Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе






Я рассмотрела организацию деятельности по духовно-нравственному воспитанию на примере сюжетно-ролевой игры.

Уроки проводила на базе 4 «и» класса МБОУ НОШ №21.

Учитель данного класса практически не использовала таких методов на своих уроках, для этого были классные часы или организация праздников. Я решила попробовать использовать данные методы на различных уроках и внеурочных мероприятиях.

При проведении урока окружающий мир на тему «Мастера печатных дел». На этапе урока «Изучения нового» детям была предложена игра, поставить сценку на один исторический фрагмент. Дети были все заинтересованы. При подведении итогов можно заметить, что новый материал был усвоен очень хорошо, ученикам понравился урок. Целью нашего урока было развитие у детей коммуникативных УУД и развить интерес к культурному времяпровождению.

При опросе у детей, кто посещает театры, ходят на читательские вечера, участвуют в организации праздников и других культурных мероприятий. Результат показал нам, что 3 % детей посещают танцевальные школы, 2% посещают театральные кружки, 2 % посещают музыкальную школу, 1% детей учатся в художественной школе. Остальные 92 % детей предпочитают домашний отдых у телевизора или компьютера.

Далее я использовала этот метод ролевой игры на уроке внеклассного чтения при изучении произведения Куприна «Жулька и Барбос», дети уже задействовали весь класс и самостоятельно показали инсценировку этого произведения. В итоге, что мы получили, все дети познакомились с новым произведением, самостоятельно сделали анализ, выделили поучительную сторону рассказа.

После таких методов на уроках. Дети подали заявку на участие в школьном празднике ко дню 8 марта. Я считаю это маленькой победой, мне удалось заинтересовать детей принимать участие в культурной жизни школы. Думаю если дальше принимать такие методы на уроках, активность детей выйдет и за пределы школы.

В конце практики я проводила внеурочное в форме игры «Что? Где? Когда?», по русскому языку. Ученики были настоящими знатоками, на все задания отводилось время, за каждый правильный ответ дети получали баллы. Ученики быстро вжились в роль, были очень активны. Не стеснялись выступать и показывать мини-сценки.

При завершении этого мероприятия я провела устный опрос, как проводила в начале практики и результат меня приятно удивил из класса уже более 10 % детей стали посещать культурные мероприятия, 7% записались в различные кружки, 6% стали участвовать в разных культурных мероприятиях своего города.

Таким образом, мы развили у детей интерес развиваться в культурной сфере.

Почувствовать свою причастность к истории своей страны, своего государства. Важность каждого из них. Как зависит будущее от них. Что они сами могут вносить в жизнь что-то новое, чтобы их узнавали.

Для себя я подчеркнула, что такие методы духовно-нравственного воспитания на уроках необходимы. Ведь именно учителя должны прививать эстетический интерес к культуре, нравственное поведение в обществе и т.д. таким образом, только при целенаправленной работе может быть эффективность данного направления духовно-нравственное развития.

 

 

Заключение

Проблему духовно-нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Практика в МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска, показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 4 «И» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского). Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать духовно-нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

 

 

Список литературы

 

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997- 17с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.-М.: Просвещение, -1998- 479с.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. -- М.: Просвещение, 1980. -- 207 с.

4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1979.- 289 с.

5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 1979.- №8.- С.11.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.- 420 с.

7. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.

8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.- М.: 1979, т.11.- 640 с.

9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г. Заславская. - М.: Педагогика, 1979.- 267

10.Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979.- 290 с.

11.Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Карпов. - М.: Просвещение, 1979.- 198 с.

12. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. - М., 1988.- 280 с.

13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология/ Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964.- 390 с.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. -- М.: Наука, 1984. -- 431 с.

15.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. -- М.: Просвещение, 1980. -- 183 с.

16. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. -- М.: Педагогика, 1985. -- 368 с.

17. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.: Педагогика, 1990.- 423 с.

18. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. -14 с.

19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990.- 367 с.

20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. -- 144 с.

21. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. - С. 37-38.

22. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. -- 189 с.

23. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.- С. 32-35.

24. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности. // Школа духовности. - 1997. №1. - С. 21.

25. Шарапова О.В. Роль литературных произведений в нравственном воспитании младших школьников// https://1.emissia.peterhost.ru.

26. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. - Омск: Омск.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.