тексты:

А) Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. 1) художественный стиль
Б) Роса – вид атмосферных осадков; капли воды, освобождающиеся при положительной температуре вечером, ночью и рано утром из приземного слоя воздуха преимущественно на горизонтальной поверхности растений, почвы и различных наземных предметов, охлажденных вследствие вечернего и ночного излучения. 2) разговорный стиль
В) Редкие в пепельном рассветном небе задымились звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. 3) публицистический стиль
Г) Прошу Вашего содействия в допуске к архивным материалам для работы над исследовательской работой «Ингермаландцы в Лужском районе». Ввиду того, что мое пребывание в г. Москва ограничено, просьба предоставит материалы 14.05.01. 4) научный стиль
Д) Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силой, что весь наш домишко задрожал... 5) официально-деловой стиль

ТЗ 44. Установите соответствие между отрывком речи и стилем языка, в котором этот отрывок написан:

А) - Отворите же, черт возьми! Долго ли ещё мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца? 1) художественный стиль
Б) Доводим до Вашего сведения, что вчера, вскоре после полуночи, над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности, исчисляемый сотнями тысяч крон. 2) разговорный стиль
В) Было много интересных постановок, и самое замечательное – что в наше время, когда, можно сказать, наша жизнь по швам трещит, театральное искусство совсем не чахнет. Несмотря на все трудности, оно хранит традиции и спорит с ними, ищет новую образность и возвращается к истокам, воскрешая истинные театральные формы, такие как старинные фарсы и итальянская комедия масок 3) публицистический стиль
Г) Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары. 4) научный стиль
Д) Под действием электромагнитной волны атом с равной вероятностью может перейти как в более высокое, так и в более низкое энергетическое состояние... В первом случае волна будет ослабляться, во втором – усиливаться. Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Больцмана. 5) официально-деловой стиль

ТЗ 45. Отметьте ошибочное утверждение:

1) Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка.

2) Функциональный стиль – это разновидность литературного языка.

3) Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения.

4) Функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения.

ТЗ 46. Отметьте ошибочное утверждение:

Выделяют следующие книжные стили.

1) официально-деловой

2) научный

3) авторитарный

4) публицистический

ТЗ 47. Укажите стиль, не относящийся к книжным:

1) официально-деловой

2) научный

3) разговорный

4) публицистический

ТЗ 48. Укажите стиль, который является проблемным в плане определения его автономности:

1) научный

2) художественный

3) публицистический

4) официально-деловой

ТЗ 49. Неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения – черты _____ стиля:

1) официально-деловой

2) научный

3) разговорный

4) публицистический

ТЗ 50. Укажите функцию разговорного стиля:

1) аккумулятивная

2) когнитивная

3) коммуникативная

4) эстетическая

5) воздействие

ТЗ 51. Отметьте черты, не относящиеся к особенностям разговорного стиля:

1) неофициальность и непринужденность речи

2) спонтанность и автоматизм

3) точность и логичность речи

4) обыденность содержания

5) наличие экспрессивности и оценочности

ТЗ 52. Отметьте неверное утверждение:

1) на разговорный стиль большое влияние оказывает ситуация речи

2) разговорному стилю присуща импровизация

3) компрессия – необходимое условие для существования разговорного стиля

4) основной формой существования разговорного стиля является монологическая форма

ТЗ 53. Ддля разговорного стиля не характерна:

1) научная терминология

2) разговорная лексика

3) общеупотребительная лексика

4) просторечная лексика

ТЗ 54. Укажите стиль, для которого штампы не являются речевым недостатком:

1) научный стиль

2) официально-деловой стиль

3) публицистический стиль

4) художественный

ТЗ 55. Терминологическая лексика составляет основу:

1) научный стиль

2) официально-деловой стиль

3) публицистический стиль

4) художественный стиль

5) литературно-разговорный

ТЗ 56. Укажите, в каких стилях может быть представлена не только лексика литературного языка:

1) научный стиль

2) официально-деловой стиль

3) публицистический стиль

4) художественный

5) литературно-разговорный

ТЗ 57. Отметьте ряд, в котором приведены не характерные для разговорного стиля морфологические формы:

1) шестьдесят граммов, с пятьюдесятью процентами;

2) шофера, в отпуску;

3) покороче, помягче;

4) пять килограмм апельсин.

ТЗ 58. Слова «лапочка», «заинька», «работяга» относятся к:

1) неологизмы

2) оценочная лексика

3) архаизмы

4) историзмы

5) просторечие

ТЗ 59. Для научного стиля не характерна стилевая черта:

1) абстрактность

2) точность

3) логичность

4) эмоциональность

ТЗ 60. Социальная оценочность является доминантой _____ стиля:

1) научного

2) официально-делового

3) публицистического

4) художественного

5) литературно-разговорного

ТЗ 61. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой _____ стиля:

1) официально-делового

2) научного

3) художественного

4) публицистического

5) литературно-разговорного

ТЗ 62. Экстралингвистические факторы оказывают большое влияние на:

1) публицистический стиль

2) официально-деловой стиль

3) научный стиль

4) разговорный стиль

5) язык художественной литературы

ТЗ 63. Доминантой художественного стиля являются:

1) абстрактность и точность

2) образность и эстетическая значимость

3) стандартность

4) оценочность и призывность

ТЗ 64. Графики, схемы, диаграммы – характерные черты _____ стиля:

1) художественный

2) научный стиль

3) публицистический

4) официально-деловой

ТЗ 65. Автор научного текста обычно пишет от имени:

1) 1-го лица единственного числа

2) 1-го лица множественного числа

3) 2-го лица множественного числа

4) 3-го лица единственного числа

ТЗ 66. Для научного стиля речи не характерна лексика:

1) общеупотребительная

2) общенаучная

3) просторечная

4) терминологическая

ТЗ 67. Отметьте предложение, предпочтительное для письменной научной речи.

1) Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.

2) Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.

3) Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.

4) Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.

ТЗ 68. Найдите предложение, которое не содержит речевой ошибки.

1) Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.

2) Конспекты лекций по специальности надо сохранить.

3) Тезисы к статье получились очень неудачными.

4) Аннотация к монографии написана научным руководителем.

ТЗ 69. Какое значение реализует глагол «считать» в научном тексте:

Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.

1) называть числа в последовательном порядке

2) определять точное количество кого-, чего-нибудь

3) делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать

4) принимать в расчет, во внимание

ТЗ 70. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.

1) Мы придерживаемся другой точки зрения…

2) Трудно согласиться с автором…

3) Представляется ошибочным…

4) Следует признать достоинство такого подхода к решению…

ТЗ 71. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.

1) Автор справедливо указывает на…

2) Автор критически относится к…

3) Автор упускает из вида очевидное несоответствие…

4) Можно согласиться с автором, что…

ТЗ 72. Найдите языковую формулу, не уместную в научной речи.

1) Мы довольны полученными результатами…

2) Мы жутко довольны полученными результатами…

3) Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны.

4) Результаты нас вполне удовлетворяют.

ТЗ 73. Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.

1) употребление слова в несвойственном ему значении

2) нарушение правил сочетаемости слов

3) нарушение стиля

4) нарушение в использовании паронимов

ТЗ 74. Укажите, что означает знак P.S.:

1) Так!

2) Хорошо, заметить себе.

3) Приписка к тексту.

4) Очень важно.

ТЗ 75. Найдите неверное утверждение:

Официально-деловой стиль ещё называют.

1) деловым

2) административным

3) государственным

4) официальным

ТЗ 76. Только для официально-делового стиля характерен один из перечисленных признаков:

1) точность

2) наличие реквизита

3) стандартизированность

4) объективность изложения

ТЗ 77. Для официально-делового стиля не характерен признак:

1) объективность изложения

2) точность изложения

3) экспрессивность изложения

4) наличие реквизита

ТЗ 78. В официально-деловом стиле не используется:

1) аббревиатура и сложносокращенные слова

2) устойчивые сочетания слов, не используемые в других стилях

3) разговорная лексика

4) общеупотребительные слова

ТЗ 79. В деловой речи не находят применения:

1) определительные местоимения

2) неопределенные местоимения

3) отглагольные существительные

4) краткие прилагательные

ТЗ 80. Слова «данные», «настоящий», «соответствующий» используются в официально-деловом стиле:

1) вместо личных местоимений

2) вместо указательных местоимений

3) вместо определительных местоимений

4) вместо неопределенных местоимений

ТЗ 81. Указ относится к:

1) дипломатическому подстилю

2) законодательному подстилю

3) административному подстилю

4) канцелярскому подстилю

ТЗ 82. Деловые письма – это:

1) документы, не требующие при их составлении обязательной заданной формы

2) документы, требующие при их составлении обязательной заданной формы

3) документы, которые без стандартной формы теряют юридическую силу

4) документы, составляемые по определенному образцу

ТЗ 83. Официально-деловому стилю присуща функция:

1) сообщения и воздействия

2) функция общения

3) эстетическая функция

4) информативная функция

ТЗ 84. Жанр научного стиля, предполагающий критический разбор какого-либо научного произведения и содержащий аргументированную оценку – это:

1) рецензия

2) аннотация

3) конспект

4) тезисы

ТЗ 85. Укажите неверное утверждение:

Конспектирование – это процесс

1) отбора информации

2) переформулировки информации

3) фиксации важной и новой информации

4) оценки информации

ТЗ 86. Отметьте, какая черта не присуща тезисам:

1) изложение основных положений

2) выделение главной информации

3) «компрессия» (сжатие) информации

4) привлечение фактического материала

ТЗ 87. Стиль, в котором слово не только несёт не только информацию, но и эстетически воздействует на читателя с помощью художественных образов:

1) художественный

2) официально – деловой

3) публицистический

4) разговорный

5) научный

ТЗ 88. В художественном произведении эстетическое воздействие на читателя производится с помощью:

