Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический аудит






В дословном переводе с английского «аудит» означает проверку, ревизию бухгалтерских книг, документов и отчетности. В российском законодательстве аудиторская деятельность определяется как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. Таким образом, она представляется экспертной деятельностью в финансово-промышленной сфере.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций с нормативными актами, действующими в Российской Федерации.

В Российской Федерации на сегодняшний день основным нормативным документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Содержание аудиторской деятельности составляет проверка трех объектов: системы внутреннего финансового контроля, бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Его можно вывести из состава и содержания документа, который завершает аудиторскую проверку — аудиторского заключения.

Понятие экологического аудита появилось в законодательстве РФ с 1994 г. Экологическое аудирование было включено в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, при этом само понятие экологического аудита в законодательстве определено не было.

Определение фактически проверенных сбросов, которые наносят ущерб окружающей среде, и поиск ответов на иные вопросы экологической экспертизы деятельности предприятия аудитом не являются.

Как правило, экологический аудит осуществляется по трем направлениям:

1) экологический аудит производственных объектов - проверка деятельности предприятия в части соблюдения норм и предписаний по охране окружающей среды, выработка рекомендаций по природоохранительным мероприятиям, а также стоимостная оценка расходов, связанных с природопользованием. Он проводится на предынвестиционных стадиях работы и при разрешении спорных ситуаций с контролирующими органами;

2) экологический аудит территорий направлен на оценку природно-ресурсного потенциала конкретных земельных участков, выявление негативных природных и природно-техногенных процессов, на установление видов и оценку уровней техногенного воздействия на окружающую среду. Возможна оценка состояния одного из компонентов окружающей среды. Этот аудит сопровождает операции с недвижимостью, сделки с земельными участками. Его результатом является независимое экспертное заключение, подкрепленное необходимым обосновывающим материалом;

3) экологический консалтинг обусловлен тем, что в условиях крупного города проблемы охраны окружающей среды тесно связаны с технологическими аспектами производства, вопросами землепользования, имущественными правами и др. Эта взаимосвязь повышает значимость консультационных услуг, среди которых могут быть: предпроектное обследование земельных участков с выдачей заключения о возможных экологических проблемах территории; экологическая оценка существующих (проектируемых) технологий; оценка эффективности (необходимости и достаточности) различных природоохранительных мероприятий; обоснование применения природоохранительных мероприятий; участие в подготовке разнообразной исходно-разрешительной документации.

Экологический аудит проводится при выдаче лицензий на отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды, а также в случаях, если на основании результатов экспертизы, материалов и документов невозможно определить фактическую компетентность и готовность к осуществлению заявленных видов деятельности исоответствие условий лицензируемой деятельности требованиям охраны окружающей среды.

Следует отметить, что в действующих подзаконных актах РФ экологический аудит обозначается, по крайней мере, тремя различными терминами: «экологическое аудирование», «экологический аудит», «экоаудит». Существует также термин «экологоэкономический аудит». Экологический аудит не является единственным видом аудита в области природопользования. В 1998 г. были утверждены основные положения аудита недропользования. Под аудитом недропользования понимается процедура проверки деятельности недропользователей на соответствие нормативным актам в сфере недропользования, охраны окружающей среды и выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов недр.

Цель этого аудита состоит в анализе достоверности информации и в подготовке рекомендаций, необходимых для рационального использования недр и природных ресурсов при разработке полезных ископаемых, обеспечения использования подземного пространства в рамках существующих норм и правил, соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах горных пород, а также в осуществлении контроля за использованием лицензионных условий на недропользование.

Основными задачами аудита недропользования являются:

а) определение направлений повышения рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны недр;

б) контроль за выполнением условий соглашений (договоров) о разделе продукции в части поисков, разведки и добычи минерального сырья, разделе производственной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранении на стадиях процессов заключения, использования и прекращения соглашений (договоров) о разделе продукции;

в) контроль за выполнением лицензионных условий на недропользование в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами;

г) снижение отрицательного воздействия недропользования на окружающую природную среду, на здоровье населения и персонала предприятий-недропользователей;

д) разработка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъектов недропользования.

Объектами аудита недропользования являются:

а) предприятия по добыче полезных ископаемых на стадии разведки, опытной и промышленной эксплуатации, консервации, включая систему транспортировки сырья и продукции, и управления горно-геологическими отходами;

б) предприятия, использующие шахты, тоннели, бункеры, резервуары и иные подземные сооружения для переработки, транспортировки, хранения сырья и продукции;

в) специальные транспортные подземные сооружения (метрополитены и пр.);

г) системы подземных коммуникаций, используемые для транспортировки и передачи воды, различных энергоносителей, электроэнергии;

д) подземные полигоны отходов, в том числе радиоактивных, на стадии оборудования, эксплуатации и консервации, включая систему транспортировки отходов и их производных.

Субъектами аудита недропользования выступают МПРиЭ России и другие заинтересованные министерства, аудиторские фирмы, независимые аудиторы.

Аудирование проводится в интересах заказчика и на основе государственной лицензии. Результаты аудита учитываются территориальными органами МПРиЭ России и службами геоконтроля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.