Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные концепции социального взаимодействия






Итак, понятие социального взаимодействия является центральным в социологии в силу того, что возник целый ряд социологических тео­рий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования: микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процес­сы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосред­ственном контакте; такое взаимодействие протекает, главным образом, в пределах малых групп. На макроуровне социального взаимодей­ствия возникает взаимодействие крупных социальных групп и струк­тур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего, соци­альные институты. В этом параграфе мы кратко рассмотрим лишь некоторые из наиболее распространенных теорий и их «ответвлений».

Социальные взаимодействия как обмен. Одной из наиболее известных и основательно разработанных кон­цепций, описывающих социальное взаимодействие, считается теория обмена.

Интеллектуальные основы идеи обмена под­робно описаны еще в классической политэкономии, основоположники которой Бентам и Смит считали, что основным движущим фактором деятельности любого человеческого существа следует, считать стрем­ление к полезности и получению выгоды. В конце XIX — начале XX века во многих работах по социальной антропологии указывалось на важ­ную роль обменных сделок в жизни первобытных племен.

С позиций теории обмена в социальном поведении любого человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнооб­разных «выгод» — в форме товаров, денег, услуг, престижа, уважения, одобрения, успеха, дружбы, любви и т. д. В начале 60-х годов амери­канский социолог Джордж Хоманс (1910 – 1989) пришел к выводу, что суть социальных отношений состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и возна­граждениями.

Исходя из этого, Хоманс исследует социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «Деятелем» и «Другим» и делает следующие предположения:

1. В процессе взаимодействий каждая из сторон будет стре­миться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты.

2. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в част­ности, социальное одобрение.

3. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях.

4. Нарушение ожиданий со стороны одного из участников влечет за собой фрустрацию и, как следствие, - возникновение агрессивной реакции; при этом само про­явление агрессивности становится в определенной степени получени­ем удовлетворения.

Эти идеи развивал другой современный американский социолог, Питер Блау (р. 1918), который утверждал, что практически все контакты меж­ду людьми покоятся на схеме эквивалента давания и возврата. Эти выводы были заим­ствованы из идей рыночной экономики, а также бихевиористской психологии. Теории обмена усматривают сходство между соци­альными взаимодействиями и экономическими или рыночными сдел­ками, осуществляемыми в надежде, что оказанные услуги будут так или иначе возвращены. Таким образом, базовая парадигма теории об­мена являет собой диадическую (двухличностную) модель взаимодей­ствия.

К числу недостатков теории обмена следует отнести то, что ее психологические предпосылки слишком упроще­ны и делают чрезмерный акцент на эгоистических, расчетливых элементах индивидуальности. Кроме того, теория обмена ограничена в развитии, поскольку не может перейти от двухличностного уровня взаимодействия к со­циальному поведению более обширного масштаба: как только мы переходим от диады к более широкому множеству, ситуация при­обретает значительную неопределенность и сложность.

Одной из модификаций теории обмена является возникшая в 80-х го­дах XX века теория рационального выбора. Это относительно формаль­ный подход, в котором утверждается, что социальная жизнь в прин­ципе может быть объяснена как результат «рациональных» выборов социальных акторов.

Социальное конструирование реальности. С позиции парадигмы символического интеракционизма, социальное взаимодействие – это процесс повседневного общения, в ходе которого люди создают реальность. Базовое предположение здесь состоит в том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно прини­маются ими на веру, в готовом виде. Изучение процесса осмысления социальных контактов является задачей этнометодологии.

Один из этнометодологических методов исследования иллюстрируют некоторые эксперименты их основоположника Гарольда Гарфинкеля (р. 1917) по разрушению стереотипов повседневной жизни. Гарфинкель утверждает, что единственным способом обнаружить, каким образом мы наполняем события смыслом, является целенаправленное нарушение правил.

Гарфинкель просил своих студентов по приходе домой вести себя так, как если бы они были квартирантами или постояльцами гостиницы. Реакции родителей и родственников носили драматический характер, вначале недоумен­ный, затем — даже враждебный. По Гарфинкелю, это иллюстрирует, насколько тщательным, даже деликатным образом сконструирован социальный порядок повседневной жизни.

Некоторые социологи считают этнометодологию несерьезным видом исследований, ибо она фокусируется на обычных переживаниях и применяет необычные, даже дикие, методы. И все-таки этот подход помогает нам лучше осознать незаметные образцы повседневной жизни.

Конструирование реальности легко заметить в глобальной перспективе. Например, возникают такие ситуации: в Лондоне люди, ждущие автобуса, обычно выстраиваются в очередь; житель Нью-Йорка редко бывают такими дисциплинированными. В Саудовской Аравии закон запрещает женщинам садиться за руль – дело, неслыханное для России. В американских мегаполисах страх стать жертвой преступления намного сильнее, чем где либо еще, включая Лондон, Париж, Рим, Калькутту и Гонконг; это чувство опасности, исходящее от общества, формирует повседневную реальность для десятков миллионов американцев.

Управление впечатлениями. Концепцию взаимодействия, основанную на управлении впечатлениями — разработал Ирвинг Гофман (1922 – 1982). Основ­ной интерес его исследований был связан с элементами скоротечных встреч, возможностями, заложенными в моментальных столкновени­ях, то есть с социологией повседневной жизни.

Для того, чтобы изу­чить и понять порядок таких социальных встреч, Гофман использовал драму как аналогию для их постановки, поэтому его концепцию назы­вают иногда драматургическим подходом (или драматургическим интеракционизмом). Основная идея данного подхода состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, вос­принимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогич­ны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше слу­жат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символичес­ких значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы – сознательно и бессознательно – передаем другим людям информацию.

Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера). Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена). Так, мы можем громко шутить в ресторане, но понижаем голос при вхождении в церковь. Люди разрабатывают условия – бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.