Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 3. Объясните употребление форм сказуемого. Определите, какие условия определяют выбор той или иной формы.






Тема № 5

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

I. Теоретические вопросы

1. Порядок слов в русском языке. Стилистические функции порядка слов в предложении.

2. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

3. Типы синтаксических ошибок.

II. Практические задания

Задание 1. Отметьте случаи инверсии, укажите ее стилистическую роль.

Образец: С ужасом думала я: к чему все это ведет! И с отчаянием признавала власть его над моей душою (А. С. Пушкин). В приведенном примере инверсии подвергаются два обстоятельства образа действия с ужасом, с отчаянием, что усиливает их смысловую нагрузку (подчеркиваются чувства, переживания героя: ужас, отчаяние) и переводит высказывание из нейтрального плана в план экспрессивно-эмоциональный (ср.: Я думала с ужасом: к чему все это ведет! И признавала с отчаянием власть его над моей душою).

1. … В раскаянье бесплодном

Влачил я цепь тяжелых лет

И размышлением холодным

Убил последний жизни цвет.

С людьми сближаясь осторожно,

Забыл я шум младых проказ,

Любовь, поэзию, но Вас

Забыть мне было невозможно (М. Ю. Лермонтов).

2. Печально я гляжу на наше поколенье (М. Ю. Лермонтов).

3. Скука меня томила страшная (И. С. Тургенев).

4. Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Н. Толстой).

5. В деревне жизнь началась днями мирными, очаровательными (И. А. Бунин).

Задание 2. Измените порядок слов таким образом, чтобы он приобрел экспрессивный характер.

Образец: Редактор прочитал рукопись – в данном предложении, имеющем нейтральный характер, порядок слов прямой, поскольку подлежащее редактор предшествует сказуемому, а дополнение рукопись стоит в постпозиции по отношению к сказуемому. Изменение порядка слов Рукопись прочитал редактор влечет за собой изменение смысла: в предложении подчеркивается, что рукопись прочитал именно редактор, а не корректор или кто-то другой.

1. Самый лучший чай растет на Цейлоне. Цейлонский чай прославил ведущие мировые марки чая.

2. Создатель и владелец чайной марки «Дилма» отдал 45 лет жизни выращиванию, дегустированию и производству цейлонского чая.

Задание 3. Объясните употребление форм сказуемого. Определите, какие условия определяют выбор той или иной формы.

Образец: Большинство преподавателей нашего вуза имеют научные степени, квалифицированно преподают различные дисциплины, предъявляют высокие требования к себе и к студентам, добиваются глубоких знаний у своих воспитанников. В данном предложении сказуемые имеют, преподают, предъявляют, добиваются согласуются с подлежащим большинство преподавателей в форме множественного числа, так как подлежащее выражено одушевленным существительным преподавателей и в составе сказуемого есть ряд однородных членов.

1. В результате неэквивалентного внешнеторгового обмена с более богатыми государствами большинство латиноамериканских стран имеет пассивный торговый запас.

2. Большинство учреждений (заводы, школы, средства массовой информации, даже многие политические институты), которые сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, были созданы социальными новаторами прошлого.

3. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места.

4. Около пятисот иностранных корреспондентов, аккредитованных в Москве, все чаще называют ее «информационной столицей мира».

5. Ряд мер, направленных на улучшение дисциплины среди учащихся, принимаются администрацией школы.

6. В первые дни после трагедии в зону бедствия доставлено около десяти тысяч медицинских работников, горноспасателей, других специалистов.

7. Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями.

8. Ряд принятых законов в области экономики напоминает ведомственные инструкции: длинные, запутанные, двойственные.

9. Полмесяца прошло с тех пор, как начались экзамены.

Задание 4. Укажите случаи неоправданного употребления глагольно-именных сочетаний, предложите исправленные варианты.

Комментарии: Выполняя задание, необходимо помнить о том, что конструкции с глагольно-именными сочетаниями имеют книжный характер и свойственны, как правило, официально-деловому и научному стилям. В связи с этим данные предложения надо проанализировать с точки зрения уместности/неуместности в них глагольно-именных сочетаний. Помимо этого, необходимо обратить внимание на то, что подобное «расщепление» сказуемого может «загромождать» предложение, делать его многословным.

Образец: Проверка экзаменационных работ по русскому языку производится преподавателями кафедры русского языка Педагогического университета. В данном предложении уместно использована глагольно-именная конструкция проверка производится, поскольку предложение носит книжный характер (ср.: Экзаменационные работы по русскому языку проверяются преподавателями кафедры русского языка Педагогического университета: замена сочетания проверка производится глаголом-сказуемым проверяются приводит к тому, что предложение приобретает разговорный характер).

1. Налоговая инспекция потребовала произвести опечатание склада.

2. В коммерческих вузах идет занижение требований к подготовке специалистов.

3. Изготовление изделий из винипласта осуществляется обычно методом штамповки.

4. Обработка результатов вступительных экзаменов производится специалистами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.