Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р.Ф. Альбиков, 2014 7 страница




Назначение референдума осуществляется Королем по предложению председателя правительства и при существовании первоначальной инициативы, исходящей от Конгресса депутатов. Кроме того, органический закон 1980 г., регламентирующий процедуру референдума, добавил дополнительное условие - инициатива Конгресса должна быть одобрена абсолютным большинством его членов.

На национальном уровне введена народная законодательная инициатива, когда законопроект, собравший не менее 500 тыс. подписей, передается в Конгресс депутатов. Референдум применяется при образовании автономных сообществ, в последних возможно осуществление народной инициативы. Непосредственное участие населения в управлении возможно и на более низком уровне - на уровне коммун, провинций, островов.

21.4 Центральные органы государственной власти

Закрепленная в конституции структура государственных органов относительно проста. Она строится на принципе разделения властей. Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть - Генеральным кортесам, исполнительная - правительству; Конституционный суд - орган конституционной юстиции.

Глава государства. Установленная конституцией форма испанского государства - парламентарная монархия - предопределяет правовое положение главы государства. Форма замещения поста монарха, предусмотренная статьей 57 основного закона, является традиционной, поскольку такая же содержалась в статье 60 монархической конституции 1876 г. и почти такая же - в статье 51 основного закона 1837 г. Король выступает как «глава Испанского государства», является символом его единства и постоянства. Он - гарант правильного функционирования государственных институтов (п. 1 ст. 56 конституции).

Испанский король, в частности, не является главой исполнительной власти. Он санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает Генеральные кортесы, назначает новые выборы согласно положениям конституции, объявляет о проведении референдума, назначает и увольняет членов правительства по предложению его председателя, назначает гражданских и военных служащих, жалует почетные титулы и знаки отличия, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет помилование, назначает послов, а иностранные послы аккредитуются при нем, подписывает международные договоры, по уполномочию Генеральных кортесов объявляет войну и заключает мир. Однако для того, чтобы акты монарха в названных областях были действительными, они должны быть контрассигнованы председателем правительства, министрами или председателем Конгресса депутатов. Наиболее значительное полномочие Короля - предложение Конгрессу депутатов кандидата на пост председателя правительства. Для этого Король проводит консультации с представителями парламентских фракций и через посредство председателя Конгресса предлагает кандидатуру на пост главы правительства. Этот акт монарха требует контрассигнации председателя Конгресса.



Генеральные кортесы "представляют испанский народ" (ст. 66 конституции). Они осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства и осуществляют иные функции, возложенные на них конституцией.

Внутренняя организация Кортесов в целом традиционна для западноевропейских парламентов. Каждая палата на срок своих полномочий избирает председателя, по четыре вице-председателя и по четыре секретаря. Депутаты организуются в парламентские группы (фракции); для образования фракции в Сенате требуется минимум 10 членов и 15 - в Конгрессе депутатов, но в нижней палате фракции могут также образовывать 5 членов, получивших по 15% голосов в своем избирательном округе или партии, набравшие 5% голосов в общенациональном масштабе.

Обе палаты Генеральных кортесов могут собираться на совместные заседания. Такие заседания ведет председатель Конгресса депутатов. На совместных заседаниях решается вопрос о наследовании Короны (л. 3 ст. 57 конституции), о лишении наследства лица, вступившего в брак, несмотря на запрет Короля и Генеральных кортесов (п. 4 ст. 57), об установлении регентства в случае отсутствия лица, могущего его осуществлять, путем назначения одного, трех или пяти человек (п. 3 ст. 59), о назначении опекуна несовершеннолетнего Короля, если его не назначил покойный Король или отсутствует опекун по закону (п. 1 ст. 60). На совместном заседании принимается присяга Короля (п. 1 ст. 61), а также клятвы наследного принца, регента или регентов (п. 2 ст. 61). Совместно заседающие палаты Кортесов дают полномочие Королю объявлять войну и заключать мир (п. 3 ст. 63).



В каждой из палат образуется на началах пропорционального представительства от фракций постоянная депутация - довольно оригинальный институт, существовавший в XIX веке в Австрии, Германии, а также предусматривавшийся в испанских основных законах 1812, 1856 и 1931 гг. Каждая депутация, включающая минимум 21 члена, действует в межсессионный период, а также тогда, когда срок полномочий палат истек или когда они распущены. Генеральные кортесы работают в сессионном порядке; ежегодно проводится две сессии - с сентября по декабрь и с февраля по июнь, т.е. парламент заседает восемь месяцев в году. Могут созываться чрезвычайные сессии по требованию правительства, постоянных депутаций и абсолютного большинства членов одной из палат.

