Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва, 2006 1 страница






Российская академия образования

Институт информатизации образования

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования

Москва, 2006

 

Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.

 

Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО).

Составители:

И.В. Роберт – член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук,

профессор,

Т.А. Лавина – кандидат педагогических

наук, доцент.

 

В работе над созданием словаря принимали участие сотрудники ИИО РАО:

Босова Л.Л., Данилюк С.Г., Касторнова В.А., Козлов О.А., Мартиросян Л.П., Мухаметзянов И.Ш., Михайлов Ю.Ф., Михаленок В.В., Павлов А.А., Панюкова С.В., Прозорова Ю.А., Романенко Ю.А., Сердюков В.И., Усенков Д.Ю.

 

В толковый словарь включено более 200 терминов понятийного аппарата новой отрасли педагогической науки – информатизация образования. Понятийный аппарат информатизации образования является результатом 20-летних исследований научной школы, сложившейся в ИИО РАО. Особенностью толкового словаря является наличие в нем библиографических ссылок на источники, которые были использованы при формулировке терминов.

Издание адресуется студентам, учителям, преподавателям учреждений среднего и высшего профессионального образования, аспирантам, докторантам, специализирующимся в области информатизации образования, а также всем обучающимся в системе повышения квалификации кадров в области создания и использования средств информационных и коммуникационных технологий.

 

Электронная версия толкового словаря выставлена на сайте ИИО РАО: https://www.iiorao.ru.

 

© Институт Информатизации образования РАО

© И.В. Роберт, Т.А. Лавина

 

Автоматизация обучения – прием технологии обучения, в котором часть рутинных функций, выполнявшихся ранее преподавателем, передается автоматическим устройствам, реализующим возможности информационных и коммуникационных технологий. Цель автоматизации обучения – повышение эффективности обучения [34, п. 3; 48, c. 22].

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) – поддержание заданной степени комфорта деятельности работника сферы образования на базе использования средств ИКТ в процессе ведения делопроизводства в учебном заведении, в профессиональной деятельности учителя-предметника, методиста, организатора учебно-воспитательного процесса. Основные функции средств ИКТ в процессе автоматизации информационной деятельности в учебном заведении и организационного управления процессами документооборота: общая обработка документов, их верификация и оформление; локальное хранение документов; обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге; дистантная совместная работа пользователей над документом; поддержка «безбумажного» общения между пользователями с их рабочего места; различные виды информационного взаимодействия по телекоммуникациям; персональная обработка данных и документов, в том числе дистанционная, средствами телекоммуникаций; коллективная обработка данных, документов средствами телекоммуникаций; обмен информацией между базами данных; использование распределенного информационного ресурса данных, документов; объединение электронной и вербальной коммуникаций; ведение персональных баз данных, в том числе дистантного доступа; ввод/вывод данных или фиксированных форм документов. С редства ИКТ в процессе автоматизации информационной деятельности учреждения обеспечивают: информационную поддержку современных методов ведения делопроизводства в учебном заведении, в том числе документооборота; оперативность принятия управленческих решений с возможностью дистанционного оповещения о принятых решениях; оперативное планирование, проектирование и управление учебно-воспитательным процессом [48, c. 22].

Автоматизированная обучающая система (АОС) – компьютерная эргатическая система, предназначенная для оптимизации процесса обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, а также автоматизации процессов обратной связи и управления на ее основе познавательной деятельностью обучаемого [4; 34, п. 3.1; 35; 42; 43; 48, c. 22].

Автоматизированная система лабораторного практикума комплекс технических и программных средств, обеспечивающих проведение лабораторных работ и экспериментальных исследований непосредственно с физическими объектами и (или) математическими, информационно-описательными, наглядными моделями, представленными на экране ЭВМ [34, п. 3.5; 59].

Автоматизированная система управления (АСУ) – система управления любым объектом, в которой человек принимает непосредственное участие. Современная АСУ предполагает наличие в своем составе компьютеров различной мощности, соединенных каналами связи [5; 71, c. 19].

