Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции власти






1. теологическая - власть реализует стремление индивида, группы людей достичь в жизни определенных целей.

2. бихевиористская - законом поведения людей явл то, что одни из них призваны повелевать, руководить, а др склонны подчиняться.

3. христианская - в послании Святого Апостола Павла содержатся непреложные требов: всякая душа да будут покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога; «посему противящийся власти противится Богу»; «ибо начальник есть божий слуга, тебе на добро» и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

4. психологическая - она связыв то с волевым началом, то с сублимацией (возносить), переключением психической энергии людей на более высокие цели властвования, то с преодолением комплексов неполноценности, то с харизматическими явлениями.

5. марксистская - власть выражает интересы господств класса, отделяется от общества и становится над ним в качестве орудия подавления трудящихся в антагонистич формациях. В будущем государств власть отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению.

6. социологические - делают упор на то, ч она- функция, необход элемент жизнедеятельности соц системы. Указывается на потенциал возможность одних людей принять решения, способн влиять на поведение др (Вебер, Парсонс).

7. экзистенциональная -вл противопостав чел как надличностная, чужд ему сила(Камю).

8. структурно- функциональная – вл- неотъемлемое свойство всякой развитой общественной организации, способ самоорганизации соц систем.

9. реляционистские - власть представляется как отношения субъекта и объекта, из кот один направляет и контролирует действия другого.

Кант утверж, ч необход строгое раздел власти. В каждом разумно устроенном госуд действуют три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Деспотизм появляется там, где не обеспечена достат независимость одной ветви власти от др-х. Классич теорией по поводу раздел-я властей считается теория Монтескье. Наиболее предпочтит гармония между всеми тремя ветвями власти, но гармония предпол и противоречие, и борьбу. Гл цель законодат деятельности- обеспечить своему народу нормал, спокойную, в меру возможности соц справедл жизнь. Законодат власть явл выражением общей воли государства, исполнит- механизм реализации этой воли. Исполнит власть д/б в руках одного или немногих, т/к эта сторона правления почти всегда треб быстрого исполнения. Судебная власть не д/б связана ни с известным положением, ни с какой- либо партией: она д/б невидимой для народа. В идеале между тремя ветвями власти мыслится установление такой гармонии, что правопорядок явил бы собой свое высшее совершенство.

Ведущим звеном в системе политических отношений общ является государство. Это не случайно, так как главное в политических отношениях --- вопрос о власти, прежде всего государственной. Заслуга внедрения в литературный оборот термина «государства» принадлежит Макиавелли, Этот термин озн общее понятие государства независимо от конкретных форм государственного устройства; оно призвано характеризовать политическое состояние общества, его политическую организацию. Государство - это система органов общества, которая обеспечивает организационную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти- законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу. Гегель уподоблял государство живому организму с присущими ему «государственными» органами: они- члены целого, кот нельзя отколоться, не подвергая государство в болезнь. Государство- это общественный организм с определенной структурой. В государстве действует административно-управленческий аппарат, законодательные и исполнительные органы. Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное основание всех государств заключается в материальном и нравственном благополучии народа.

Основные признаки государства - наличие публичной власти; определенной территории и территориального деления населения, приспособленного для удобства управления; права. Государство осуществляет внутренние и внешние функции.

Государство существовало не всегда. Оно- результат историч развития общества, его закономерной дифференциации на различные соц группы, результат прогрессирующего развития производит сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Дифференциация и связанное с ней усложнение общественной жизни с необходимостью требовали особого органа, который бы полномочно осуществлял регулирование и управление многообр функциями обществ целого. Предпосылки образования государства уже существовали в виде верхушки родовой знати. В разросшемся обществе, основу кот составляла экономическая дифференциация, оказалось расхождение интересов у разных групп людей. Но общество должно функционировать как единое целое; необходим был орган, реализующий управление обществом, т.е. функции власти. Функции гос внутренние и внешние. Внутренние - защита существующего способа производства, экономического и социального устройства; охрана общ порядка и поддержание дисциплины; регулирование соц отношений, обеспечение соц защиты населения. егулирование нац отношений, функция развития духовной культуры, идеологическая, хозяйственно-организаторская. Внешние - защита интересов данного гос на международной арене, обеспечение обороноспособности страны, развитие нормальных отношений с др гос, развитие взаим сотрудничества на принципах мирного сосуществования.

Тип гос определяется, какому классу оно служит, то есть, в конечном счете, экономическим базисом. Основные типы гос совпадают с о-э формациями, на этапах перехода сущ переходные гос. При респ власти - народное большинство. Важное значение есть в различении г с точки зрения сущ в них политического режима.

Под формой государства понимают:

1) формы правления, устройство основных институтов политической власти. Они различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним и тем же лицом или официально принадлежит выборному органу. Монархия - государство, главой кот явл монарх; здесь существует самодержавная или ограниченная власть одного чел (короля, царя, императора), кот обычно передается по наследству и рождение определяет, кому быть правителем. Республика - форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником власти выступает народное большинство. Республика предполагает правой порядок, гласность и разделение властей.

С точки зрения гос устройства подразделяется на унитарные (единое гос образование), федерации (союз юридически относительно самостоятельных гос образований, кантонов, земель, штатов, республик), конфедерации (государственно-правовые объединения). Члены федерации, будучи составными частями федерального государства и подчинясь решениям его высших органов, вместе с тем имеют и свои органы власти, управления и свое законодательство, судебную систему, т.е. юридически являются относительно самостоятельным государственным образованием.

2) политический режим - методы осуществ государ руководства обществом. Государство может осущ свою власть и демократич методами парламентаризма, и антидемократическими методами тоталитаризма в его наиболее откровенной форме.

Используя рычаги власти, органы гос могут воздействовать на все звенья политической системы общества. Главными средствами оказываются политика, административные акты, правовые нормы. Гос власть доминирует в общ и может добиваться своих целей разными средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием, другими косв способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец аппарата. Связана с отношениями субординации, иерархии. Современная динамика соц процессов связана с процессом бюрократизации, кот подчиняет людей безличным правилам, с целью приспособления их к заданным функциям и предполагает наличие санкций за уклонение от правил. В классово-антагонистических обществах гос находится в руках господствующего класса и используется для подавления своих соц противников.

Особое значение придается формированию правового гос. В нем особое значение приобретает принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. разделение полномочий и функций властей разного уровня. Правовое гос есть правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как с субъектами права. Сам термин утвердился во второй половине 19 в. уже античными мыслителями был разработан ряд правил и положений, значимых для последующих представлений о прав гос. В новое время формирование понятий о правовом гос шло в русле утверждения доктрины естественного права, идеальном, вытекающем из природы человека (истоки еще от Платона). Здесь же возникли и социальные утопии. В новое время возникновение и укрепление светского юридического мировоззрения, критика феодального произвола, абсолютистских и полицейских порядков, признание свободы и равенства всех людей:, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых форм, средств и механизмов противодействия монополизации политический власти в руках отдельных лиц, слоев и организаций, становление концепции разделения (их взаимодействия, взаимных сдержек и противовесов) власти на законодательную, исполнительную и судебную, развитие теории и практики конституционализма. Спиноза, Локк, Монтескье, Адамс. Философское обоснование прав гос дано Кантом, в учении которого требование категорического императива в политической форме предстает как республика - правовая форма организации государственности с разделением власти. Республике Кант противопоставлял деспотизм, где отсутствует право и разделение властей. Систематическая фил гос как правовой организации разработана Гегелем. Гос как идея и система права, царство реализованной свободы. Отличительные признаки прав гос: верховенство правового закона, реальность прав и свобод личности, организация и функционирование суверенной гос власти на основе конституционно-правовой регламентации принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений инд, общ и гос.

Государство изменяется тремя путями: государственный строй обновляется, реформируется; оно разлагается; оно коренным образом преобразуется в ходе социальной революции, когда изменяются уже сами принципы данного государства. Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность объективных условий, отражающих экономический и политический кризис данного общественного строя и определяющее возможность социальной революции. Реформизм - отрицание политической борьбы, способной привести к обвалу системы, проповедует сотрудничество классов.

Оба подхода имеют преимущества и недостатки. Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь сопровождается большими человеческими жертвами. Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго. Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм т.е. граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному развитию. Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот. Несколько слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений политический менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в обществе. Грубо говоря это обоснованное понимание пути развития общества.

Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях

Характерной чертой нынешнего этапа явл-ся потребность в усовершенствовании соц. технологий. Можно выделить 3 группы соц. инноваций:

1 Экономические реформы.

2 Изменение в политич. сфере (формир-е демокр. структур власти).

3 Преобразование социально-психологических отношений в обществе.

Соц. технологии переводят систему из одного состояния в другое. Любая технология должна соответствовать традициям, ментальности государства. Внедрение соц. технологий всегда очень болезненно, т. к. затрагивает сложившиеся соц. структуры, консервативность психологии. Широкое развитие соц. инновац. процессов обусловлено оформлением сферы соц. технологий — процедура, содержащая описание организационных нововведений, направленных на решение соц. проблем. Соц. технологии — деятельность, в рез-те которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Необходима четкая последовательность операций достижения цели, четкая конечная цель.

С позиции системного подхода в структуре соц. технологий выделяются 3 процесса:

1 Технологические процессы — отбор и переработка материально-вещественных и информационных потоков.

2 Технол. процессы, которые являются специфич. действиями данной технологии с точки зрения ее назначения (технология образования, обучения).

3 Технол. процессы, связанные с дальнейшим продвижением полученного результата.

Технологии характеризуются масштабностью систем, в которых реализуются эти технологии и разделяются на макротехнологии и микротехнологии.

В зависимости от поставленной цели технологии могут быть:

1 Технологии, которые поддерживают стабилизацию систем.

2 Переводят систему из одного состояния в другое.

3 Повышают надежность системы.

Ставится проблема социального эксперимента.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.