Право законодательной инициативы принадлежит правительству, 25 членам Сената или Конгрессу депутатов; ассамблеи автономных сообществ большинством в 2/3 голосов могут требовать у правительства внесения проекта закона в бюро Конгресса депутатов; о народной законодательной инициативе уже было сказано.

Затем проект передается в другую палату, где он проходит ту же процедуру, что и в первой. В Сенате сроки рассмотрения проектов значительно более короткие, чем в Конгрессе депутатов. Сенат обладает двухмесячным сроком для того, чтобы мотивированным постановлением наложить вето на законопроект или внести в него поправки. Причем вето должно быть наложено абсолютным большинством голосов членов палаты. Для преодоления вето в Конгрессе депутатов требуется получение абсолютного большинства голосов, а если прошло два месяца после наложения вето, то требуется простое большинство. Если Сенат не наложит вето на законопроект, то Конгресс депутатов принимает или отклоняет поправки верхней палаты простым большинством голосов. Двухмесячный срок, предоставленный Сенату, сокращается до 20 дней, если правительство или Конгресс депутатов объявили законопроект срочным. Из указанного видно, что палаты в законодательной области неравноправны и нижняя палата имеет заметный перевес. В обеих палатах парламентарии голосуют лично и не могут передавать свой голос другому члену. Такое правило имеет цель уменьшить абсентеизм членов Кортесов. После принятия закона Генеральными кортесами, он должен быть санкционирован Королем, который распоряжается о его немедленной промульгации.

Специальная процедура применяется при принятии финансовых законов. Годовой бюджет не может включать нормы, устанавливающие налоги. Он содержит только расчеты по доходной и расходной частям. Инициатива представления бюджета принадлежит правительству, причем проект этого документа вносится в Конгресс депутатов не менее чем за три месяца до истечения срока действия бюджета предыдущего года. Существуют ограничения для внесения поправок в бюджет со стороны парламентариев: любые предложения или поправки, предлагающие увеличение кредитов или уменьшение бюджетных Доходов, должны получить одобрение правительства, чтобы быть приняты к рассмотрению. Наконец, бюджет должен быть принят до наступления первого дня его исполнения. В противном случае автоматически продлевается бюджет предыдущего года до принятия нового.

Таким образом, процедура принятия бюджета в испанском парламенте имеет существенные особенности - независимость друг от друга налогового закона и бюджета ведет к тому, что последний не может вводить или изменять налоги, которые были введены ранее. Кроме того, конституционные положения (ст. 138) благоприятствуют финансовым обязательствам государства, поскольку кредиты, предоставляемые для оплаты сумм и процентов по государственному долгу, всегда включаются в графу расходов бюджета и не могут быть изменены.

Парламент принимает делегирующие (уполномочивающие) законы, передавая законодательную власть правительству. Такая передача осуществляется в двух формах - путем издания соответствующего закона и путем издания правительством декретов-законов в силу их срочности и необходимости. В первом случае правительство, издавая имеющие силу закона декреты в течение установленного срока, принимает какие-либо меры в переданных ему областях. Во втором случае правительство использует предоставленную ему возможность на основании статьи 86 конституции, однако при этом декреты-законы не могут затрагивать существующие основные институты государства, права, обязанности и свободы граждан, положение автономных сообществ, а также положения о всеобщем избирательном праве. Если Конгресс депутатов не на сессии, то он немедленно созывается и приступает к обсуждению и голосованию по декретам в течение 30 дней с момента их промульгации.

Генеральные кортесы обладают традиционными для парламентарной монархии правами по контролю за деятельностью правительства. Наиболее важные полномочия в этой сфере принадлежат Конгрессу депутатов, а глава государства имеет на судьбу правительства очень ограниченное влияние. Конгресс депутатов формирует правительство, в этом процессе также участвует и монарх страны. Обе палаты Кортесов и их комиссии могут требовать от правительства любую информацию, требовать присутствия членов правительства на их заседаниях. Члены палат могут задавать вопросы правительству и вносить интерпелляции. Судебные полномочия Генеральных кортесов состоят в принятии решения о привлечении председателя правительства и других его членов к ответственности за измену или иные преступления, совершенные ими при исполнении своих функций, против безопасности государства. Возбужденное дело рассматривается уголовной палатой Верховного суда.