Автоматизированное рабочее место (АРМ) –комплекс технических, программных и методических средств, обслуживающих рабочее место специалиста, обеспечивающий осуществление информационной деятельности, информационного взаимодействия и доступ к информационным ресурсам [34, пп. 3.17, 3.18; 48, c. 22].

Автоматизированное рабочее место (АРМ) преподавателя/учащегося – совокупность средств вычислительной техники и программно-аппаратных средств, предназначенная для работы одного человека [34, пп. 3.17, 3.18; 48, c. 22].

Администратор базы данных – лицо или группа лиц, занимающихся текущим управлением базы данных и отвечающих за технологию ее работы. Основные функции: обеспечение надежности функционирования, поддержание целостности, обеспечение санкционированного доступа, реструктуризация, актуализация данных и пр. Инструмент управления – специальные программы [40, c. 14, 100; 60, c. 9–10].

Администратор компьютерной сети – лицо или группа лиц, занимающихся текущим управлением сети и перспективой ее развития. Основные функции: обеспечение надежности функционирования, определение и выдача адресов и паролей доступа, обеспечение взаимодействия с другими сетями, взаимодействие с администраторами базы данных и пр. Инструмент управления – система сетевого управления [40, c. 14, 254; 60, c. 9].

Администратор системы – лицо, управляющее информационной системой, взаимодействующее с пользователями, обеспечивающее надежность функционирования. Часто используют термин «сисадмин», от англ. system administrator [40, c. 14, 362; 60, c. 9].

Аналоговое представление (используется в аналоговых ЭВМ) – представление непрерывно изменяющейся определенной физической величины другой, также непрерывно изменяющейся величиной (например, какой-либо механической величины током или напряжением) [48, c. 22].

Аналого-цифровое преобразование – преобразование сигналов из аналоговой (непрерывной) формы в цифровую [48, c. 23].

Аналоговое электронное моделирование – метод моделирования при помощи аналоговой ЭВМ, использующей аналоговое представление [48, c. 23].

Апплет – зависимый программный модуль, обычно небольшой и компактный, функционирующий с основным приложением. Апплеты широко используются в технологии Java [54, с. 287].

Асинхронная передача данных – способ передачи и метод извлечения данных из непрерывного потока сообщений с задержкой по времени [44, c. 191; 57].

База данных (БД) – поименованная, целостная совокупность данных, которая отображает состояние объектов и их отношений в данной предметной области. БД обеспечивает использование одних и тех же данных в различных приложениях, допускает решение задач планирования, проектирования, исследования, управления. Функционирование БД обеспечивается системой управления базами данных (СУБД). Базой данных иногда называюторганизованный набор фактов из какой-либо предметной области, информацию, упорядоченную в виде набора элементов записей одинаковой структуры. Для обработки записей используются специальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу (правилам). Базой данных еще называют информацию и программы ее обработки [34, пп. 1.18, 1.19; 44, c. 180; 61, c. 79].

База знаний (БЗ) – организованная совокупность знаний, представленная в форме, которая допускает автоматическое или автоматизированное использование этих знаний на основе реализации возможностей средств информационных технологий. Базой знаний иногда называют совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной области знания, хранящихся в памяти ЭВМ, объем которых необходим и достаточен для решения заданного круга теоретических или практических задач. В системе управления БЗ используются методы искусственного интеллекта, специальные языки описания знаний, интеллектуальный интерфейс. База знаний содержит не только конкретные факты, но и описание общих закономерностей (например, предметной области). База знаний используется в приложениях искусственного интеллектадля решения задач в определенной области [34, п. 1.22; 44, c. 180; 48, c. 23; 60, c. 22; 61, c. 80].

Банк данных (БД) это совокупность всех массивов информации длительного хранения, как правило, организованных в библиотеки данных, а также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление, корректировку и использование [34, п. 1.20; 48, c. 23; 60, c. 22; 61, c. 80].

Брандмауэр (firewall) – барьер (программный и/или аппаратный) между двумя сетями, позволяющий устанавливать только авторизованные межсетевые соединения [83, с. 389].