1) специальной лексики

2) бытовых слов

3) отраслевых терминов

4) стандартизированных словосочетаний

5) образов человека, природы, времени

ТЗ 89. В бытовой устной речи употребляются:

1) специальная лексика

2) общественно – политическая лексика

3) разговорная лексика, просторечие

4) термины

5) стандартизированные словосочетания

ТЗ 90. Публицистический стиль используется для написания:

1) заявлений

2) постановлений

3) протоколов

4) инструкций

5) газетных статей

ТЗ 91. Определите, какая из характеристик соответствует художественному стилю:

1) сфера применения – радио, телевидение, газеты

2) сфера применения – общение в быту

3) сфера применения – художественная литература

4) сфера применения – учебники, учебные пособия, статьи

5) сфера применения – делопроизводство

ТЗ 92. Установите соответствие между текстом и стилем, в котором он написан:

А) Вчера я был в зоопарке, видел пеликана. В жизни не встречал таких птиц… - Ну, что в них такого? - Представляешь, как сачком вылавливает рыб из бассейна, да не одну, а несколько. 1) Публицистический стиль
Б) Степь, чем далее; становилась прекраснее. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Вся поверхность земли представлялась зелёно – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. 2) Разговорный стиль
В) На исходе XII столетия русская литература стремится расширить и углубить светское начало, освоить психологический план в изображении человека, совершенствовать язык, приёмы композиции, закрепить связи с фольклором. 3) Научный стиль
Г) Занимаясь древней и средневековой историей народов Центральной Азии, прежде всего кочевых, Л. Н. Гумилёв пришёл к выводам о существовании определённых закономерностей в развитии природных и этнических процессов на Евразийском континенте. 4) Художественный стиль

ТЗ 93. Определите, какая из характеристик художественного стиля неверна:

1) языковые средства – книжная лексика, тропы

2) форма – письменная

3) функция – сообщение, инструкция

4) сфера применения – художественная литература

5) стилевые черты – образность, эмоциональность

ТЗ 94. Стилистика – это:

1) раздел науки о языке, изучающий звуки речи

2) раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка

3) раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение

4) раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности

5) раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи

ТЗ 95. Драма, проза, поэзия – формы реализации _______ стиля:

1) официально – делового

2) разговорного

3) публицистического

4) художественного

5) научного стиля

ТЗ 96. Разговорный стиль употребляется в:

1) обыденной речи, в беседах

2) общении граждан с учреждениями и учреждений между собой

3) агитационно-массовой деятельности

4) словесно-художественном творчестве

5) научных трудах учёных для выражения результатов исследовательской деятельности.

ТЗ 97. Уместен в неофициальной обстановке при общении с хорошо знакомыми людьми:

1) разговорный стиль

2) художественный стиль

3) публицистический

4) официально – деловой стиль

5) научный стиль

ТЗ 98. Определите, какая из характеристик соответствует разговорному стилю:

1) сфера применения – делопроизводство

2) сфера применения – общение в быту

3) сфера применения – радио, телевидение, газеты

4) сфера применения – учебники, учебные пособия, статьи

5) сфера применения – художественная литература

ТЗ 99. Воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей – цель:

1) разговорного стиля

2) художественного стиля

3) публицистического стиля

4) официально – делового стиля

5) научного стиля

ТЗ 100. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно – политических идей, цель:

1) публицистического стиля

2) официально – делового стиля

3) разговорного стиля

4) художественного стиля

5) научного стиля

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ (ЭКЗАМЕНА)

1. Типы нормативных изданий современного русского литературного языка

2. Толковые словари русского языка

3. Проявление нормы на различных уровнях языка

4. Грамматическая норма

5. Лексическая норма. Трудности употребления паронимии

6. Орфоэпическая норма

7. Литературный язык: его статус и функции

8. Социальные и этические аспекты культуры речи

9. Культура русской разговорной речи

10. Ораторское искусство

11. Разрешение конфликтов в дискуссии

12. Средства массовой информации: коммуникация и речевое воздействие

13. Стилистика художественной речи

14. Средства речевой выразительности публицистического стиля

15. Средства речевой выразительности поэтической речи

16. Устная речь и ее кодификация

17. Речевые стандарты и клише в различных стилях речи

18. Стабильность и изменчивость норм русского литературного языка

19. Основные признаки литературного языка

20. Письменная разновидность современного русского литературного языка

21. Официально-деловой стиль речи, его лингвистические и прагматические характеристики

22. Научный стиль речи, его лингвистические и прагматические характеристики

23. Публицистический стиль речи. Его лингвистические и прагматические характеристики

24. Устная и письменная речь: сходства и различия

25. Виды речи по количеству коммуникантов

26. Диалог и его специфические черты

27. Монолог. Диалогизация монологической речи

28. Тропы и фигуры – основные средства создания образности

29. Спор и его разновидности

30. Культура речи и ее связь с другими лингвистическими науками

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Советы для худых и высоких. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.