21.5 Исполнительная власть

Правительство - высший орган исполнительной власти, в ведении которого находится руководство внутренней и внешней политикой страны, гражданской и военной администрацией и обороной. Испанское правительство включает председателя, его заместителей и министров, а также других лиц, которые установлены законом.

Испанское правительство - собрание министров, "солидарных" друг с другом, поскольку оно несет солидарную политическую ответственность перед Конгрессом депутатов. Правительство - вершина исполнительной власти, в которую входят государственная администрация, армия, полиция, корпус безопасности. Функции испанского правительства в целом не выходят за рамки традиционных в государстве, имеющем форму парламентарной монархии. Оно руководит внутренней и внешней политикой страны, исполняет законы, издает в этих целях различные административные акты, назначает гражданских и военных чиновников. Правительство обладает законодательной инициативой (ст. 87 конституции); проекты законов должны быть одобрены Советом министров (ст. 88). Он может получать от Генеральных кортесов право издавать законодательные декреты в порядке делегирования законодательной власти в течение определенного отрезка времени по указанному кругу вопросов. В равной мере правительство может принимать декреты-законы без предварительной делегации парламента, о чем уже говорилось. Государственный совет является консультативным органом правительства и административных органов по юридическим вопросам. Счетная палата - высший контрольный орган в финансовой области и экономической деятельности государства и государственного сектора экономики. На членов палаты распространяются положения о независимости и несменяемости судей. В своем деятельности палата подчиняется Генеральным кортесам.

Совет экономического планирования занимается разработкой проектов планов экономического развития с учетом предложений автономных сообществ, профсоюзов, патрональных и других организаций экономического характера.

21.6 Конституционный суд

Конституционный суд включает 12 членов, назначаемых Королем на 9 лет. Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья - Сенатом, шестая - правительством и шестая - Генеральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой консенсус среди членов и избежать назначения простым большинством, которое поддерживает правительство. Каждые три года состав Суда обновляется на одну треть. Девятилетний срок полномочий делает Суд достаточно стабильным органом, а обновление по частям - предохраняет его состав и практику его работы от внезапных переориентаций и колебаний, какие могли бы быть при одновременной смене состава.

Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей. В первом случае руководит заседанием либо председатель Суда, либо вице-председатель, либо назначенный старший по возрасту член Суда. Во втором случае одной из палат руководит председатель Суда, а второй - вице-председатель. Возможно образование секций по два судьи в каждой. Процедура в Суде построена на началах состязательности; стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть также представлена адвокатом при Суде. Процедура в Суде бесплатна. Решение принимается большинством голосов; при равенстве голосов голос председателя дает перевес.

Свою основную функцию контроля за конституционностью законов Суд выполняет только после их вступления в силу. Последующий контроль носит абстрактный характер, т.е. осуществляется в отношении правовых норм и проводится по запросу председателя правительства, народного защитника, 50 депутатов или 50 сенаторов, коллегиальных органов исполнительной власти автономных сообществ и, в необходимых случаях, их ассамблей. Запрос подается в трехмесячный срок, считая со дня опубликования закона.

Конституционному суду принадлежит заметная роль в обеспечении прав граждан. Он применяет процедуру конституционного ампаро. Суд рассматривает нарушения прав и свобод граждан в результате принятия норм судебных юридических актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, а также их агентов и чиновников. Процедура ампаро в отношении законов не применяется. Иски ампаро в отношении актов и действий административных органов рассматриваются только по исчерпании возможностей обычного обжалования и в течение 20 дней после последнего решения при обжаловании в регулярный орган.

21.7 Автономия и местное управление

Территориально Испания разделена на муниципалитеты, провинции и автономные сообщества. Конституция 1978 г. устанавливает общие правила, которые сообщества должны соблюдать (ст. 152). Каждое автономное сообщество имеет законодательное собрание, члены которого должны избираться всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства участвующих в них политических партий.

Испанское законодательство предоставляет государству возможности вмешиваться в деятельность автономных сообществ. Такое вмешательство может осуществляться в различных формах. Более низкой территориальной единицей является провинция, объединяющая группу муниципалитетов. Управление провинцией осуществляется депутацией, избираемой населением. Центральное правительство представлено в провинции губернатором, назначаемым министром внутренних дел. Управление муниципалитетами возлагается на соответствующие советы, избираемые населением. Муниципалитеты могут объединяться для разрешения каких-либо проблем местного значения.