Браузер (browser, Web-браузер) – программное обеспечение, позволяющее пользователям просматривать HTML-документы, а также получать доступ к файлам и программному обеспечению, связанным с этими документами. Созданные изначально с целью просмотра и навигации документов всемирной паутины (WWW), Web-браузеры стирают границы между локальными и удаленными ресурсами, предоставляя пользователям доступ как к документам локальной машины, так и к документам, расположенным в сетях Intranet/Internet. Для браузеров основной является концепция гиперссылок, которые позволяют перемещаться между документами. Большинство браузеров способны скачивать и перемещать файлы, просматривать новостные группы, отображать графику, встроенную в документы, проигрывать аудио- и видеофайлы, связанные с документами, выполнять код небольших программ (Java-апплетов или ActiveX-компонент), внедренных в документы [8, с. 47; 40, c. 50; 63, с. 98; 76, с. 314].

Виды обучения:

Обучение индуктивное – процесс обучения путем наблюдения, рассмотрения, исследования примеров, выделения существенных признаков и обобщения для формирования новых представлений, обобщений, концепций.

Обучение проблемное – обучение, при котором используется система дидактических методов активизации познавательной деятельности, направленная на развитие у обучающегося творческой активности и познавательного интереса, понимания диалектического процесса познания; совершенствование структуры мыслительной деятельности; развитие навыков анализа, синтеза, обобщения. В основе проблемного обучения лежит выявление противоречия, которое устранимо путем теоретических умозаключений (или) практико-ориентированных действий.

Обучение программированное – обучение по заранее составленной программе, выполняющей некоторые функции преподавателя (контроль, подсказка). Развивается на базе использования достижений педагогики, дидактики, инженерной психологии. Программированное обучение основано на расчленении учебного материала и действий обучаемого и обучающего на небольшие порции и шаги, адекватно которым поступает информация об осуществлении обучаемым каждого шага (оперативная обратная связь) и использовании ее для изменения стратегии обучения; на приспособлении обучения к динамике усвоения знаний, умений и навыков каждым обучаемым (индивидуализация темпов обучения); на выполнении обучаемым функций управления процессом обучения.

Обучение по аналогии – обучение, при котором приобретение новых знаний и умений осуществляется путем применения их к новой ситуации и представлений об аналогичных случаях.

Обучение путем заучивания – обучение, при котором все знания поступают обучаемому в явном виде, из внешнего источника; при этом от обучаемого требуется их запоминание и представление (на оценивание обучающим) в том виде, в котором их получил обучаемый.

Обучение через открытие – самостоятельное индуктивное обучение, состоящее в наблюдении событий и манипуляции имеющимися понятиями для формирования новых понятий без помощи извне [1, c. 344–345; 38, c. 175].

Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования – организованный и инициированный администрацией школы (методистом-организатором информатизации образования) процесс, осуществляемый в условиях информационно-коммуникационной среды школы, направленный на стимулирование повышения профессионального уровня работников школы соответствующего уровня и профиля в области реализации основных направлений информатизации образования, в целях оптимального использования современных средств ИКТ в школе [19; 38, c. 201].

Возможности средств ИКТ:

• незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения [50, c. 6–8].

Возрастные аспекты информатизации образования – предельная нагрузка на пользователя ПК в зависимости от возраста, позволяющая не нанести вреда его здоровью [55].

Всемирная мультимедийная среда – World Wide Web (WWW) –всемирная распределенная информационная среда, содержащая разнообразную информацию (в том числе мультимедиа-компоненты Web-страниц), обладающая определенными возможностями распределенной базы данных, хотя и не предполагающая наличие единой структуры хранящейся информации (это в Web обеспечивается далеко не всегда). WWWобеспечиваетнаиболее удобный и универсальный сервис всемирной сети, реализующий, прежде всего, информационный аспект Интернета, но также активно вытесняющий (заменяющий) практически все остальные сервисы (в том числе чисто коммуникационные). Основами Web являются использование высокостандартизированного единого пользовательского интерфейса на основе поддерживающего технологию гипертекста языка HTML, применение универсального и легкого для освоения непрофессионалами клиентского программного обеспечения (браузеров) и использование протокола HTTP, обеспечивающего необходимые функции для реализации загрузки требуемых компонентов Web-страниц на клиентский компьютер для просмотра в браузере и поддержку гипертекстового механизма [8, с. 39; 40, c. 409; 48, c. 23].

Гипермедиа гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видео и пр.) [64, c. 75].

Гиперссылка ссылка от одного электронного информационного объекта к другому (например, из текста к примечанию или элементу списка литературы, из одной энциклопедической статьи к другой). Специальные пометки в тексте, распознаваемые программой (браузером), которая осуществляет переход к указанному фрагменту данного текста или к другому файлу, расположенному в общем случае на другом компьютере. Гиперссылки расставляет разработчик текста в соответствии с требованиями браузера [64, c. 75].

Гипертекст (Hyper-Text) – технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характерен следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, которые являются указателями; на экране дисплея помещается участок текста, в котором объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты и (или) соответствующие окна. Гипертекст появился в начале 60-х гг. ХХ в. и описывал систему, позволяющую получить доступ к любым зафиксированным в системе текстовым данным. При этом в таких системах имелась возможность создания собственной взаимосвязи между различными частями данных. Большие системы гипертекста содержат до 1600 объектов и до 3500 связей между ними. Распространение этого подхода с текстовых данных на доступные ныне в ПЭВМ другие виды данных – графические, звуковые, видео и т.п. – определяет современное представление системы Гипермедиа (Hyper-Media) [34, пп. 4.12, 4.13, 4.17; 48, c. 23–24; 60, c. 49; 64, c. 75 ].

Глобализация современного информационного общества, развивающаяся на базе ИКТ, в настоящее время проявляется в следующих тенденциях: международное разделение труда; международное инвестирование в экономику различных стран; создание научно-производственных сообществ, решающих международно-значимые проблемы и задачи, решение которых инициирует развитие научно-технического прогресса одновременно в нескольких странах мира; информатизация (на основе глобальной коммуникации) разработок специалистов международных объединений в области науки, техники, бизнеса, производства товаров массового потребления и т.п.; создание значимых в мировом масштабе политических объединений (политическая глобализация); социальное разделение (поляризация) стран мира по уровню их материального благосостояния [48, c. 24; 64, c. 75].

Глобальные критерии критерии, оказывающие существенное влияние на всю систему оценки качества. Несоответствие глобальному критерию, как правило, приводит к отрицательной экспертной оценке [64, c. 75].

Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучаемым и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучаемого за счет не только усвоения программного материала, но и познания каждым самого себя, развития самоуважения, стремления поделиться знаниями с другими [36, c. 202; 37, c. 109].

Декларативный способ представления информации характеризуется тем, что основная часть информации представляется в виде статической совокупности фактов, которыми можно манипулировать с помощью набора универсальных процедур [48, c. 24].

Дефиниция – краткое определение, описывающее существенные и отличительные признаки предметов, или раскрывающее значение соответствующего термина. Дефиниция не охватывает описание предмета с исчерпывающей полнотой, а является краткой характеристикой его сущности и определения его четких границ [32, c. 163; 48, c. 24].

Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности) – констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев[48, c. 24].

Диалоговый режим – режим прямого взаимодействия между человеком и компьютером, компьютерами в сети или между компьютером и периферийным устройством, при котором связь между взаимодействующими системами не прерывается. Часто называется интерактивным режимом, или режимом «on-line» [60, c. 62].

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) [33, c. 13, 16, 30].

Дистрибутив обучающей программы – комплект программных модулей, необходимых для ее установки [54, с. 289].

Дозирование учебного материала – основа программированного обучения, используется при выявлении алгоритма построения прикладной (в том числе обучающей) программы [48, c. 24].

Доменное имя – присвоенное сайту уникальное имя, позволяющее однозначно идентифицировать сайт в сети Интернет и обратиться к его содержимому (контенту). Доменные имена назначаются (регистрируются) соответствующими организациями, отвечающими за формирование структуры World Wide Web в данном регионе.

Адрес сайта представляет собой уникальный цифровой номер (IP – Internet Protocol), состоящий из четырех чисел от 0 до 255 (байтов), записываемых через десятичную точку. Для удобства цифровому имени может быть сопоставлено доменное имя (DNS – Domain Name System), обычно также состоящее из нескольких частей, записываемых через точку, например:

www.< название_организации>.< тип_подсети>

либо

< логин_пользователя>.< имя_сервера>.< страна>,

где www – обозначение принадлежности к сервису World Wide Web (обычно характерно для так называемых «доменных имен первого уровня»); < тип_подсети> – условное обозначение (сокращение), указывающее характер сайта: com – коммерческий, org – государственной организации, net – службы и сервисы поддержки работы сети Интернет, edu – образовательные ресурсы и пр.; < страна> – общепринятое сокращение названия страны, в которой зарегистрировано данное доменное имя: ru – Россия, us – США, ua – Украина и т.д.; < имя_сервера> – доменное имя сервера, на котором располагается данный сайт (второй из указанных примеров формата доменного имени характерен для размещения множества сайтов на одном сервере и носит название «доменного имени второго уровня»), < название_ организации> и < логин _пользователя> – части доменного имени, обеспечивающие его индивидуальность.

Хранение базы данных, определяющей соответствие доменных имен (DNS), присвоенных компьютерам в сети Интернет цифровым адресам (IP), и определение требуемого для обращения к сайту IP по введенному пользователем DNS осуществляется на специальных серверах (DNS-серверах), образующих «матрешечную» иерархическую структуру, адекватную структуре доменных имен: всемирный DNS-сервер (БД имен стран) à региональные DNS-серверы (БД имен городов) à городские DNS-серверы (БД имен в пределах города). Такая структура позволяет ускорить поиск требуемого IP: если задан местный DNS, достаточно обращения к городскому DNS-серверу, иначе последний сам обращается к более вышестоящему DNS-серверу (региональному или всемирному).

Адрес отдельной Web-страницы (URL – Uniform Resource Locator) обычно включает в себя указание используемого протокола (обычно https:// – протокол HTTP), доменное имя сайта, а также, возможно, путь и имя этой страницы. При указании в качестве адреса только доменного имени сайта выполняется загрузка имеющейся в его составе головной страницы с именем index.htm (index.html) либо welcome.htm (welcome.html) [8, с. 19–21, 25, 184; 40, c. 117; 63, с. 64–68; 76, с. 125].

Здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, реализованной на базе средств ИКТ, и условия жизни учащегося, воздействующие на здоровье [27; 48, с. 26].

Извлечение знания – методы и способы поиска, отбора, концентрации всех видов знаний [48, c. 24].

ИКТ-компетентность учителя – обладание ИКТ-компетенцией [62, с. 295].

ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области:

• преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;

• осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;

• экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;

• предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;

• автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен [50; 62, с. 295].

Инструментальное программное средство (ИПС) – программное средство (совокупность программных средств), предназначенное для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы. Наполнение ИПС предметным содержанием позволяет создавать различные типы ПС учебного назначения или ПС «смешанного» назначения [10; 44, c. 22, 25; 48, c. 24].

Интегрированные системы CAD/CAM (черчение/производство) – программные продукты, обеспечивающие конструкторско-технологическое пространство на базе структурных геометрических моделей [2, c. 8].

Интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов и пр.); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя [44, c. 13–14, 182; 48, c. 24–25].

Интернет-провайдер – организация, обеспечивающая доступ в Интернет для других пользователей. Деятельность провайдера ориентирована на поддержку и оплату высокоскоростного канала доступа в Интернет, провайдер обеспечивает подключение к нему за соответствующую плату множества внешних пользователей, одновременно предоставляя ряд дополнительных услуг: размещение личных сайтов, адреса электронной почты и пр. [8, с. 22; 40, c. 304; 63, с. 71].

Интерфейс – средство сопряжения устройств вычислительной техники (аппаратный интерфейс); организация взаимодействия человека и компьютерной программы (программный интерфейс) [48, c. 24–25; 60, c. 92; 61, c. 233–234].

Информативность программного обеспечения – способность программного обеспечения выделить основное, существенное в процессах управления и формировать параметры, характеризующие основные стороны процесса [18].

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует следующие процессы: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых [44, c. 182–183; 48, c. 25].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.