Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дж. Вико, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер).




  Эпоха Просвещения по-новому переосмысливала культурный опыт прошлого и настоящего. Предметом интереса в Новое время становятся археологические памятники, произведения народной культуры, описания путешественниками культур отдельных неевропейских стран, данные о различных языках и т. д. Имея в виду все это множество фактов, Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человечества. Новое время заложило основы культурологического знания хотя бы тем, что четко сформулировало вопросы: · что такое культура? · каковы специфические черты и признаки культуры? · в чем смысл культуры? В попытках осмысления культуры уже тогда обозначилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры», наметилось противопоставление их друг другу. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – один из наиболее влиятельных мыслителей Германии, просветитель, писатель, литературовед. Его концепция культуры, разработанная в книге «Идеи к истории философии человечества», оказала существенное влияние на дальнейшее развитие культурологических концепций. «Нет ничего менее определенного, чем «культура», – замечал философ, – и нет ничего более обманчивого, как прилагать ее к целым векам и народам» [Гердер И.Г. Идеи к философии человечества. – М., 1977]. Сущность культуры Гердер осмысливал в контексте единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего определенные, необходимые ступени. Развитие культуры и развитие человеческого общества он считал явлениями взаимосвязанными. Гердер в истории развития культурологических идей был одним из первых, кто обратил внимание на проблему смысла культуры. Смысл культуры он находил в гуманизации общества, так как гуманность соответствует природе человека. «Мне хотелось бы словом «гуманность» охватить все, что я до сих пор говорил о человеке, о воспитании его благородства, разума, свободы, высоких помыслов и стремлений, сил и здоровья, господства над силами земли». [Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997]. Вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности. Никакой деспотизм, никакие традиции не могут задержать его. Природа культуры носит деятельный характер и способствует возрастанию и интеллектуального, и технического могущества человека. Мощным диссонансом оптимизму многих просветителей стала критика культуры Жан-Жака Руссо (1712-1778). Фактически это было одно из первых противопоставлений человека и культуры. Руссо характеризовал современную ему культуру как плод и источник неравенства. Общественный прогресс имеет место, но он глубоко противоречив и не идеален. Руссо видел в человеке существо прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нем формируются негативные качества (жестокость, зависть). Лживость и фальшь проникают в искусство, науку и отношения между людьми. Моральное оскудение перерастает в опустошенность личности. Чувствуя себя двояким – и свободным и рабом одновременно, человек пытается возвратиться к себе, к природе, но в условиях извращенной цивилизации это невозможно. В таких работах, как «Прогулки одинокого мечтателя», «Новая Элоиза», Руссо призывал бежать от всего социального к естественному, сентиментально искреннему, устремиться от культуры к природе.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.