21.8 Судебная система

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначаются Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре - среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат (salas), рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) - судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кассационном порядке дела Высокого суда (Audiencia) на сумму свыше 3 млн. испанских посеет. Судами более низкого уровня являются - Национальный высокий суд (Audiencia nacional), состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ (Tribunles superiores; de lsa Comunidades; autonomas) обладают компетенцией в гражданско-правовой, уголовной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды (Audiencies provinciales), учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции (Juzgados de Prirnera у instruccion), муниципальные суды (Juzgados municipales) и мировые суды (Juzgados de paz). В каждой провинции учреждены: административный суд (Juzgado de lo concioso adrmistrativo), суд по контролю за местами лишения свободы (.luzgado de vigilancia penitinciafia) и суд по делам несовершеннолетних (Juzgado de minores).

Во главе прокуратуры находится генеральный прокурор, назначаемый Королем по предложению правительства и по получении консультации Генерального совета судебной власти. По уголовным делам прокуратура поддерживает обвинение и гражданские иски. Прокуратура действует при Верховном суде, при Конституционном суде и высоких судах.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем проявляются особенности конституционного развития США?

2. Каков порядок изменения Конституции США?

3. Каково регулирование конституционно–правового статуса человека и гражданина в США. Его содержание и гарантии?

4. Что такое «Билль о правах»?

5. Что представляет собой избирательная система США? Активное и пассивное избирательное право?

6. 10. Что такое Первичные выборы (праймериз)? Окончательное определение кандидатов?

7. Какие избирательные округа Вам известны? В чем суть системы распределения мандатов?

8. Каков порядок выборов президента, вице–президента, конгрессменов и сенаторов?

9. Что такое Конгресс? Каковы полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения его палат?

10. Что представляет собой законодательный процесс США? Что такое Импичмент?

11. Какие существуют особенности конституционно–правового статуса президента США? Каковы его полномочия, акты, порядок замещения должности в случае досрочной вакансии?

12. Что представляет собой правительство США?

13. В чем проявляется специфика Верховного суда? Порядок его формирования и полномочия.

14. Какова судебная система США и ее особенности?

15. В чем проявляется федерализм США? Каково правовое положение штатов?

16. Что представляет собой политико–административное устройство штатов?

17. Органы штатов и местное самоуправление.

18. В чем проявляются особенности конституционного права Великобритании?

19. Имеются ли различия по сущности, содержанию, форме и порядку измене­ния между конституциями США и Великобритании? Какие это различия?

20. Какие источники конституционного права Великобритании известны и их юридическое значение.

21. Что такое Общее право.

22. Каковы особенности регулирования конституционно– правового статуса человека и гражданина в Великобритании?

23. Что представляет собой избирательная система Великобритании? Активное и пассивное избирательное право.

24. Какие избирательные округа Вам известны? Система распределения мандатов?

25. Референдум. Порядок его проведения.

26. Парламент Великобритании, его структура.

27. Полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения палат.

28. Что представляет собой законодательный процесс?

29. Монарх. Прерогативы короны и ее фактическая политическая роль.

30. Каков порядок престолонаследия?

31. Правительство и кабинет.

32. Порядок формирования и ответственность Правительства и Кабинета.

33. Правовой статус и роль премьер–министра.

34. Что представляет собой политико–административное устройство территории?

35. В чем проявляется специфика организации местного самоуправления?

36. Каковы основы судебной системы Великобритании?..

37. Конституционное развитие Франции после второй мировой войны.

38. Характеристика конституции 1958 года и ее последующих изменений.

39. Порядок пересмотра конституции Франции.

40. Что представляет собой конституционный контроль?

41. Что представляет собой избирательная система Франции? Активное и пассивное избирательное право.

42. Какие избирательные округа Вам известны? Система распределения мандатов.

43. Каков порядок выборов Президента, сенаторов и депутатов?

44. Парламент, его структура. Полномочия, внутренняя организация и взаимоотношение палат.

45. В чем проявляются конституционные ограничения компетенции парламента?

46. Что представляет собой законодательный процесс во Франции?

47. Президент. Его социальное значение и политическая роль. Компетенция и взаимоотношения с парламентом и правительством. Ответственность.

48. Правительство. Порядок его формирования и компетенция Ответственность.

49. Что представляет собой Конституционный совет Франции?

50. В чем проявляется специфика конституционного контроля?

51. Политико–административное устройство территории.

52. Что представляет собой местное управление и самоуправление?

53. Формы контроля центра за местным самоуправлением.

54. Конституционные основы судебной системы Франции.

