Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устноречевая коммуникация и ее виды.




.Устноречевая коммуникация и ее виды.
Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, автоматизмом в употреблении языковых средств и способов изложения информации.
Задача устноречевой коммуникации — добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую выражал говорящий. Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, информация будет воспринята и осмыслена одинаково.
Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации. Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о действиях.
Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Ситуация (акт) речевой коммуникации характеризуется продуцированием высказывания, его восприятием и реактивным действием адресата (речевым или неречевым), демонстрирующим обратную связь. Одним из основных компонентов общения в той или иной ситуации является коммуникативно-речевое побуждение (мотив) каждого коммуниканта. Вербальное содержание каждой коммуникативной ситуации представляет собой речевое (языковое) выражение системы, отражающей закономерность связей реальных предметов, явлений и процессов в речевом предъявлении.
Виды устноречевой коммуникации:
1)Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение –вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, явлений, дополняя их своими рассуждениями. Основная единица говорения - производство конкретного слова, предложения в ходе речевого акта — обмена продуктами речи между адресантом и адресатом.
2)Слушание как вид коммуникации. Слушание, относится к видам речевой. эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание. Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выраженной вербальными или невербальными средствами, то можно заранее нее быть уверенным в безуспешности общения. Пара говорящий—слушающий — необходимое условие реализации ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой. Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора. Единицей слушания называют смысловое решение, обычно шествующее действиям.

26. Письменноречевая коммуникация: свойства, виды и функции.

Письменноречевая коммуникация, имея
некоторые сходные черты с устноречевой, отличается
большей подготовленностью независимостью от
времени и условий протекания, употреблением более
развернутых, литературно оформленных речевых
оборотов. Часто именно письменноречевые
произведения становятся основой для
продуцирования устной речи.
Задача участников письменноречевой
коммуникации — добиться адекватности выражения-
восприятия информации независимо от временной
отсроченности или условий протекания. В процессе
данной коммуникации, опосредованной общими
(взаимосвязанными) установками коммуникантов,
роли распределяются по известной схеме.
Автор (адресант) письменного произведения
чаще всего воплощает свои действия в передаче
мыслей, идей, знаний обобщенному (абстрактному)
собеседнику (читателю), который не обязательно
реагирует на полученную информацию немедленно и
не всегда известен автору.
Читатель (адресат) информационного текста
воспринимает как общее содержание текста, так и
стратегический замысел автора. Смысловое
восприятие прочитанного выражается в приятии или
неприятии точки зрения автора, следовании
полученным рекомендациям или в попытке
переосмыслить текст, выражая в устных или
письменных реактивных действиях собственное
видение предмета.
Специфические условия протекания
письменной речи, а именно: отсутствие
непосредственного реципиента и промежуточной
обратной связи с ним; невозможность для пишущего
интонировать свою речь и, следовательно,
необходимость более тщательно строить фразы, под-
бирая более адекватные языковые средства;
отсутствие ограничений во времени общения и в
связи с этим более качественная шлифовка формы
речи и др., обусловливают следующие признаки
письменной речи (кроме речи отдельных персонажей
произведений): логичность, развернутость,
избыточность, нормативность, стилистическая
соотнесенность и т.д.
Функции письменноречевой коммуникации:
1. Функцию сообщения реализуют все
письменные тексты. В зависимости от сферы общения
они несут научную, деловую, общекультурную
информацию, которая может быть востребована и
использована в любое удобное для читателя время.
2. Говоря о функции общения, часто вообще
опускают ее письменноречевой вид, который
представлен в деловой переписке, рекламно-
информационных текстах, преследующих цель
немедленно вызвать ответную реакцию (совершение
поступка) и т.д. 3. Функция
воздействия присуща как художественным текстам,
вызывающим определенное эмоциональное состояние
читателя, прогнозируемое автором, так и научно-
популярным, публицистическим, учебным текстам.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.