55. Основной закон ФРГ 1949 года, его характеристика и развитие.

56. Что представляет собой конституционный статус человека и гражданина и его гарантии?

57. Что представляет собой избирательная система ФРГ? Активное и пассивное избирательное право.

58. Какие избирательные округа Вам известны? Система распределения мандатов.

59. Бундестаг и бундесрат. Порядок их формирования, их полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения.

60. Что представляет собой законодательный процесс?

61. Федеральный президент. Порядок избрания, компетенция и порядок ее осуществления, ответственность, реальная политическая роль.

62. Федеральное правительство. Порядок его формирования, компетенция, акты.

63. Каков статус федерального канцлера?

64. Какова особенность парламентской ответственности? Чрезвычайные полномочия.

65. Что представляет собой федеральный конституционный суд?

66. Раскройте понятие – Германский федерализм.

67. В чем проявляется специфика организации местного управления и самоуправления в землях?

68. Каковы конституционные основы судебной системы Германии?.

69. Конституция Италии 1947 года и ее характеристика.

70. Конституционный статус человека и гражданина и его гарантии.

71. Что представляет собой избирательная система Италии? Активное и пассивное избирательное право.

72. Какие избирательные округа Вам известны? Системы распределения мандатов.

73. Каков порядок выборов депутатов и сенаторов?

74. Референдум и порядок его проведения.

75. Парламент Италии. Полномочия, внутренняя организация и взаимоотношение палат.

76. Что представляет собой законодательный процесс и его особенности?

77. Президент республики. Порядок его избрания, компетенция и порядок ее осуществления, акты, ответственность. Реальная политическая роль.

78. Правительство. Порядок его формирования, компетенция, акты, ответственность. Статус и политическая роль главы правительства.

79. Конституционный суд Италии. Система конституционного контроля.

80. Что представляет собой Государственный совет?

81. Каковы конституционные основы судебной системы Италии?

82. Что представляет собой политико–территориальное устройство? Областная автономия. Особенности статуса пяти областей.

83. В чем проявляется специфика местного управления и самоуправления в Италии?

84. Конституция Японии 1947 года и ее характеристика.

85. Каков конституционный статус человека и гражданина и его гарантии?

86. Что представляет собой избирательная система Японии? Активное и пассивное избирательное право.

87. Какие избирательные округа Вам известны? Системы распределения мандатов.

88. Каков порядок выборов членов обеих палат парламента?

89. Парламент. Полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения палат.

90. Что представляет собой законодательный процесс Японии?

91. Монарх. Его юридические и фактические полномочия. Политическая роль.

92. Каков порядок престолонаследия?

93. Каков порядок формирования Кабинета: его полномочия, акты, ответственность?

94. Какова роль премьер– министра?

95. Конституционные основы судебной системы.

96. Политико–административное устройство Японии.

97. Что представляет собой местное самоуправление Японии?

98. Что представляет собой Конституция 1950 г., ее характеристика. Особенности порядка ее изменения?

99. Каков правовой статус индийского гражданина, его гарантии?

100. Что представляет собой избирательная система Индии? Активное и пассивное избирательное право.

101. Какие избирательные округа Вам известны? Система распределения мандатов. Порядок выборов членов обеих палат парламента.

102. Парламент Индии: полномочия, внутренняя организация и взаимоотношения его палат.

103. Что представляет собой законодательный процесс в Индии?

104. Каков порядок выборов и замещения Президента, его юридические и фактические полномочия, политическая роль и ответственность?

105. Что представляет собой Совет министров и кабинет, его юридическая и фактическая компетенция, акты, ответственность? Роль премьер– министра.

106. Каковы конституционные основы судебной системы Индии?

107. В чем проявляется специфика федерализма Индии? Правовое положение штатов и их взаимоотношения с Союзом союзных территорий.

108. Каково политико–административное устройство штатов и союзных территорий?

109. Что представляет собой Конституция КНР?

110. Каковы основы и особенности конституционного статуса гражданина КНР и его гарантии?..

111. Какова политическая роль Коммунистической партии Китая?

112. Что представляет собой избирательная система КНР?

113. Что представляет собой Всекитайское собрание народных представителей?..

114. Что представляет собой постоянный комитет ВСНП?

115. В чем раскрывается конституционно–правовой статус председателя КНР?

116. Государственный совет КНР.

117. Каково административно– территориальное устройство КНР?

118. Какова система местных государственных органов Китая?

119. Что представляют собой Районы национальной автономии в Китае?

Литература


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал